Развитие игровой деятельности у детей 5-6 лет
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Развитие игровой деятельности у детей 5-6 лет
Аннотация. Статья посвящена развитию игровой деятельности у детей 5-6 лет. В статье раскрываются понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры и особенности развития игровой деятельности у детей 5-6 лет.
Ключевые слова: игровая деятельность, развитие игровой деятельности, дети дошкольного возраста, игра.
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС ДО, особенное внимание уделяется непосредственно игровой деятельности в качестве ведущей в период дошкольного детства. При правильной организации игры создаются условия для развития интеллектуальных, личностных и физических качеств, стимулируется учебная деятельность, а также обеспечивается социальная успешность детей. В действующем ФГОС ДО указывается, что игровая деятельность способствует социально-нормативным возрастным особенностям обеспечения.
Как считают А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, «игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам)» [3] Ребенок обобщает игровые приемы и переносит их в другие ситуации. Таким образом, игра становится формой самовыражения и собственного творчества, что способствует ее развитию.
По мнению Л.С. Выготского, «игра является источником развития и создает зону ближайшего развития» [1] На самом деле, именно через игровую деятельность и происходит развитие ребенка. В этом отношении игра может быть ведущей деятельностью, то есть детерминирующей развитие детей.
Также, А.Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности являются не объективные количественные показатели, «ведущая деятельность - это не просто работа, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, на которую ребенок отводит много времени». Игра не является качественно смешанной, существуют ее различные виды: творческие, игры с правилами, развлечения и др [2].
Д.Б. Эльконин выразил умную мысль относительно расчленения понятия «игра». По его мнению, игру стоит рассматривать как своеобразную деятельность, а не как «собирательное понятие, объединяющее все виды детской деятельности», в частности, и такие игры, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делает это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи на место Все это не игра слов в их собственном смысле [4].
ДБ Эльконин предложил рассматривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру [4].
Как отличить игровую деятельность:
- его непродуктивный характер, его ориентация на сам игровой процесс, а не на высокие цели;
- воображаемый план игры доминирует над реальностью, поэтому игровые действия не реализуются по логике объективных значений вовлеченных в игру предметов, а по логике игрового настроения, которое можно получить в вымышленной ситуации
Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации игр применяемых в практике, установления связей между разными формами самостоятельной игры и игровой деятельности, которые протекают в игровой форме. Как известно, любое действие определяется ее мотивом, то есть это действие направлено на игру. Игра – это деятельность, которая сама по себе движет ею. Ребенок играет по тому, что ему хочется играть, а не для получения какого-то конкретного результата, что типично для быта, труда и любой другой продотворной работы.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательно-образовательной деятельности детского сада. В ней отражаются знания и умения, которые приобретаются на занятиях, и закрепляются правила поведения, к которым дети будут учиться по мере роста. Именно так трактуется роль игр в программе воспитания детей: «В дошкольном образовании игра является важнейшей самостоятельной работой ребенка, имеющей большое значение для физического и психического развития».