Статья:

Кадровое обеспечение студенческого телеканала как площадки для обучения студентов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кошелева О.С. Кадровое обеспечение студенческого телеканала как площадки для обучения студентов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 5(98). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/98/66664 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Кадровое обеспечение студенческого телеканала как площадки для обучения студентов

Кошелева Ольга Сергеевна
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

Важную роль при основании телекомпании играет своевременное планирование ее кадрового оснащения. Они определяются не столько финансовыми возможностями университета, сколько необходимыми для изучения и для продвижения вуза форматами программ и жанров тележурналистики. Отсюда следует, что прежде необходимо определить жанровые особенности телеканала, распределить задачи между его редакциями, и затем рассмотреть оптимальную характеристику помещений, список нужной техники и решить кадровую составляющую.

В задачи редактора входит обеспечение работы редакции и обучение студентов только работе журналиста. Помимо него в каждой редакции необходимы свои видеооператоры и видеомонтажеры, которые обучают студентов своей профессии и выполняют одинаковые функции, отличающиеся лишь спецификой форматов и жанров редакций, к которым они относятся. В исключительных случаях эти сотрудники могут выполнять работу в другой редакции, но, на наш взгляд, это может негативно повлиять на качество выполняемой работы.

Видеооператор (1-2 специалиста в каждую редакцию): работа на месте событий и качественное создание всех необходимых видеоматериалов (синхроны, лайфы, люфты, прямые трансляции и т.д.) в соответствии с заданием от журналиста. Обучение журналиста основам работы в составе съемочной группы. Осуществление съемки в студии, настройка светового и звукового оборудования. Обучение студентов-видеооператоров работе на месте событий и в телестудии, экскурс по настройкам камеры, принципам съемки, художественным правилам и приемам. Переход от теории к практике через значительный промежуток времени и после сдачи экзамена студентом на знание работы с техникой (по причине работы с дорогостоящим оборудованием, за которое несет ответственность сам оператор). Просматривает и комментирует видеоряд студента, проводит работу над ошибками.

Видеомонтажер (1-2 специалиста в каждую редакцию): монтаж имеющегося видеоряда в соответствии с заданием от журналиста, сам журналист обязан присутствовать в процессе монтажа PR- и художественных материалов. Это связано с тем, что, в отличие от новостных жанров, этот монтаж играет огромную роль в восприятии зрителя, и разные способы и приемы монтажа способны сделать идею и посыл журналиста некорректной. Также в пост-продакшн включена работа с корректировкой звука, цвета и света, возможна дополнительная задача в создании анимации, графиков, саунд-дизайн. В процессе обучения студентов-монтажеров специалист знакомит их с техниками и приемами монтажа в зависимости от жанра, темы и цели материала, обучает работе в специальных программах, просматривает и комментирует каждую готовую работу студента, проводит работу над ошибками.

В начальном планировании кадрового обеспечения телекомпании мы учли только тех специалистов, которые обладают уникальными знаниями в своей сфере и чьи обязанности не пересекаются между собой. В будущем возможно расширение кадрового состава в целях улучшения работы телекомпании и повышения качества обучения студентов. Так, вариативными должностями на этом этапе являются звукорежиссер (его обязанности может выполнять оператор), продюсер и сценарист (этим навыкам может обучить редактор отдела и его помощники), SMM-специалист, программисты.

Все журналисты, а также практиканты операторы и монтажеры не являются официальными сотрудниками телекомпании. То же самое практикует в своих стенах ТРК «ЮУрГУ-ТВ» (г. Челябинск), и такое решение имеет следующие причины:

  • так студенты могут легко сочетать обучение в телекомпании с занятиями в вузе на основном направлении, есть возможность изучать расписание и выбирать те съемки, которые не пересекаются по времени с занятиями;
  • в связи с большим потоком студентов (как имеющими собственное желание, так и находящимися в поиске места для прохождения практики) появляется быстрая сменяемость, или «текучка», что негативно повлияет на работу телекомпании;
  • у студентов появляется уникальная возможность сравнивать профессии медиаиндустрии, чтобы впоследствии выбрать наиболее привлекательную для себя;
  • с точки зрения трудового законодательства, у вуза могут возникнуть проблемы с трудоустройством лиц, не имеющих высшего образования.

Следует обратить внимание на последний пункт. По закону для студентов в возрасте свыше 18 лет устанавливается полная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю. Согласно типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Соответственно прием на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, гражданина, не имеющего соответствующего образования, будет незаконным даже в том случае, если работник имел опыт работы в данной сфере [1]. Поэтому трудоустроить сотрудников является возможным на должность, официально не связанную с преподаванием и не требующую специальных знаний (например, техник, специалист обеспечения работы отдела и др.). Важно отметить, что со студентом не может заключаться трудовой договор по совместительству, поскольку учеба в вузе не является трудовой деятельностью [2].

Таким образом, все приведенные нами рубрики, транслируемые в будущем на телеканале, являются одними из вариантов, составляющих сетку вещания и занятий студентов. Главная особенность, которая должна сохраняться вне зависимости от выбора рубрик – максимально широкий спектр жанров и специфик работы для съемочной группы для того, чтобы студенты получили достаточно практики по самым разным направлениям обучения в стенах телекомпании. Так же вариативен и кадровый состав: крайне желательны два редактора и два видеооператора в редакцию «Новости» и по одному редактору, видеооператору и видеомонтажеру в другие отделы. Наиболее удачный и оптимальный вариант, несомненно, это наличие у всех сотрудников законченного высшего образования, чтобы реализовать возможность полноценного обучения студентов вуза, однако на этапе создания и формирования телеканала допустимо обучение студентов исключительно опытными сотрудниками с незаконченным высшим образованием с присутствием на занятиях (и в обязательном порядке на итоговых аттестациях, зачетах, экзаменах) преподавателей вуза. В ТРК «ЮУрГУ-ТВ» проходит в большей степени практика, нежели теоретическая часть обучения, и в течение всего периода студенты учатся у сотрудников (как с высшим образованием, так и без него). Все экзамены принимаются исключительно преподавателями, а сотрудники, скорее, содействуют в получении качественных практических навыков. Поэтому в будущем для беспрерывной работы телекомпании как в выпуске материалов, так и в обучении студентов, все же необходимо получение всеми сотрудниками высшего образования.

Следует также понимать, что основным занятием студентов должно оставаться регулярное посещение дисциплин по своей специальности, а не осуществление как можно большего количества съемок и забота о сетке вещания телеканала, поэтому студенты-практиканты телеканала не будут официально трудоустроены до тех пор, пока не получат диплом о высшем образовании. Сотрудниками могут стать студенты, претендующие на должности редактора, видеооператора и видеомонтажера, отличающиеся исключительными успехами в работе в телекомпании, исполнительностью и осознающие, что работа в телестудии не освобождает их от обучения в вузе.

 

Список литературы:
1. Правомерно ли принятие на работу без наличия диплома? Режим доступа: https://www.kdelo.ru/qa/112372-pravomerno-li-prinyatie-na-rabotu-bez-nalichiya-diploma. Дата обращения: 03.02.2020
2. Полставки или целый рабочий день? Юрист комментирует право студентов на работу. Режим доступа: https://people.onliner.by/2017/08/15/likbez-5. Дата обращения: 03.02.2020