Статья:

НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Филипченкова М.Е. НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 17(284). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/284/148202 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Филипченкова Мирослава Евгеньевна
студент, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Завьялова Анастасия Александровна
научный руководитель, ассистент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи с позиции разных авторов. Также в статье описаны виды нарушений слоговой структуры и их характеристика по уровням общего недоразвития речи.

Abstract. This article examines the problem of forming the syllabic structure of a word in preschoolers with general speech underdevelopment from the perspective of different authors. The article also describes the types of violations of the syllabic structure and their characteristics according to the levels of general underdevelopment of speech.

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, дошкольный возраст, нарушение слоговой структуры слова.

Keywords: general underdevelopment of speech, syllabic structure of the word, preschool age, violation of the syllabic structure of the word.

 

Постановка проблемы. Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, является формирование слоговой структуры слова. является одной из приоритетных задач логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Эффективность такой работы зависит от своевременного выявления речевых нарушений и их коррекции, что позволяет предотвратить негативное влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка и формирование его личности в целом.

Анализ литературы. Анализ научно-методической литературы показал, что на современном этапе развития логопедии, проблему нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи отразили в своих трудах такие авторы как Л.С Волкова, Т.Б. Филичева, Н. Ю. Дунаева, Г.А. Османова [1;2;4;9].

Анализ и содержание современных подходов к нарушению слоговой структуры слова при ОНР рассмотрены в научных публикациях О. Солдатенкова, Т.В. Коротовских, Е.В. Жулина, Д. В. Позднякова, В.В. Паназдырь [3;5;6;7;8].

Целью статьи является теоретический анализ сущности понятия «слоговой структуры слова», а также выявление особенностей нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала. Общее недоразвитие речи — сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь. Одно из основных нарушений в структуре дефекта — нарушение слоговой структуры (под понятием «слоговая структура» слова принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове) [4].

Развитие речи, которое включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, является основой для успешного освоения грамоты и чтения. Поэтому овладение слоговой структуры слова является одним из условий успешного обучения в школе, а своевременное усвоение правильной речи имеет важное значение для всестороннего развития личности ребёнка [8].

Особое внимание уделяется проблеме нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста, поскольку такие дефекты удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Поскольку слоговая структура речи формируется постепенно в течение длительного времени, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе. Эффективность логопедического воздействия зависит от своевременного начала его проведения [8].

У детей ОНР является распространенным нарушением, и проблема его наличия у дошкольников давно встала перед психолого-педагогической наукой. Впервые научное объяснение нарушению было дано Р.Е. Левиной в 50-60-е гг. XX века [7].

Нарушения слоговой структуры по-разному меняют слоговой состав слова.
Отчетливо выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова [5].

Какие искажения могут встречаться в словах:

1. Нарушение количества слогов:

а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

б) Итерации - увеличение количества слогов за счет добавления слогообразущей гласной в том месте, где располагается стечение согласных («тарава» - трава).

2. Слова, в которых нарушена последовательность слогов: перестановка слогов в слове («деворе» - дерево); перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот).

3. Искажения структуры отдельного слога - сокращение стечения согласных, которые превращают закрытый слог в открытый ((капута» - капуста), слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул); вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» капитан, «вевесипед» - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове (па-нанама» - панама; «вввалабей» - воробей).

6. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница) [5].

Все вышеперечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с ОНР. Эти нарушения наблюдаются у детей на разных (в зависимости от уровня развития речи) этапах слоговой трудности [5].

Нарушение слоговой структуры слова сохраняются в речи ребёнка с ОНР дольше, чем недостатки в произношении отдельных фонем, поэтому работу над слоговой структурой слова следует начать как можно раньше с дошкольного возраста [4].

Л.С. Волкова отмечала, что каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих развитие зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, ростом речевой активности, изменением мотивации речи и ее предметно-смыслового содержания [1].

Р.Е. Левиной были определены особенности усвоения слоговой структуры слова детьми с разными уровнями речевого развития в условиях общего недоразвития речи [9].

Характеристика слоговой структуры слова у детей с ОНР:

1. I уровень речевого недоразвития характеризуется как «начатки фразовой речи». На первом уровне у детей с ОНР отмечаются нарушения восприятия и воспроизведения слоговой структуры. В самостоятельной речи чаще используют односложные слова, часто сокращают услышанные слова до одного слога («ма» — машина). Дети владеют артикуляцией простых звуков, а также заменяют ими те, которые произносить не могут. Фонематическое развитие находится на низком уровне. Дети этой группы слоговую структуру воспроизвести не могут, за исключением обиходных или очень знакомых слов, часто односложных. Двух- и более сложные слова отсутствуют. [6;9].

2. II уровень речевого недоразвития – дети воспроизводят слоговой контур слов, но искажают их звуковой состав. Дети могут правильно произносить звуки изолированно, но в словах наблюдаются искажения. Проявляются затруднения в слоговой структуре слова, реже – в одно- и двухсложных словах, чаще – в двух- и более. В трёхсложных словах обычны искажение и пропуск звуков, перестановки и пропуски слогов. Часто возникают трудности при повторении слова, в составе которого имеются открытый и закрытый слоги. Легче всего детям произносить слова с открытыми и прямыми слогами (например, мама, ваза). При произношении стечений согласных часто выпадает один, а в некоторых случаях и несколько звуков. Произношение односложных слов со стечениями согласных, а также трех- и четырехсложные слов вызывает большие трудности. Наиболее явно выражаются искажения слов из трёх, четырёх и пяти слогов [6;9].

3. III уровень недоразвития речи характеризуется тем, что дети обычно способны использовать слоговую структуру слов. Произношение изолированных звуков близко к норме, но наблюдаются смешения близких по акустическим и артикуляционным признакам. Ошибки чаще возникают при воспроизведении незнакомых и сложных по слоговой структуре слов, например могут переставлять слоги местами, сокращать слоги в словах и т.п. [6;9].

Т.Б. Филичева выделила четвёртый уровень речевого развития у детей с ОНР и отметила, что на этом уровне выявляются незначительные нарушения всех компонентов языка [9]. Она также отметила, что особенность нарушения слоговой структуры у этих детей состоит в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, в связи с чем возникает искажение звуконаполняемости в разных вариантах [2].

Установлена связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Дети начинают произносить предложения, состоящие из трёх коротких слов и более, раньше, чем слова из трёх слогов. Возникновение предложений, включающих в себя четыре слова и более, предшествует появлению слов из четырёх слогов. До этого момента речевого развития ребёнок сокращает слова, состоящие из нескольких слогов. Они зависят не от возраста ребенка, а от уровня развития его речи. Поэтому работа по формированию способности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова — важная часть речевого развития дошкольника и его подготовки к обучению в школе [9].

С каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. У большинства таких детей в разной степени наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи, поэтому формирование слоговой структуры слова является составной частью логопедической работы, направленной на коррекцию недоразвития речи у детей [8]. При овладении слоговой структурой слова ребёнок должен усвоить как структурные элементы речи, так и смысловую сторону речи. При работе с детьми и определении её последовательности, учитывается, что развитие слоговой структуры слова идёт параллельно с усвоением звуковой и лексико-грамматической сторон речи. У детей с нарушениями речи формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом) [3].

В целом, логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она занимает много времени и является частью всего коррекционного процесса. Следует помнить, что формирование слоговой структуры слова развивает у ребёнка «языковое чутьё», что не только способствует развитию фонетической стороны речи, но и предупреждает нарушения письменной речи [3].

Выводы. В ходе теоретического исследования мы выяснили, что нарушение слоговой структуры является одним из основных дефектов при ОНР. Нарушению слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уделяется особое внимание, потому что оно может существенно осложнить процесс обучения. В зависимости от уровня общего недоразвития речи меняется и характеристика отклонений в слоговой структуре слова. Таким образом, полученная информация свидетельствует о важности логопедического воздействия, эффективность которого зависит от времени его начала.

 

Список литературы:
1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с. 
2. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал. — 2004. — №1. — С.5. 
3. Солдатенкова О. Формирование слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи [Электронный ресурс] / О. Солдатенкова. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/296484 
4. Дунаева Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): учебное пособие / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова // Москва: Владос, 2017. — 20 с. 
5. Коротовских Т.В. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II - III уровня / Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур // КПЖ. — 2016. — №1 (114). 
6. Жулина Е.В. Сравнительное изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и в норме [Электронный ресурс] / Е.В. Жулина, А.Р. Салахова. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnoe-izuchenie-osobennostey-zvuko-slogovoy-struktury-slova-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
7. Позднякова Д.В. Применение интерактивных методов в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Д.В. Позднякова, С.Ю. Лондаренко. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/334058
8. Паназдырь В.В. Cлоговая структура слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. В. Паназдырь, Д. А. Кочура // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". — 2021. — № 13-2. — С. 2. 
9. Османова Г.А. Логопедический тренинг по запуску речи: Система работы с неговорящими детьми 3–7 лет : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Г.А. Османова, О.Г. Ивановская, М.С. Юрова. — Режим доступа:  https://e.lanbook.com/book/241919