Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(344)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рыжова С.И. ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 35(344). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/345/178849 (дата обращения: 27.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рыжова Софья Игоревна
магистрант, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Цинкерман Тамара Николаевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

THE USE OF ONLINE TECHNOLOGIES TO DEVELOP LISTENING SKILLS AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Ryzhova Sofya Igorevna

Student, Master’s student, Volgograd State University, Russia, Volgograd

Tamara Nikolaevna Tsinkerman

Scientific supervisor, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Volgograd State University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена ростом числа онлайн-технологий, использующихся в образовательной среде благодаря научно-техническому прогрессу (НТП). Применение подобных технологий может внести огромный вклад в развитие аудитивных навыков у учащихся старшего школьного возраста, поскольку современные подростки и молодые люди в большинстве случаев являются активными пользователями гаджетов и интернет-ресурсов. Объектом данного исследования выступают онлайн технологии, способствующие развитию навыков аудирования. Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать значимость их применения в процессе обучения.

Abstract. The relevance of this topic is due to the growing number of online technologies used in the educational environment due to scientific and technological progress (STP). The use of such technologies can make a huge contribution to the development of auditory skills among high school students, since modern teenagers and young people are in most cases active users of gadgets and Internet resources. The object of this research is online technologies that promote the development of listening skills. The purpose of the study is to substantiate the importance of their application in the learning process.

 

Ключевые слова: аудитивные навыки, старший школьный возраст, онлайн- технологии, иноязычная компетенция.

Keywords: listening skills, high school age, online technology, foreign language competence.

 

Последние несколько лет ознаменовались существенным прорывом в развитии информационных технологий, который мы можем ощущать во многих сферах деятельности, и система образования не является исключением. Современные онлайн-технологии достаточно резко приобрели значительное влияние в учебном процессе после начала пандемии COVID-19, благодаря им стало возможно непрерывное обучение вне зависимости от места локации. Разумеется, в зависимости от вида учебной деятельности зависит, насколько эффективно и целесообразно использование новых технологий.

Аудирование считается одной их наиболее сложных практик в формировании навыков понимания иноязычной информации на слух. Многие учащиеся признаются в том, что наиболее пугающей частью освоения языка для них остается аудирование и говорение. Процесс восприятия речи на слух отличается активным целенаправленным характером, связанным с выполнением сложной мыслительно-мнемической деятельности, успешности протекания которой содействует высокая степень концентрации внимания [2, с. 645].

Кроме того, важно учитывать психологические и когнитивные особенности развития человека в различном возрасте. К старшему школьному возрасту принято относить подростков и молодых людей от 15 до 17 (18) лет. Это могут быть как учащиеся школы 9-11 классов, так и студенты средних профессиональных образований (колледжей, училищ, техникумов), в иных случаях – высших учебных заведений. 

В данном возрасте существенно увеличивается способность концентрироваться продолжительное время, удерживать внимание на предмете обсуждения, при этом достаточно быстро переходя на другую тему. С другой стороны, в зависимости от присущих именно подростку интересов в данный период времени, внимание приобретает избирательный характер [4 с.190]. В этом деле свою неоспоримую помощь могут внести онлайн-технологии, включенные в систему обучения.

Поскольку речь идет о молодых людях с уже сформировавшимися выраженными интересами, то для их успешного обучения требуется поддерживать достаточно высокий уровень мотивации. В первую очередь им необходимо понять, как именно и где может пригодится данный навык или лексика, посвященная определенной теме. В реальности нам часто приходится сталкиваться со спонтанными ситуациями, перепрыгиванием с темы на тему, Small talk и другими неожиданностями. Поэтому важно максимально разнообразить темы для аудирования, при этом, внедряя те, что наиболее актуальны для молодых людей. Познавательно-коммуникативный интерес, содержащийся в записи, может послужить стимулом в изучении иностранного языка.

В обучении можно использовать различные виды видеопродукции: учебные видеокурсы, художественные и документальные фильмы, мультипликационные фильмы, видеоэкскурсии по городам, достопримечательностям и музеям, музыкальные видеоклипы, новости, телепередачи, интервью и др. [3, с. 166]. Количество методов и способов развития аудитивных навыков существенно возросло. Они могут как сопровождаться видеорядом, так содержать в себе только звуковую информацию, различаться по сложности, скорости, количеству участников, но их главное предназначение состоит в том, чтобы научиться распознавать и воспринимать получаемую информацию в разнообразных коммуникативных ситуациях. Регулярное прослушивание поможет преодолеть у учащихся сформировавшийся и часто необоснованный страх о том, что они ничего не поймут.

Обзор иноязычных веб-сайтов показал, что современные онлайн-ресурсы позволяют решить эту проблему: предлагают аудиоматериалы с опорой на видеоролики, добавляют новые функции, позволяющие устанавливать комфортный темп речи, новые виды упражнений, а главное – непрерывный учебный процесс [1, с. 33].

Онлайн-технологии радушно воспринимаются учащимися старшего школьного возраста, их использование стало привычным делом для большинства молодых людей. Разнообразие предлагаемых онлайн-технологий может повысить заинтересованность учащихся благодаря имеющейся альтернативе тематик, удобству пользования и осознания пользы развития данного умения.

 

Список литературы:
1. Кретова Л.Н., Рябова И.И. Онлайн-ресурсы как вспомогательный инструмент формирования иноязычной аудитивной компетенции // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология – 2022.
2. Лобанова М.С. Аудирование как один из сложнейших видов речевой деятельности, трудности формирования аудитивной компетенции // Вестник науки – 2024.
3. Панина Е.Ю., Михалева Д.А. Обучение аудированию в старших классах на основе электронного приложения «Смотри и слушай» // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков – 2019.
4. Пронина Н.С., Зимина М.В. Психологические условия эффективности обучения старших школьников иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования – 2019.