Статья:

Развитие информационных технологий на транспорте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Иншаков С.С. Развитие информационных технологий на транспорте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93791 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие информационных технологий на транспорте

Иншаков Сергей Сергеевич
студент Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва
Шепелин Генадий Ильич
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

В настоящее время заказчики грузоперевозок имеют большой выбор транспортных услуг от разных компаний. Заказчику нужно выбирать оптимальный вариант для решения своих задач. Сегодня работу по оказанию услуг или удовлетворению потребностей заказчика принято называть сервисом. Сервис тесно связан с процессом продаж и включает услуги, оказываемые транспортной компанией в процессе заказа и поставки продукции.

С увеличением объёмов и сложности транспортировки груза, перед производителями продукции возникает ряд проблем с доставкой товаров к потребителю. Когда заказчик выбирает транспортную компанию для перевозки, он ожидает получить высокий уровень сервиса, внимательное отношение к деталям транспортировки. Это может быть, оформление необходимых документов, пропусков, разрешений на перевозку и другие нюансы доставки груза.

Но с дугой стороны транспортная компания при больших грузопотоках не всегда может уделить внимание конкретному заказу. В этом заключается основная проблема качества сервиса. Логистический отдел компании для успешной работы должен не только оптимизировать издержки на транспортировку, но и поддерживать баланс между качеством производимых работ и количеством заказов. [1, с. 11]

Классический подход применяемый уже давно - стандартизация (документов, тары, процессов погрузки/разгрузки, нахождение оптимальных вариантов перевозки и т. д.) и разбиение всего процесса перевозки на отдельные этапы. Это позволяет решать транспортные задачи одну за другой в процессе перевозки.

Например в 1970 годах в Америке и Европе стали появляться новые типы складского оборудования, совершенствовалась упаковка товаров.

В 1980 - 1990, благодаря развитию компьютерных технологий стали появляться новые способы связи, отслеживания перевозки, маркировки и учёта продукции на складе. Внедрение компьютерных технологий в логистике позволило сильно сократить стоимость управления перевозками и увеличить количество одновременно выполняемых заказов. Теперь один логист мог управлять десятками перевозок. Применение компьютерных технологий также позволило найти новые способы снижения издержек в закупках, распределении и продажах товаров.

Такой рост качества сервиса в привёл к снижению минимального объёма перевозки грузов. Раньше для перевозки груза нужно было заказывать целый вагон, грузовик или контейнер. С развитием информационных технологий стали появляться небольшие компании предоставляющие услуги по перевозке сборных грузов.

В настоящее время мы видим повсеместное использование компьютерных технологий. Для клиентов транспортных компаний стали доступны такие возможности как отслеживание груза по накладной, получение статуса груза. Невозможно представить крупную транспортную компанию без рекламы в интернете. Интернет стал площадкой объединяющей, производство, транспорт, бизнес и рынки сбыта.

Каждая успешная транспортная компания сегодня должна иметь свой сайт на котором указаны тарифы, виды доступного транспорта, направления перевозки, виды грузов, расчёт стоимости перевозки, контактная информация. Заявки на перевозки также можно сделать на сайтах большинства транспортных компаний. [2]

Таким образом информационные технологии открыли виртуальный мир для сферы транспорта. Клиент сам может ознакомиться с условиями перевозок на сайте компании, выбрать нужный вид транспорта, заполнить заявку на перевозку, узнать статус перевозки, в каком городе и на каком складе находится его груз. Оплата перевозки может производиться безналичным платежом, через банк.

Информация для заказчиков перевозок стала способом снижения рисков и издержек. Чем больше информации предоставляет сайт компании, тем меньше времени потребуется на обсуждение условий с менеджером компании.

Информационные технологии открыли новые возможности не только заказчикам грузоперевозок, но и изменили работу самих транспортных компаний. Применение новых технологий позволило улучшить контроль внутри транспортных компаний, избежать нерационального использования ресурсов.

Например многие автотранспортные компании применяют системы отслеживания своих машин с помощью GPS и передачу данных о количестве топлива в баке по мобильной сети. Так логисты планируют маршруты перевозки грузов с учётом заправок и мест для отдыха водителей по пути следования. Это позволяет лучше контролировать водителей, всегда знать где находится груз, избежать хищения средств компании, выделяемых на топливо и стоянку машин. Бывают ситуации, когда машины ломаются, логист транспортной компании видит где произошла поломка, находит свободную машину и отправляет её за полуприцепом с грузом.

В совокупности такой комплекс мер позволяет не только сокращать издержки, но и снижать риски транспортировки грузов, а также помогает оценивать работу сотрудников транспортной компании. Каждое принятое менеджерами решение фиксируется в документах и в компьютерных программах. От качества управления транспортной компанией зависит её эффективность и репутация на рынке грузоперевозок, а чем лучше репутация, тем ниже стоимость страховки перевозимых товаров, что в итоге влияет на конечную цену для заказчика. [3]

На российском рынке сегодня начинают работать логистические компании с функциями 3PL-провайдера. Такие компании могут выполнить все виды работ, необходимые для продвижения товаров такие как: приём, погрузка, складирование, сортировка, страхование, таможенное оформление и др. А наиболее крупные логистические компании выходят на уровень международных перевозок.

Есть и другие технологии, на первый взгляд не имеющие отношения к логистике, которые успешно применяются для упрощения процесса маркировки грузов. Например RFID метки. Эта технология уже используется для маркировки товаров в супермаркетах и в проездных билетах. Потенциал RFID меток ещё не раскрыт полностью. На микрочип, встроенный в такую метку можно записать не только код и название товара, но и любую информацию о грузе и о его перемещении. Бесконтактная идентификация не только упрощает сортировку, поиск, учёт товаров и грузов, но и позволяет отслеживать их перемещение в реальном времени. [4]

По мнению Европейских экспертов, авторов статьи "Top 10 Supply Chain and Logistics Technology Trends in 2020 logistics technology trends", инновации играют большую роль практически во всех отраслях экономики. В логистике запрос на инновации исходит от самих клиентов - бизнеса и промышленных предприятий. Всем выгодно чтобы товары поставлялись быстрее и с меньшими затратами. Вот некоторые передовые технологии которые скоро могут найти применение в логистике:

Управление цепочкой поставок в режиме реального времени (SCV). Эту технологию в 2019 году начали применять некоторые компании. На сегодняшний день клиенты хотят получать информацию о перевозках в режиме реального времени. Сами логистические компании тоже заинтересованы в технологиях быстрого реагирования на изменение внешних условий (погодные условия, загруженность дорог, состояние подъездных путей). Исследования показывают что компании использующие технологии управления в реальном времени эффективнее на 20%. Например компания Hapag-Lloyd разрабатывает новую систему мониторинга контейнерных перевозок в реальном времени.

Роботизация складских операций. Складская робототехника - перспективная и активно развивающаяся сегодня отрасль. Внедрение беспилотных роботов для погрузки-разгрузки грузов уже не кажется невозможным. Роботы позволят снизить стоимость складских работ, уменьшат количество несчастных случаев и человеческих ошибок. Компания Boston Dynamics разработала робота который может функционировать в труднодоступных местах. Такой робот может перемещать ящики по складу и разгружать грузовики.

Искусственный интеллект в логистике. Современные технологии искусственного интеллекта могут со временем найти применение в области транспорта и логистики. Применяться искусственный интеллект может в разных видах планирования спроса и поставок, а также для построения маршрутов. Одновременно разрабатываются технологии дополненной реальности и расширенного интеллекта. Эти технологии позволят объединить опыт человека с автоматизированными системами, выполняющими запрограммированные действия. Системы управления цепочками поставок грузов, основанные на технологиях искусственного интеллекта, позволят в будущем сократить количество ошибок и позволят профессионалам выполнять работу быстрее. [5]

Информационные технологии дали логистике новый подход к организации эффективного функционирования системы обслуживания потребителей. Компания не сможет удержаться на рынке, если не будет уделять должное внимание внедрению передовых информационных технологий, совершенствуя по необходимости организационную структуру компании и добавляя перспективные формы обслуживания потребителей.

Проанализировав современные технологии и принципы логистического сервиса можно сделать вывод, что обслуживание клиентов в процессе выполнения заказа часто является решающим инструментом маркетинга и стратегическим средством улучшения конкурентноспособности. Вопросам логистического обслуживания необходимо придавать особое значение потому, что совершенствование сервиса необходимо осуществлять во всей логистической цепи.

 

Список литературы:
1. Складская и транспортная логистика в цепях поставок: для бакалавров и специалистов / О. Б. Маликов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2017. – 397с.
2. Логистика в малом бизнесе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/logistic/section6.html (Дата обращения: 24.05.2021).
3. Необходимость использования IT в транспортной логистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logistika.uz/info/articles/1617 (Дата обращения: 24.05.2021).
4. Радиочастотная идентификация в логистике, упаковке грузов, товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pos-shop.ru/articles/rfid-tekhnologiya/radiochastotnaya-identifikatsi ya-v-logistike-upakovke-gruzov-tovarov/ (Дата обращения: 25.05.2021).
5. Топ 10 инноваций, которые изменят мир логистики в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trademaster.ua/articles/313096 (Дата обращения: 25.05.2021).