Статья:

Чеченская диаспора в Акмолинской области: истории и тенденции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Маликова Н.В. Чеченская диаспора в Акмолинской области: истории и тенденции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/94108 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Чеченская диаспора в Акмолинской области: истории и тенденции

Маликова Надежда Владимировна
магистрант кафедры исторических дисциплин Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова, Казахстан, г. Кокшетау
Славецкий Виктор Юрьевич
научный руководитель, д-р полит. наук, профессор кафедры исторических дисциплин Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова, Казахстан, г. Кокшетау

 

Аннотация. В статье рассматриваются созданые диаспоры на территории нашей страны, а так же депортация чеченского народа во время войны. В стране осталось не так много чеченцев и к сожалению чеченских диаспор в наше время существует мало.

 

Ключевые слова: депортация, чеченцы, Казахстан, Кокчетавская область, диаспора.

 

Актуальность. 23 февраля 1944 года стало роковым днем ​​в жизни чеченского и ингушского народов. Почти полмиллиона горожан и аулов, мужчин, женщин, стариков и детей были насильно увезены на машинах и увезены из домов. В Казахстане живут живые очевидцы среди чеченцев, познавших горькую участь спецпоселенцев. Сейчас им за семьдесят, но они помнят давно минувшие времена. Следует отметить, что многие сообщения информаторов совпадают с историческими фактами и событиями прошлого, что подтверждается официальными документами. История ссылки, первые непростые годы приспособления спецпоселенцев, постановка на учет в кабинетах спецкомандующего, работа и общественная деятельность - все это бережно хранится в их памяти и передается из поколения в поколение.

Трудно подсчитать человеческие, материальные, культурные и моральные и моральные потери чеченцев во время депортации. Народ Чечни безвозвратно потерял многое, в том числе и самое лучшее. Утрачены экономические, материальные, исторические, культурные, социальные и художественные ценности, исторические и семейные архивы, которые были созданы чеченцами на своей исторической земле. Депортация чеченцев нанесла значительный ущерб растущему промышленному развитию республики, а также сельскому хозяйству, особенно животноводству. Утрачены навыки традиционного отгонного животноводства, обработки высокогорных земельных участков, пришло в упадок террасное земледелие. Безвозвратно уничтожены и уничтожены многие исторические памятники материальной и духовной культуры чеченцев, утрачены навыки декоративно-прикладного народного искусства, формировавшиеся не одним поколением.

Первому поколению чеченцев удалось выжить в новых для них трудных условиях, пройти нелегкий путь повседневной адаптации, овладеть русским языком, достаточным для общения на работе и в повседневной жизни.

География расселения чеченцев охватывала пятнадцать регионов Казахстана. Значительная часть вайнахского населения была переселена через территорию Карагандинской области. [1].

На начало 1944 года, по архивным данным, в Карагандинскую область было депортировано 36 702 человека (9 036 семей). Чеченцы в спецконтингенте работали Чеченская диаспора возникла в Казахстане в 1944 году в результате депортации чеченцев и ингушей. По данным статистического комитета Министерства экономики Казахстана, их численность в 2020 году составляет 32 894 человека (по переписи 1926 года в Казахстане проживали три чеченца: два в Семипалатинской области и один в Сырдарьинской области). Первая и Вторая чеченские войны также способствовали притоку чеченцев в Казахстан. Представители чеченской диаспоры проживают в центральных, восточных и южных регионах Казахстана. В 1989 году в Кокшетау было создано чечено-ингушское общество. В 1995 году она была перерегистрирована в Вайнахскую ассоциацию развития культуры чеченского и ингушского народов с отдельными чеченскими и ингушскими советами и сопредседателями. В ассоциацию входят национально-культурные объединения чеченцев и ингушей всех областных центров Казахстана. [2]. 

Ассоциация оказывает помощь нуждающимся членам диаспоры и беженцам, решает вопросы размещения беженцев и их регистрации в полиции. Чеченские бизнесмены регулярно оказывают Ассоциации финансовую помощь. Известные представители чеченской диаспоры Казахстана: Мурадов Ахмет Сейдарахманович - казахстанский политик, сопредседатель Ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана «Вайнах», член Совета Ассамблеи народа Казахстана, депутат Мажилиса Парламента. Республики Казахстан. Яндаров Андарбек Дудаевич (1937-2011) - ученый, общественный и политический деятель, профессор, доктор философских наук, зам. Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР. Один из первых двух сопрезидентов Вайнахской ассоциации. Мухаммад - Хусейн Алсабеков - был депутатом. президент ДУМК, ректор Исламского университета Казахстана, наиб-муфтий ДУМК, ректор Исламского института высшей школы имамов Республики Казахстан. Байсултанов Султан Магомедович (1947-2012) - певец советской и казахской оперы, артист народов Казахстана и Чечено-Ингушской АССР. Главный тенор Академического государственного театра оперы и балета Казахстана. Бациев Садо - казахстанский гимнаст, мастер спорта Казахстана международного класса, абсолютный чемпион мира среди юниоров, бронзовый призер чемпионата Азии. Сапаров Ахмет (1926-2002) - старший пастух совхоза имени Калинина Ленгерского района Шымкентской области Казахской ССР, герой социалистического труда.

Важным условием развития этносов является также стратегия поддержки соотечественников за рубежом, которую Республика Ингушетия успешно реализует, помогая своим соотечественникам, которые сейчас проживают в Казахстане. И в первую очередь эта поддержка касается вопросов сохранения самобытности народов, что само по себе бесценно. Но для полноты картины начнем наш рассказ с того момента, когда ингуши и чеченцы оказались невольными поселенцами бескрайних степей Казахстана.

Пожалуй, самым сложным этапом «новой» жизни для иммигрантов были первые несколько лет пребывания в местах ссылки, не считая горьких и тяжелых последствий их долгого путешествия в никуда. Но даже после того как люди потеряли половину насильственно переселенного населения Чечено-Ингушетии, они не ожесточились и не озлобились на судьбу, а смиренно начали строить новую жизнь, уповая на Всевышнего. С пика последних лет мы можем с уверенностью сказать, что без помощи местного населения, особенно казахов, которым, несмотря на неодобрение властями «врагов народа», ссыльным было бы намного тяжелее. время этого. И поэтому во всех выступлениях руководителей и общественных деятелей Чечни и Ингушетии с трибун к народам Казахстана и соседних республик выражаются слова искренней благодарности за бескорыстную помощь, оказанную ими чеченскому и ингушскому народам в самые тяжелые времена. [3].

С тех самых пор чёрная дата 23 февраля 1944 года стала датой отсчета в новейшей истории вайнахской диаспоры в Казахстане. Но даже после издания Указа о реабилитации репрессированных народов о чеченцах и ингушах в первое время вообще запрещали писать, и в политических словарях, где перечислялись народности, проживающие в СССР, репрессированные народы также не упоминались. Как будто их и не существовало вовсе в этой стране. И поэтому в то время та часть депортированного населения, которая не вернулась на Кавказ и соизволила остаться жить в Казахстане, не могла свободно собираться, так как любое скопление людей могло вызвать подозрение. Но когда дело дошло до развала Советского Союза, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил созвать общественные объединения, и ингуши одними из первых начали создавать свои культурные центры.

В конце 80-х годов прошлого столетия в Казахстане повсеместно начали создаваться национально-культурные объединения (центры) чеченцев и ингушей, которые по уставу вошли в республиканскую Ассоциацию развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах».

В свою очередь, ассоциация стала структурным подразделением Ассамблеи народа Казахстана. Таким образом, в этой стране была выстроена целая система помощи малым народам и народностям, в которой оказывались все формы и виды помощи, начиная с самой элементарной материальной поддержки.

Руководители ассоциации оперативно привлекли внимание государственных структур, международных организаций УВКБ ООН, а также Международного комитета по правам человека и ряда посольств для решения вопросов диаспоры и их обсуждения. Такие усилия позволили ассоциации более четко определить круг вопросов и реализовать некоторые проекты. В это время, как известно, еще существовала Чечено-Ингушская АССР, и, естественно, центры были зарегистрированы как чечено-ингушские. Они полностью выразили назревшие проблемы всех вайнахов. С первых дней своего существования ингушская диаспора в Казахстане ставила перед собой задачу сохранения межнационального согласия, развития культурных и социальных связей с представителями других этносов, проживающих в этом регионе. Другими словами, рассматривая Казахстан как свою вторую родину, вайнахская диаспора пытается способствовать укреплению суверенитета этого независимого государства. Созданная на заре независимости страны диаспора активно участвует в жизни небольшой Ассамблеи народа Казахстана.

При поддержке Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан это объединение в настоящее время очень позитивно развивается, в регионах созданы и действуют любительские творческие коллективы, открыты школы по изучению языка матери. Активисты диаспоры участвуют в общественных дискуссиях и круглых столах по актуальным вопросам образования гражданского общества в Республике Казахстан. Все без исключения центры диаспоры способствуют взаимному обогащению национальных культур, активно вовлекают представителей своей нации, проживающих на всей территории Казахстана, в процесс демократического преобразования страны, проводят культурно-просветительскую деятельность по возрождению и развитию национального личность [4].

Руководители и общественные деятели центров на общественных началах участвуют в разработке и реализации комплексных программ в области духовного развития, охраны здоровья и организации отдыха граждан, а также способствуют ознакомлению представителей других народов и национальности. к истории, культуре и искусству ингушей через СМИ. Кроме того, они помогают обеспечить защиту прав и интересов ингушского народа в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

Помимо ориентиров, определенных уставом, национально-культурные центры, расположенные на территории крупных городов Казахстана, большое внимание уделяют гуманитарной деятельности. Они постоянно занимаются организацией посильной материальной помощи членам диаспоры и остро нуждающимся беженцам, решают проблемы с регистрацией в правоохранительных органах и при необходимости помогают с размещением людей.

Надо сказать, что наиболее острой проблемой для вайнахского объединения стала проблема беженцев из Пригородного района Северной Осетии и Чеченской Республики, которые приехали в Казахстан в поисках безопасности и были размещены во всех регионах республики. В конце 1992 года, когда разразился осетино-ингушский конфликт, в Казахстан прибыли беженцы из Ингусара, проживающие в Пригородном районе. Все без исключения диаспоральные центры срочно перешли на свою организацию и материальную помощь. Кроме того, представители национально-культурных объединений направили собранные деньги на доставку продуктов и одежды в зону конфликта. А в декабре 1994 года в Чечне разразилась первая война, потом вторая, опять пришлось заниматься оказанием помощи беженцам, трудоустройством, постановкой на учет в миграционной службе и так далее. Таким образом, огромное количество ингушей и чеченцев снова оказалось под небом казахской земли. И земля Казахстана, как и прежде, тепло их встретила, приютила и предложила помощь [5].

После наступления относительной стабильности в Ингушетии и Чечне вынужденные переселенцы из этих мест вернулись в свои дома, а диаспоры продолжили свою деятельность по развитию своей культуры, родного языка и самобытности нации.

Как отмечают многие социологи в Казахстане, с созданием общественных центров казахские ингуши и чеченцы получили возможность свободно собираться, участвовать во всех культурных мероприятиях республики и решать свои этнические проблемы по возрождению своего родного языка, культуры, продвижению своего народа. образование, общение с исторической Родиной. В настоящее время во всех вайнахских объединениях работают высокопрофессиональные специалисты по реализации этих программ при финансовой поддержке Министерства культуры, информации и общественного порядка Республики Казахстан. Они регулярно принимают участие в ежегодных конференциях ОБСЕ, республиканских и городских мероприятиях. Кроме того, проводятся дни национальных культур с участием представителей других народов, расположенных во всех городах Казахстана с организацией национальной кухни, выступлениями танцевальных коллективов и других деятелей культуры. Следует отметить, что руководители чеченских центров в Казахстане - известные в республике люди, видные политические и общественные деятели, ученые и искусствоведы.

Пусть это не будет оскорбительно для других центров, но, как отмечали многие наши собеседники при подготовке этого материала к публикации, в Астане, где преобладают ингуши и чеченцы, диаспора считается наиболее активной и сплоченной, а другие центры - нет. меньше им тоже. Оказывается, Астана - столица Казахстана и всегда считалась лицом республики. Вероятно, поэтому здесь сосредоточены основные звенья общественной жизни вайнахов, избравших этот регион со времен ссылки. Сегодня благодаря позитивной национальной политике президента Казахстана Нурсултана Назарбаева представители диаспоры считают, что надо заниматься восстановлением потерянных традиций, которыми издавна славились два братских народа [6] Жить в мире и дружбе с нашим народом, с соседями, уважать старших, оказывать гостеприимство и т. Д. - вот основные составляющие вайнахских традиций. Ведь ни для кого не секрет, что во время депортации было потеряно многое, и сегодняшняя молодежь недостаточно хорошо знает обычаи своего народа. По этой причине члены Совета старейшин национальной диаспоры Казахстана часто встречаются с молодежью, чтобы поговорить о человеческих ценностях и традициях, которые испокон веков присущи нашим народам. Основными идеями центров являются, конечно же, сохранение межнационального согласия, популяризация позитивной национальной политики Президента Республики Казахстан, а также пропаганда и разъяснение стратегии Ассамблеи народов Казахстана. Казахстан.

Словом, с момента создания чечено-ингушских культурных центров в Казахстане сделано немало. И на будущее представители диаспоры ставят не менее сложные задачи, в решении которых можно будет найти баланс по многим важным вопросам.

 

Список литературы: 
1. Абуов Н. Депортация народов в Казахстан в 1936-1957 гг. (на материалах Северо-Казахстанской и Кокчетавской областей). - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Караганда, 2008. - 20 с.
2. От депортации к интеграции: документы и материалы, посвященные 60-летию депортации чеченцев и ингушей в Казахстан: Международный фонд гуманитарной помощи «Нур» / Составители: Е. Грибанова, А. Гунашев, А. Зулкашева, Л. Сапонова. - Алматы: Дәуір, 2004. - 256 с.
3. Депортированные в Казахстан народы. Алматы: «Арыс» - «Қазақстан», 1998. - 428 с.
4. Вачагаев М. Реабилитация народов Северного Кавказа: основные проблемы чеченцев и ингушей в период с 1957-го до начала 1990-х годов // Кавказ и глобализация. - Том 1. - 2009.; 
5. Казиев С. Стратегии адаптации «наказанных» народов и местное население в Казахстане (1941-1953 гг.) // Известия Алтайского государственного университета. - №4. - 2015.; 
6. Исакиева З.С. К вопросу истории депортированных чеченцев и ингушей в Центральном Казахстане (1944-1957 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - Том 6. - 2014.