Статья:

Детские писатели, внесшие вклад в русскую литературу

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Королева З.И. Детские писатели, внесшие вклад в русскую литературу // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94132 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Детские писатели, внесшие вклад в русскую литературу

Королева Злата Игоревна
cтудент филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Богачева Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассматривается роль детской литературы в жизни ребенка, специфика детской литературы, рассматриваются писатели прошлых столетий внесшие наибольший вклад в развитие русской литературы, приводятся примеры современных детских писателей, завоевавших любовь у маленьких читателей и их родителей.

 

Ключевые слова: писатели, литература, произведения, сказки, сатира, басни, культура, художественные произведения.

 

Литературные произведения во все времена играли ключевую роль в формировании личности и мировоззрения людей. Книга выступает уникальной формой хранения и распространения информации, способом получения новых знаний, уникальной возможностью посмотреть на мир глазами автора и окунуться в фантастические приключения.

Детская литература - это, несомненно, часть общей литературы, но тем не менее она имеет свою ярко выраженную специфику. Ведь писать для детей, зачастую намного сложнее, чем писать для взрослых. Недаром знаменитый русский публицист и критик19-ого века Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848 гг.) утверждал, что детским писателем нельзя стать - надо родиться: «Это своего рода призвание. Для этого нужен не только талант, но и своего рода гениальность». Ведь детская книга должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

И дело вовсе не в уровне таланта писателя, а в его особом мировоззрении. Например, несомненно талантливый писать Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) написал ряд стихотворений для детей, но они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, например, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.

Рассмотрим детских писателей, которые внесли свой вклад в русскую литературу.

Корней Иванович Чуковский (1982-1696 гг.) внес огромный вклад в развитие детской литературы. На его произведениях выросло ни одно поклонение, при этом, данные произведения ни утрачивают свою актуальность. Он вошел в историю отечественной детской литературы как первооткрыватель, новатор, экспериментатор, создал свой особый сказочный и неповторимый мир.

К.И. Чуковский - новатор, его произведения просты для понимания даже самого маленького читателя и в то же время имеют глубокий смысл. Во всех произведениях соблюдается важнейший принцип формирования нравственных ценностей личности – признание Человека высшей ценностью. Ритм его произведений завораживает, а увлекательность сюжета делают его произведения весьма эффективным педагогическим средством.

Неоценимый вклад в развитие русской литературы внесли произведений Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837 гг.). Благодаря талантливому писателю, русская литература обрела национальную самобытность. Впервые благодаря его текстам дети узнали непритязательную, но очаровательную природу средней полосы России.

Поэт учит их ощутить своеобразное очарование унылой осенней поры, вглядываться в голубое небо и великолепные снежные ковры зимы, полюбить ясную улыбку весны. И хоть А.С. Пушкин писал не только для детей, его вклад в детскую литературу невозможно не отметить.

Сила сатирического воздействия басен Ивана Андреевича Крылова (1763-1844 гг.) - результат его владения словом и ритмом. Мораль его басен, как правило, содержит яркие, точные и образные выводы, ставшие широко известными пословицами и поговорками.

Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Волк и ягненок», «Волк на псарне» известны каждому школьнику.

Василия Андреевича Жуковского (1783-1852, поэта-романтика) обогатило русскую литературу тонкой передачей эмоциональных переживаний. И в оригинальном творчестве, и в качестве переводчика Жуковского больше всего интересовало идеализированное, романтически осмысленное прошлое. античность, средневековье.

Многие из его оригинальных и переведенных произведений вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, которые занимали Жуковского на протяжении всей его жизни, нашли отражение в его литературной деятельности посредствам сказок.

Необходимо отметить, что вклад в русскую литературу внесли не только писатели прошлых столетий. Современная детская литература в России хорошо развивается. Каждый день появляются новые книги, конкурсы, авторы.

Рассмотрим небольшой список современных детских писателей (и их произведений):

Дмитрий Емец – современный писатель фантаст, получивший популярность за ряд романов для подростков (Таня Гроттер, Мефодий Буслаев). Но его произведения для дошкольников (Дракончик Пыхалка, Приключения Домовят, Моя Большая семья» входят в список лучших современных произведений для дошкольного чтения.

Елена Ульева – популярная писательница детской обучающей и художественной литературы. Ее сказки имеют ярко выраженный терапевтический характер, так, в произведениях, посвящённых «Поросёнку Грязнуле» автор учит детей опрятности, а «Мышонок Непоседа» знакомит детей с правила поведения. Произведения Е.Ульевны короткие, емкие и поучительные.

Наталья Городецкая. Очень интересный современный рассказчик, написавший уже много произведений. Например, она является автором сериала «Сказочное королевство». Читая эти книги, вы действительно можете перенестись в совершенно другой мир.

Ольга Колпакова уже издала более десятка книг, среди которых много интересных и поучительных рассказов, таких как: Полынная елка, Дом мира, Верните новенький скелет, Большое сочинение про бабушку.

Софья Прокофьева - автор множества волшебных рассказов и сказок как для совсем маленьких, так и для школьников. Среди них «Астрель и хранитель леса», «Белоснежка в заколдованном замке», «В стране легенд».

Валентина Осеева. В арсенале писательницы есть как сказки для детей, так и короткие, но поучительные рассказы.

Тамара Михеева - профессиональный детский писатель. Это означает, что она одинаково хорошо рисует книги о животных и подростковые истории, такие как «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными существами. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главного сказочника: в ее горах («Светлые горы») растут живые деревья, в ее лесах («Асинское лето») живут волшебные гномы, а ее «шумсы», обитатели деревьев, стали один из лучших детских фантастических сериалов.

Таким образом, можно прийти к выводу, что детская литература в эпоху гаджетов и интернета не потеряла свою актуальность. Развитие идет в активных темпах, с каждым годом появляется все больше книг, издательств, авторов.

В детской литературе почти нет пустых ниш, можно найти книгу практически на любую тематику и возраст. Спрос на детские книги не падает; скорее, он даже растет. Детские книги сложнее читать в электронном виде, в них важны иллюстрации, тактильность, интерактивность.

Если 10 лет назад читатели слышали в основном имена зарубежных современных авторов, то сейчас публикуются все больше и больше русских писателей, они становятся популярными, даже культовыми.

Культура издания детских книг растет: если 15 лет назад наши издатели покупали права на книги за рубежом, то теперь они сами все активнее продают права в Европу.

 

Список литературы:
1. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. - М.: Современник, 1982. - 600 c.
2. Евдокимова, О.В. История русской литературы XIX века: В 3 т.Т. 3: Учебное пособие / О.В. Евдокимова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.
3. Романова, Э. Н. Роль книги и чтения в жизни детей / Э. Н. Романова, О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, М. Н. Чернышева. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - Москва: Буки-Веди, 2014. - С. 187-190. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6494/ (дата обращения: 23.05.2021).