Статья:

Дистанционное обучение в начальной школе в период пандемии и постпандемии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Митяева Н.И. Дистанционное обучение в начальной школе в период пандемии и постпандемии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94621 (дата обращения: 22.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дистанционное обучение в начальной школе в период пандемии и постпандемии

Митяева Надежда Игоревна
магистрант Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

DISTANCE LEARNING IN ELEMENTARY SCHOOL DURING PANDEMIC AND POST-PANDEMIC PERIOD

 

Nadezhda Mityaeva

Master's student of the faculty of pedagogy and methods of primary education. Perm state humanitarian and pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс дистанционного обучения в период пандемии и постпандемии на уровне начального образования. Раскрыто содержание понятия «дистанционное обучение», выделены основные черты и характеристики, позволяющие наглядно отобразить его структуру. Проанализированы результаты анкетирования учителей г.Перми, которые позволили выделить положительные и негативные аспекты дистанционного обучения.

Abstract. In the article, the method of distance learning in the period of a pandemic and post-pandemic at the level of primary education. The content of the concept of "distance learning" is revealed, the main features and characteristics are highlighted, which make it possible to visually display it. Analyzed the results of the questionnaire survey of teachers in Perm, which allowed the positive and negative aspects of distance learning.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, ИКТ, начальная школа, платформы.

Keywords: distance learning, ICT, primary school, platform.

 

В связи с распространение новой короновирусной инфекции COVID-19 произошли сильные изменения функционирования во всех сферах жизни, кроме того, кризис потребовал применить экстренные меры для снижения рисков распространения инфекции, в частности, в образовании.  В сфере образования в качестве такой меры Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовали перейти на дистанционную форму обучения.

В современном мире, данная форма соответствует уровню доступности цифровых технологий для большинства населения страны. Кроме того, абсолютное большинство общеобразовательных учреждений в соответствии аккредитационными требованиями обязаны иметь подключение к сети интернет, что является базовым критерием для оценки возможности школы работать в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий.

Сам термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся, но очень актуален в научной литературе. По мнению А.А. Андреева и В.И. Солдаткина, ДО — это «обучение на расстоянии с использованием ИКТ» [1, с. 7].

А.В. Зубов считает, что дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков [4, с. 142].

В Википедии под дистанционным образованием понимается «образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств» [2].

Н.С. Володат в своей статьей «Дистанционное обучение в ВУЗе» под дистанционным обучением понимает взаимодействие обучающегося и обучающего между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [3].

В настоящее время существуют и другие варианты этого термина: дистантное образование, дистанционное образование.

Анализ определений позволяет выявить основные характеристики дистанционного обучении: принцип интерактивности во взаимодействии между обучающимся и обучающим, использование ИКТ.

Таким образом, структуру дистанционного обучения в виде схемы выглядит следующим образом:

 

Рисунок 1. Схема

 

На схеме отражено взаимодействие субъекта с объектом через средства обучения. Субъект должен выбрать средства обучения, которые соответствуют потребностям объекта, что полностью отражает структуру дистанционного взаимодействия.

Основные отличительные черты дистанционного образования от традиционного:

1. важной отличительной чертой дистанционного обучения является «дальнодействие», т. е. обучающийся и обучаемый могут находиться на любом расстоянии;

2. возможность обучения в удобное время (если это не прямой эфир или онлайн-вебинар);

3. возможность обучаться по нескольким программам (для высшей школы);

4. экономическая эффективность, т. е. отсутствие транспортных затрат и затрат на проживание и т. п.

Введение дистанционного обучения в вузы, школы и другие образовательные организации позволило экспериментальным путем определить средства, с помощью которых оно реализовывалось. К данным средствам относятся: программы для видеоконференцсвязи Zoom, Skype, TrueConf и т. п.; платформы для обучения Moodle, Edmodo, Google Classroom, iSpringOnline, Российская электронная школа, Московская электронная школа, Электронная Школа 2.0; также в некоторых формах обучения применялись и мессенджеры Whatsapp, Viber и т. п.

Дистанционное обучение как форма и мера предосторожности была рекомендована на всех ступенях общего образования. Остановимся более подробно на процессе организации дистанционного обучения на ступени начального общего образования.

В процессе дистанционного обучения в начальной школе можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Сам переход на дистанционный режим для учеников был сложной процедурой, ведь они еще физиологически недостаточно готовые к порядку и режиму, были вынуждены проявить самостоятельность к планированию и организации своей деятельности. Кроме того, дистанционное обучение предполагает взаимодействие с ИКТ. Если рассматривать стандарты ФГОС, то предмет информатика начинается со 2-го или с 7 класса, что существенно влияет на умение использовать различные платформы и работать с компьютером (даже выполнение простейших функций: включить/выключить компьютер).

Для того, чтобы выявить положительные и негативные особенности применения дистанционного обучения в начальной школе в условиях коронавирусной пандемии и в постпандемию, нами было проведено анкетирование учителей начальных классов г. Перми.

В процессе анкетирования учителя отвечали на вопросы в закрытом и открытом виде, что позволяло, с одной стороны, ограничивать получаемую информацию в необходимом направлении и объеме, с другой – давать возможность высказаться совершенно свободно. На основе полученных в результате анкетирования обобщалось и анализировалось мнение по отдельным аспектам дистанционного обучения.

В анкетировании принимали участие 11 учителей со стажем работы от 1 года до 29 лет.

Учителя и обучающиеся в ходе дистанционного обучения старались использовать все имеющиеся технические и организационные возможности (электронную почту, скайп, программы-мессенджеры, включая Zoom, электронные журналы, телефон,ноутбук, стационарный компьютер).

Как способ пересылки заданий учителей ученикам чаще других использовалась приложение-мессенджер Viber и электронный журнал (ЭПОС).  Основные формы работы с учащимися: видеуроки и онлайн-уроки.

Для тех учащихся, у которых  отсутствовали технические возможности, была организована работа через телефон, задания выполнялись из учебника/    рабочей тетради.

При перехода на дистанционное обучение, администрация школ помогала решить появившиеся проблемы, особенно была отмечена многими помощь в организации рабочего места и обеспечение компьютерами. 36 % учителей отметили, что никакой помощи от администрации не поступило. Кроме того, учителя чаще всего получали помощь от учителей информатики (50%), которые постоянно выходили на связь и консультировали по всем техническим неполадкам.

В среднем на адаптацию к данному режиму учителям понадобилась неделя (73%),  а оставшимся 27% понадобилось несколько дней. Также мы узнали о количестве затрачиваемого времени на подготовку к урокам: все участники отмечают, что времени уходит больше обычного.

У 27% учителей в школах расписание уроков не было составлено в соответствии с СанПиНом.

Говоря об изменение уровня овладением знаниями, почти все учителя отмечают ухудшения. Лишь один учитель отозвался положительно и отметил, что уровень знаний остался прежним.

По данным проведенного анкетирования среди позитивных аспектов дистанционного обучения особенно выделяются:

– сохранение безопасной дистанции для здоровья участников образовательного процесса;

– овладение новыми средствами и способами обучения и преподавания;

– быстрый сбор информации и ее обработка;

– экономия времени и денежных средств;

– увеличение средств наглядности в обучении.

 Среди негативных аспектов дистанционного обучения выделяются:

– недостатки имеющейся материально-технической базы, устаревшая техника и оборудование для организации дистанционного обучения;

– отсутствие необходимого объема финансирования для обеспечения полноценного дистанционного обучения;

– большая вероятность технических неполадок и нарушение стабильности образовательного процесса;

– уменьшение времени человеческого общения, непосредственного взаимодействия в системе «учитель – ученик»;

– много времени для разработки и подготовки к учебному процессу;

– ухудшение  зрения, общего состояния здоровья, рассеянность внимания.

В период постпандемии учителя продолжают использовать различные средства, используемые в период пандемии, сочетая дистанционное обучение с традиционным (сначала традиционное и дистанционное, в разгар пандемии – только дистанционное, в конце пандемии – переход на дистанционное и традиционное).

Таким образом, назрела необходимость перехода от вопроса о применении или неприменении дистанционного обучения к вопросу о методике его использования с учетом меняющихся условий, об особенностях его сочетания с традиционным обучением и возможностях возникновения других принципиально новых вариантов обучения, обеспечивающих не только сохранение самого образовательного процесса, но и повышение его качества.

В условиях, когда невозможно осуществлять образовательный процесс в традиционной форме и традиционными средствами, существуют альтернативы. Конечно, альтернативные формы, методы и средства обучения не могут заменить традиционные и они требуют уточнения и доработки, но в случаях форс-мажорных обстоятельств могут прийти на помощь.

 

Список литературы:
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение:сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999.
2. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. (дата обращения: 11.05.2021).
3. Водолад, С.Н. Дистанционное обучение в вузе. / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева [Электронный ресурс] / Ученые записки. Курский государственный университет. 2010 – 2020. – Электр. дан. – Режим доступа: http://scientific-notes (дата обращения 28.05.2021).
4. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фактов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. с. 208.