Тема России и революции в "Окаянных днях" И.А.Бунина
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Тема России и революции в "Окаянных днях" И.А.Бунина
THE THEME OF RUSSIA AND THE REVOLUTION IN THE «PUNISHED DAYS» BY I. A. BUNIN
Pyatimat Gogieva
Master’s student, FSBEI HE Ingush State University, Russia, Magas
Tanzila Gorchkhanova
scientific director, Cand. philol. sciences, Senior Lecturer of the Department of Russian and foreign literature, FSBEI HE Ingush State University, Russia, Magas
Аннотация. В статье рассматривается тема России и революции в одной из самых известных книг И. Бунина – «Окаянные дни». Писатель запечатлел события 1918 года в Москве и 1919 года в Одессе. Бунин всегда был откровенно противен всем формам насилия, унижения, грубости. Поэтому его произведение, в котором рассказывается о революции и гражданской войне, написано не беспристрастно.
Abstract. In the article, the author considers «Damned days» – one of the most famous books by I. Bunin. It is a monument burning with the fire of sacred hatred. This book was written by Bunin in the diary genre. The writer captured the events of 1918 in Moscow and 1919 in Odessa. Bunin has always been openly opposed to all forms of violence, humiliation, and rudeness. Therefore, his work, which tells about the revolution and the civil war, is not written impartially.
Ключевые слова: революция, дневник, революционное сознание, мышление, поведение, Россия.
Keywords: revolution, diary, revolutionary consciousness, thinking, behavior, Russia.
Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик, своим творчеством покоривший Россию в конце 19 - начале 20 веков. Бунин считал себя представителем поколения Тургенева и Льва Толстого, а не поколения Горького и Вересаева. Возможно, эта «старая мода» была секретом выбора Бунина, который мы сейчас начинаем осваивать с особой силой[5, с. 12]. В отличие от Горького, Куприна и А. Н. Толстого, Бунин не вернулся на родину. Неоднократные попытки убедить первого российского нобелевского лауреата литературы оказались тщетными. Он никогда не вернулся, даже как турист. Эта непримиримость является проблемой Ивана Бунина, который написал незадолго до своей смерти: «Я не был одним из тех, кто был удивлен революцией, для которого его размеры и злодеяния были неожиданностью, но все же реальность превзошла все мои ожидания: во что русская революция вскоре обернулась, никто, кто ее не видел, не поймет. Это зрелище стало чистым ужасом для всех тех, кто не потерял образ и подобия Божия...»[6, с. 112].
Бунин не вернулся, но вернулись его книги. Сегодня мы можем прочитать произведения Бунина, ранее не публиковавшиеся по политическим мотивам. «Окаянные дни» - памятник, пылающий огнем священной ненависти. Эта книга была написана Буниным в дневниковом жанре. «Окаянные дни» являются доказательством того, что великий русский писатель Иван Бунин не принял революцию, не признал новый образ жизни. Характерно, что в его вымышленной прозе нет ничего похожего на «Окаянные дни».
В эмиграции талант писателя рос и развивался. Вдали от родины он создал такие шедевры, как «Солнечный удар», «Митина любовь», «Косцы», роман «Жизнь Арсеньева», философский трактат «Освобождение Толстого», книгу рассказов о любви «Темные аллеи» [1, с. 45-46]. Все это стало достоянием русской и мировой литературы. И. Бунин воспринимал «окаянные дни» революции как национальную катастрофу. По его словам, гибель страны как империи, как великого государства началась с революции. Книга «Окаянные дни», повествующая о революционных событиях, состоит из двух частей: Москва, 1918; Одесса, 1919.
Писатель записывает факты, которые он наблюдал на улицах городов. В первой части книги больше уличных сцен. Автор передает диалоги, газетные статьи и слухи. Во второй части появляется голос автора. Здесь он размышляет о судьбе своей страны, переживает что-то личное, вспоминает и думает о своих мечтах. Писатель вел дневник для себя и изначально не собирался его публиковать, но обстоятельства заставили его передумать.
Дневниковая форма повествования не была выбрана Буниным случайно. Писатель стремился запечатлеть на бумаге те моменты жизни, которые навсегда останутся в памяти. Через дневниковые записи автор передает свои чувства, чтобы можно было говорить об искренности и откровенности этого жанра. Произведение «Окаянные дни» очень субъективно. Здесь Бунин размышляет о России, о положении людей в эти трудные и напряженные годы. Книга пронизана чувством депрессии, темноты и отчаяния. Писатель передает читателю свое восприятие происходящего как национальной катастрофы. События, свидетелями которых он является, – отчаяние: «они крадут, пьют, насилуют и делают грязные трюки в церквях» [4, с. 97]. Бунин называет большевиков «жуликами», а их предводителя – «животным». Он описывает революцию как стихию: чума, холера также являются стихиями. Однако никто не прославляет их, никто не освящает их, с ними борются.
В «Окаянных днях» Бунин выступает не только в качестве публициста, но и ярко проявляет себя художником слова. Бунин даже здесь не остается равнодушным к природе. Автор, повествуя о кровавых событиях, описывает сугробы, розовые облака и светящееся небо, вызывающие в нем «таинственную радость». Пейзажные зарисовки занимают особое место в дневниковых записях Бунина. Они даже до некоторой степени смягчают ужасные события, описанные выше. Диапазон инструментов, которые автор использует в своих описаниях, впечатляет. «Окаянные дни» – литературно-исторический памятник жертвам гражданской войны.