Реализация государственного-частного партнёрства в Республике Крым в индустрии туризма
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(16)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(16)
Реализация государственного-частного партнёрства в Республике Крым в индустрии туризма
С вхождением Республики Крым в 2014 году в состав Российской Федерации особую актуальность представляет собой государственно-частное партнерство в индустрии туризма. В связи с последующими санкциями в отношении России рядом стран Запада, имеется необходимость по активизации деятельности, направленной на повышение эффективности функционирования экономики региона и государства в целом.
Одним из главных направлений в этой связи становится государственно-частное партнерство, как плодотворный симбиоз государства и бизнеса.
Государственно-частное партнерство можно определить, как правовой механизм, который создаётся для взаимодействия государства и бизнеса. Данный механизм полноценно функционирует только в системе эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней и деловыми кругами в вопросах реализации государственных проектов и программ, направленных на социально-экономическое развитие территорий.
Такое партнёрство подразумевает как среднесрочное, так и долгосрочное взаимодействие на взаимовыгодных условиях по решению общественно значимых задач.
Для государства с экономической точки такая форма партнёрства очень привлекательна, так как даёт возможность реализовать как приоритетные проекты, так и привлечь бизнес для развития инфраструктуры, в нашем случае туристической, в новом субъекте Российской Федерации – Республике Крым.
Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского и Бюджетного кодекса, а также Земельного, Градостроительного, Лесного, Водного и Воздушных кодексов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов [1].
Следует отметить, что государственно-частное партнерство в нашей стране регулируется достаточным количеством нормативных актов, которые являются фундаментом в этой сфере деятельности.
В настоящее время после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, появилась объективная причина по реализации государственно-частного партнёрства в индустрии туризма, которая позволит привлечь частные инвестиции в экономику региона, реализовать социально-значимые проекты, обеспечить эффективность использования имущества, находящегося в собственности государства.
Стратегической целью развития Республики Крым является формирование современного международного туристского центра. [7]. Этому в определенной степени способствует и нормативно-правовая деятельность государства, хотя и она в первую очередь требует серьезного совершенствования законодательства о государственно-частном партнерстве, так как имеющийся ФЗ № 224 [1] несовершенен и требует доработки.
Проблема развития сектора общественных услуг за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства является актуальной для современной России. Это объясняется тем, что сфера предоставления важных социальных услуг, таких как туризм, во многом определяет уровень развития региона и государства в целом.
Таким образом, индустрия туризма как общественный сектор экономики в значительной степени определяет перспективу развития государства. В связи с этим, следует отметить тот факт, что применение наработанных технологий по совместному решению поставленных задач, реализуемых в формате государственно-частного партнёрства, способно кардинально повлиять на предоставляемые услуги в таком секторе экономики, как туризм.
С другой стороны, оттягивание и невыполнение обязательств в полном объёме значительно снижает конкурентоспособность российской экономики успешно конкурировать на мировой арене.
Говоря о перспективе проектов государственно-частного партнерства в России, следует отметить, что упомянутая форма хозяйственно-экономического взаимодействия уже была опробована и применяется, однако проблему финансовых рисков для частного инвестора пока никто не отменял в подобных проектах. Отметим, что проекты в туристической сфере такого региона, как Крым достаточно привлекательны с точки зрения инвестиций, однако частный бизнес опасается финансировать их, так как не всегда выверена и рассчитана методологическая проработка проектов.
Это всё накладывает отпечаток на непривлекательность инвестиций в проекты государственно-частного партнерства.
В качестве примера приведём постановление Правительства Российской Федерации о «Социально-экономическом развитии Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [5] в которой перечислены мероприятия по созданию инфраструктуры на территории Республики Крым.
Параллельно с принятой правительством РФ Программой, Министерством курортов и туризма Республики реализуется Государственная программа развития курортов и туризма на 2015–2017 годы [6].
Реализация указанных проектов, которые по своему финансированию беспрецедентны, позволит решить накопившиеся десятилетиями вопросы по социально-экономическому комплексному развитию туристских территорий Республики Крым.
Таким образом, следует подчеркнуть, что государственно-частное партнерство является ключевым механизмом в решении стратегических задач для Республики Крым, однако следует помнить, что государство обязано создавать надлежащие условия для инвесторов, в первую очередь в кодификации и систематизации законодательства, а также разработки единой методики по государственно-частному партнёрству.
На наш взгляд, анализируя мировой опыт в сфере государственно-частного партнерства, то необходимо отметить, что наибольшего распространения оно достигло в странах с развитой рыночной экономикой и проработанной нормативно-правовой базой.
Таким образом, взаимодействие государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве должно стать локомотивом преобразований в сфере развития индустрии туризма в Республике Крым и городе-герое Севастополе.
Однако всё это возможно только учитывая мнение сторон по ключевым вопросам, а также на основе постоянного совершенствования законодательства.