Статья:

Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карнаухова А.В. Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/95656 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе

Карнаухова Алена Владиславовна
магистрант, Пермский государственный гуманитарный педагогический университет, РФ, г. Пермь
Зеленина Наталья Юрьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, Пермский государственный гуманитарный педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Без успешной адаптации ребенка с ТМНР к школьному пространству, возможность инклюзии и интеграции ставится под сомнение. Адаптация к школе предполагает перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [4]. У школьников с ТМНР эта перестройка крайне затруднена в связи с недостаточным развитием данных сфер. Для детей с ТМНР даже небольшие изменения в обстановке могут вызвать значительные трудности. В связи с многообразием детей данной группы, очень сложно разработать какой – либо единый подход по адаптации детей с ТМНР к школе. Все это создает необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР к условиям инклюзивного школьного пространства.

Для составления ИОМ на каждого ребенка с ТМНР, было проведено исследование, в котором участвовало 6 учеников инклюзивной школы.  Все дети имеют различные нарушения и являются инвалидами.  Возраст школьников от 8 до 11 лет. Экспериментальная часть исследования включала констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент. Целью констатирующего эксперимента было изучение адаптации детей с ТМНР к условиям инклюзивной школы в начале учебного года.  Формирующий эксперимент предполагал реализацию ИОМ на практике. Целью контрольного эксперимента было проведение повторного обследования после одного года применения ИОМ, оценка динамики развития адаптации к школе.

Для исследования применялись такие методы как: анализ психолого-медико-педагогической документации детей; беседы с родителями; наблюдение за деятельностью и поведением детей при выполнении различных режимных моментов и фиксирование результатов  в  оценочную карту адаптации  детей с ТМНР к школе, которая была составлена нами на основе методики изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской [4], и примерной оценочной карты социально – бытовой адаптации для детей – инвалидов Т.В.  Кошечкиной [2]. Необходимость разработки оценочной диагностической карты обосновывается тем, что дети ТМНР представляют собой специфическую, неоднородную группу, характеризующуюся многообразием в эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих, речевых и тд., проявлений. Проанализированные, имеющиеся на сегодняшний день методики (диагностические карты), в большей мере рассчитаны на нормотипичных детей или детей с более легкими патологиями и не до конца отражают специфические особенности характерные для детей группы ТМНР. Все это обусловило создание оценочной диагностической карты применимой именно для группы детей с ТМНР, учитывающей большинство специфичных проявлений характерных для них.

На основе полученных результатов, в начале учебного года, был спроектирован ИОМ для каждого участника исследования. Маршрут был согласован с родителями. Все специалисты, работающие с детьми, действовали в соответствии с маршрутом. ИОМ был рассчитан на один учебный год. По утверждению исследователей В. А Деркунской, Д. С. Смирновой, О. В. Терешевой, О. А. Блохиной [1,3], не существует единой рекомендованной формы создания ИОМ. Это дало нам основание создать свой вариант индивидуального маршрута для достижения поставленной цели, а именно разработать его для успешной адаптации ребенка с ТМНР к условиям инклюзивной школы, который бы был достаточно компактным, не сложным в своем исполнении, не перегруженным, в то же время содержательным для подробного описания стратегий по достижению цели. При разработке ИОМ, учитывались и использовались знания прикладной поведенческой терапии (ABA), системы «цепочка действий», разработанной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым.

Индивидуальный образовательный маршрут по адаптации ребенка с ТМНР содержал в себе пункты:

1. Цель, задачи;

2. Общие данные (имя, фамилия, отчество ребенка; год рождения; возраст; класс; место проживания; сведения о родителях; заключение ПМПК; сведения о посещении других образовательных учреждений;

3. Характеристика (социально-бытовые условия; характеристика по результатам оценочной карты адаптации детей с ТМНР к школе);

4. Ожидаемые результаты;

5. Содержание ИОМ:

6. Направления консультаций с родителями.

При проведении исследования были получены следующие сравнительные результаты:

После реализации стратегий ИОМ, у каждого ребенка были обнаружены положительные сдвиги. На основе анализа данных мы можем заключить, что у 2-х детей наблюдаются более обширные положительные изменения, (положительные сдвиги более чем по 3-м шкалам (подшкалам)), у 4-х менее значительные (положительные изменения по 3 шкалам (подшкалам) и менее). Это дает нам обоснование говорить, о том, что на степень адаптационных возможностей влияют различные факторы. Такие как: сложность психофизиологического нарушения; погрешности и не подходящий выбор стратегий в ИОМ; неправильное воспитание и несоблюдение рекомендаций родителями; степень вовлеченности ребенка в социальную жизнь; получение дополнительной коррекционной помощи и др. Общий сравнительный анализ участников исследования, в конце учебного года показал положительную динамику. Особенно она проявляется в таких шкалах (подшкалах), как «выход из кабинета и поведение в общественных местах (столовая)», «ориентировка в допустимом школьном пространстве», где у детей не было обнаружено низкого уровня в конце года, «конструктивное взаимодействие с окружающими», где почти все школьники (5 человек), перешли с низкого уровня, на средний. Менее значимые сдвиги проявляются по такой подшкале как «соблюдение норм и правил поведения на уроке», у 4-х детей из шести результаты поданному параметру остаются на низком уровне, у 2- х на среднем. Это означает что детям с ТМНР тяжело контролировать свое поведение, в связи со слабостью волевых процессов в ситуации учебной деятельности (особенно когда что – то делать они не хотят).

Исходя из этого, можно отметить что, адаптационные возможности у изучаемой группы различны. При этом, адаптация к школе может благополучно пройти для детей с ТМНР, несмотря на то, что наличие патологий затрудняет ее. Таким образом, становится очевидной значимость разработки ИОМ, направленной на благоприятное прохождение адаптационного периода у детей с ТМНР.

 

Список литературы:
1. Деркунская В. А., Смирнова Д. С. Индивидуальный образовательный маршрут как форма поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья //На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра: матер. XII всерос. науч – практической конференции (25-26 сентября 2020 г., г. Санкт-Петербург, Россия) / под. ред. Е. М Булатова, И. А Кельмансон - Санкт-Петербург, 2020. – С. 244 
2. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Учебное пособие. / Е.Л Ворошилова, Е.В Бажанова, В.З Денискина, И.А Игнатова [и др.]; под ред. Е.Л Ворошиловой, Т.В. Кошечкиной.  – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. – 416 с.
3. Терешева О. В., Блохина О. А. Особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста // Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста: методика и практический опыт реализации: сборник метод. матер. / сост. О. А. Блохина; Изд-во Калининградского областного института развития образования -Калининград, 2018. – С. 14- 24.
4. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263 с.