Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе
Без успешной адаптации ребенка с ТМНР к школьному пространству, возможность инклюзии и интеграции ставится под сомнение. Адаптация к школе предполагает перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [4]. У школьников с ТМНР эта перестройка крайне затруднена в связи с недостаточным развитием данных сфер. Для детей с ТМНР даже небольшие изменения в обстановке могут вызвать значительные трудности. В связи с многообразием детей данной группы, очень сложно разработать какой – либо единый подход по адаптации детей с ТМНР к школе. Все это создает необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР к условиям инклюзивного школьного пространства.
Для составления ИОМ на каждого ребенка с ТМНР, было проведено исследование, в котором участвовало 6 учеников инклюзивной школы. Все дети имеют различные нарушения и являются инвалидами. Возраст школьников от 8 до 11 лет. Экспериментальная часть исследования включала констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент. Целью констатирующего эксперимента было изучение адаптации детей с ТМНР к условиям инклюзивной школы в начале учебного года. Формирующий эксперимент предполагал реализацию ИОМ на практике. Целью контрольного эксперимента было проведение повторного обследования после одного года применения ИОМ, оценка динамики развития адаптации к школе.
Для исследования применялись такие методы как: анализ психолого-медико-педагогической документации детей; беседы с родителями; наблюдение за деятельностью и поведением детей при выполнении различных режимных моментов и фиксирование результатов в оценочную карту адаптации детей с ТМНР к школе, которая была составлена нами на основе методики изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской [4], и примерной оценочной карты социально – бытовой адаптации для детей – инвалидов Т.В. Кошечкиной [2]. Необходимость разработки оценочной диагностической карты обосновывается тем, что дети ТМНР представляют собой специфическую, неоднородную группу, характеризующуюся многообразием в эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих, речевых и тд., проявлений. Проанализированные, имеющиеся на сегодняшний день методики (диагностические карты), в большей мере рассчитаны на нормотипичных детей или детей с более легкими патологиями и не до конца отражают специфические особенности характерные для детей группы ТМНР. Все это обусловило создание оценочной диагностической карты применимой именно для группы детей с ТМНР, учитывающей большинство специфичных проявлений характерных для них.
На основе полученных результатов, в начале учебного года, был спроектирован ИОМ для каждого участника исследования. Маршрут был согласован с родителями. Все специалисты, работающие с детьми, действовали в соответствии с маршрутом. ИОМ был рассчитан на один учебный год. По утверждению исследователей В. А Деркунской, Д. С. Смирновой, О. В. Терешевой, О. А. Блохиной [1,3], не существует единой рекомендованной формы создания ИОМ. Это дало нам основание создать свой вариант индивидуального маршрута для достижения поставленной цели, а именно разработать его для успешной адаптации ребенка с ТМНР к условиям инклюзивной школы, который бы был достаточно компактным, не сложным в своем исполнении, не перегруженным, в то же время содержательным для подробного описания стратегий по достижению цели. При разработке ИОМ, учитывались и использовались знания прикладной поведенческой терапии (ABA), системы «цепочка действий», разработанной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым.
Индивидуальный образовательный маршрут по адаптации ребенка с ТМНР содержал в себе пункты:
1. Цель, задачи;
2. Общие данные (имя, фамилия, отчество ребенка; год рождения; возраст; класс; место проживания; сведения о родителях; заключение ПМПК; сведения о посещении других образовательных учреждений;
3. Характеристика (социально-бытовые условия; характеристика по результатам оценочной карты адаптации детей с ТМНР к школе);
4. Ожидаемые результаты;
5. Содержание ИОМ:
6. Направления консультаций с родителями.
При проведении исследования были получены следующие сравнительные результаты:
После реализации стратегий ИОМ, у каждого ребенка были обнаружены положительные сдвиги. На основе анализа данных мы можем заключить, что у 2-х детей наблюдаются более обширные положительные изменения, (положительные сдвиги более чем по 3-м шкалам (подшкалам)), у 4-х менее значительные (положительные изменения по 3 шкалам (подшкалам) и менее). Это дает нам обоснование говорить, о том, что на степень адаптационных возможностей влияют различные факторы. Такие как: сложность психофизиологического нарушения; погрешности и не подходящий выбор стратегий в ИОМ; неправильное воспитание и несоблюдение рекомендаций родителями; степень вовлеченности ребенка в социальную жизнь; получение дополнительной коррекционной помощи и др. Общий сравнительный анализ участников исследования, в конце учебного года показал положительную динамику. Особенно она проявляется в таких шкалах (подшкалах), как «выход из кабинета и поведение в общественных местах (столовая)», «ориентировка в допустимом школьном пространстве», где у детей не было обнаружено низкого уровня в конце года, «конструктивное взаимодействие с окружающими», где почти все школьники (5 человек), перешли с низкого уровня, на средний. Менее значимые сдвиги проявляются по такой подшкале как «соблюдение норм и правил поведения на уроке», у 4-х детей из шести результаты поданному параметру остаются на низком уровне, у 2- х на среднем. Это означает что детям с ТМНР тяжело контролировать свое поведение, в связи со слабостью волевых процессов в ситуации учебной деятельности (особенно когда что – то делать они не хотят).
Исходя из этого, можно отметить что, адаптационные возможности у изучаемой группы различны. При этом, адаптация к школе может благополучно пройти для детей с ТМНР, несмотря на то, что наличие патологий затрудняет ее. Таким образом, становится очевидной значимость разработки ИОМ, направленной на благоприятное прохождение адаптационного периода у детей с ТМНР.