Статья:

Использование мультимедиа ресурсов при обучении иностранному языку школьников среднего возраста

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Керимова В.Ш. Использование мультимедиа ресурсов при обучении иностранному языку школьников среднего возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 25-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование мультимедиа ресурсов при обучении иностранному языку школьников среднего возраста

Керимова Виктория Шахларовна
учитель английского языка, МБОУ г. Астрахани СОШ№4, РФ, Астрахань

 

The use of multimedia resources in teaching foreign language pupils of secondary age

 

Kerimova Victoriya

Teacher of English language, Secondary School №4, Russia, Astrakhan

 

Аннотация. В последнее десятилетие мультимедийные средства  стали активно применяться в обучении иностранному языку. Они являются объективной реальностью нашего времени. К тому же, учитывая, что обучаемые среднего школьного возраста серьезно и активно интересуются информационными технологиями, следует использовать этот факт в качестве мощного инструмента мотивации. В статье рассматриваются мультимедийные средства как способ активизации речевого взаимодействия.

Abstract. During the last decade multimedia resources are actively used in study of English language. They are objective reality of our times. Besides, considering that pupils of secondary school are seriously and intensively interested in information technologies, we should use this fact as powerful instrument of motivation. The article discusses multimedia resources as a way of activation of verbal interaction.

 

Ключевые слова: инновации; мультимедиа ресурсы; современные технологии; речевое взаимодействие; результаты.

Keywords: innovations; multimediaresources; moderntechnologies; verbalinteraction; results.

 

Значительные преобразования в системе образования, введение новых образовательных стандартов  требуют поиска новых подходов к обучению иностранному языку, новых педагогических инструментариев. Цель обучения иностранному языку  на современном этапе – формирование  коммуникативной культуры, обучение практическому  овладению иностранным языком. Перед преподавателем ставится сложная задача  выбора подходящих методов и средств обучения, которые позволили бы каждому обучаемому проявить свою активность и способности. Наблюдения показывают, что в начальной школе обучаемые с неподдельным интересом приходят на урок иностранного языка, проявляют высокую познавательную активность, с удовольствием участвуют в коммуникативных упражнениях. С переходом на  среднюю ступень обучения речевая деятельность резко понижается. Поэтому перед учителем стоит проблема активизации познавательной и речевой деятельности при обучении иностранному языку в средней  школе.

Существует большое разнообразие средств и приемов работы, нетрадиционных форм обучения, направленных на повышение речевой активности учащихся. Одним из наиболее эффективных путей, ведущих к активизации речевой деятельности, является применение мультимедиа ресурсов.

Иностранный язык ввиду своей специфики предполагает активное использование  различных мультимедийных  средств, т.к. они позволяют создать уникальную  искусственную языковую среду. Интеграция обучения и возможностей мультимедиа дают возможность формирования навыков речевого взаимодействия практически в реальной ситуации общения, в которой впоследствии изучаемый иностранный язык может быть использован. В последнее десятилетие мультимедийные средства  стали активно применяться в обучении  иностранному языку. Они являются объективной реальностью нашего времени.  К тому же, учитывая, что обучаемые среднего школьного возраста серьезно и активно интересуются информационными технологиями,  следует использовать этот факт в качестве мощного инструмента мотивации.

Термин  «мультимедиа» тесно связан с понятием «информация» и ее видами. Мультимедиа представляет собой один из способов предъявления информации. Согласно мнению российских авторов публикаций в области информационных технологий Григорьева С.Г., Гриншкуна  В.В.,  всю информацию, с которой сталкивается человек, можно разделить на два вида:

·  по воздействию на органы чувств (оптически-акустическая, оптически-осязательная и др.);

·  по технической однородности (текстовая, акустическая, цветовая, использующая изображения)[1].

Человек получает информацию из пяти сенсорных каналов: зрительный, слуховой,  тактильный, обонятельный и вкусовой. Каждый из этих каналов, в свою очередь, занимает определенное по значимости место в общей системе восприятия. У человека могут доминировать те или иные каналы восприятия. В зависимости от этого все мы по-разному наблюдаем за окружающим миром и обрабатываем полученную информацию.

Некоторые учащиеся испытывают трудности в совместной  работе с классом, т.к. учитель не всегда применяет методы, соответствующие индивидуальным особенностям  учащихся. Причиной этому являются, как  уже было сказано, различия в преобладающих способах восприятия информации[2, стр. 35].

В ходе научных исследований Роджера Сперри, Джозефа Боугена и Майкла Газзанига было установлено, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию и имеет свои области специализации[3].

Как известно из курса психологии, одно из полушарий  головного мозга является доминирующим, т.е. определяет способ познания и творчества. Отсюда и индивидуальные особенности восприятия  информации определяются полушариями головного мозга.

На основании результатов исследований был создан холистический подход к обучению. Слово «холистический» в переводе с  греческого слова «holon»  означает «Вселенная как целое», т.е. то, что не делится на части. Холистическое, или целостное, образование пытается построить обучение в соответствии с законами природы, где все взаимосвязано и изменчиво, т.е. опирается на целостную, единую работу мозга. 

Американские психологи  К. Роджерс, Бетти Лу Ливет, С. Стрингер, Г. Дейл по индивидуальным особенностям восприятия и переработки информации выделили три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики[4,c.35-37]. Некоторые психологи выделяют еще и четвертую группу - дискреты.

Визуалы– люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, они видят информацию.

Аудиалы– те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, они слышат информацию.

Кинестетики– люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений, они чувствуют информацию.

Дискреты– восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Представителей этой категории очень мало.

В образовательной деятельности  чаще всего бывают задействованы три канала восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестетический. С каждым из них связан свой тип памяти: зрительная, слуховая, моторная. Эффективность процесса обучения зависит от того, сколько каналов восприятия используется для получения и обработки информации. Учитывая, что в одном классе находятся дети с разными возможностями восприятия, для преподавателя важно преподносить информацию в той форме, в которой она будет наиболее полно и быстро  восприниматься, используя при этом все каналы восприятия.

Именно мультимедиа имеют возможность воздействия сразу  на несколько каналов восприятия и позволяют представлять информацию в разных формах.

Кроме того, в настоящее время значительно больше стало  людей «крайнего визуального типа», что связано с увлечением телевидением, видеофильмами, обилием всевозможных компьютерных игр. По данным некоторых психологов, большинство учащихся в школе в основном испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточным развитием слухового канала восприятия и обработки информации, т.е. слуховой канал компенсируется развитием зрительного.

Опыт работы в средней школе позволяет сказать, что  использование на уроке мультимедиа оказывает на обучаемых более сильное эмоциональное воздействие в сравнении с традиционными методами обучения. Так, благодаря разнообразию форм работы  применение  мультимедиа усиливает  мотивацию обучающихся, активизирует  познавательную деятельность, как на уровне сознания, так и подсознания.  Согласно М. Кирмайеру, автору книг о мультимедиа технологиях,  при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75 % [5,с.314].

Применение мультимедийных средств при обучении иностранному языку имеет еще ряд преимуществ:

·  увеличивается  объем упражнений,  выполненных на уроке;

·  материал  изучается более углубленно; 

·  обучаемые имеют возможность получить культуроведческие знания;

·  пополняется  словарный  запас, как активный, так и пассивный; 

·  развиваются  способности и готовность  к самостоятельному изучению языка;

·  развиваются  универсальные  учебные навыки, происходит индивидуализация обучения;

·  совершенствуются  навыки  владения техникой.

К тому же и для педагога  открываются новые возможности в преподавании его дисциплины: он освобождается от большого количества рутинной работы, совершенствует навыки работы с мультимедийным оборудованием, творчески развивается. Согласно положениям новых образовательных стандартов, соответствие педагога  уровню развития науки и техники, умение решать профессиональные задачи с применением новых информационных технологий является важным требованием. Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качественное образование. Использование мультимедиа ресурсов в практике обучения иностранному языку на протяжении  4  лет дало положительную динамику: коэффициент  качества знаний  по итогам административного контроля  (по итогам учебного года) по преподаваемому предмету (английский язык)  превышает 50%. Обучаемые на протяжении последних четырех лет стали принимать активное участие во внеклассных мероприятиях, интернет- и дистанционных олимпиадах по предмету, творческих конкурсах.

Однако,  практика использования мультимедиа ресурсов в процессе обучения иностранному языку  выявляет и  ряд негативных факторов:

·  неподготовленность преподавателя в области применения мультимедиа ресурсов, незнание всех возможностей ресурсов ввиду их огромного числа, а также неспособность к разработке собственных мультимедийных средств;

·  несоответствие мультимедийных продуктов образовательным целям и задачам;

·  применение мультимедиа не всегда эффективно решает проблему коммуникации, взаимодействия, поскольку введение видео, аудио, графики должно быть грамотным и не может заменить живого, эмоционального общения с учителем;

·  отсутствие или ограниченная возможность «обратной связи», когда мультимедийное средство обучения не может учитывать индивидуальные особенности и потребности обучаемого, а также трудности, возникающие у него и соответственно отвечать на них подобно преподавателю;

·  увлеченность педагога мультимедийными средствами в процессе обучения  и слишком большой объем предъявляемой информации  может привести к рассеиванию внимания, отвлеченности от учебного материала.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение мультимедиа ресурсов, безусловно, является одним из эффективных способов активизации познавательной и речевой деятельности обучаемых, позволяет задействовать  одновременно несколько каналов восприятия информации. При этом должны учитываться специфические особенности использования мультимедийных средств в процессе обучения.

 

Список литературы:
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании; онлайн издание книги:  http://www.ido.rudn.ru/Open/multimedia/mult1.htm (15.10.2015).
2. Гутфраинт М.Ю. Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка//Иностранные языки в школе. – 2009, № 6. – с. 35–37.
3. Кирмайер М. Мультимедиа. М.: Малип, 1994. 314 с.
4. Мерили Зденек. Развитие правого полушария / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://svitk.ru/004_book_book/14b/3151_zdenek-razvitie_pravogo_poluhariya.php (17.10.2015).
5. Статья М.Ю. Гутфраинт “ Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка”, ИЯШ №6, 2009.- стр. 35