Трагизм и противоречие в лирике А. Ахматовой
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Трагизм и противоречие в лирике А. Ахматовой
Аннотация. Данная статья посвящена одной из ярчайших представительниц поэзии Серебряного века - Анне Ахматовой. В статье анализируется творчество А.А. Ахматовой , ее поэтический дар и отношение к поэзии. Статья посвящена трагизму и противоречению, с которым сталкивается читатель в ходе знакомства с ее творчеством . В данной статье рассматривается нелегкий поэтический и жизненный путь.
Также в данной научной работе говорится о критике поэтического творчества Анны Ахматовой, как женщины творца.
Abstract. This article is dedicated to one of the brightest representatives of the Silver Age - Anna Akhmatova. The article analyzes the work of A.A. Akhmatova, her poetic gift and attitude to poetry. The article is devoted to the tragedy and contradiction that the reader encounters in the course of acquaintance with her work. This journey is not an easy poetic and life path.
Also, this scientific work talks about criticism of the poetic creativity of Anna Akhmatova, as a woman of the creator.
Ключевые слова: эпоха, возрождение, поэзия , дисгармония, формирование , эволюция, процесс, творчество, характеристика, исследование, особенности, трагизм, пафос, литература, предмет.
Keywords: era, revivai, poetry, disharmony, formation, evoiution, process, creativity, characterization, research, features, tragedy, pathos, literature, prelimpt.
Актуальность темы. Уже в XXI веке проблему трагического можно назвать «вечной» – так много сделано на путях ее изучения. Повышенный интерес к ней философов и ученых в прошлом столетии, отмеченном историческими, культурными и экологическими катастрофами, вполне закономерен. Трагизм — один из способов постижения и художественного воплощения жизненных противоречий. Подлинная трагедия преодолевает дисгармонию, утверждает связь со всеобщим и неоспоримую ценность человеческого существования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что трагический пафос, являясь общепринятой характеристикой творчества А. Ахматовой, редко становится предметом специального исследования. Обращение к проблеме трагического на материале лирики позволяет проанализировать художественное мышление поэтов на разных этапах, рассмотреть эволюцию основных образов и мотивов.
Объект исследования – поэзия А. Ахматовой.
Предметом исследования в статье является процесс изменения и эволюции трагического мироощущения А. Ахматовой. Особый интерес представляет поздний период их жизни и творчества. Не остается без внимания и проблема трагического. Катарсис в поздних стихотворениях – результат, к которому привели А. Ахматову интуиция художника и чутье ученого. В работе исследуется своеобразие трагизма, содержащегося в творчестве этих поэтов.
Цель статьи – исследовать трагическое в мироощущении А. Ахматовой, как существенный фактор, влияющий на создание авторской картины мира, мотивной структуры стихотворений, циклов, периодов творчества.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть особенности трагедийных мотивов в творчестве А. Ахматовой;
- выявить противоречия той эпохи и отражение в поэзии А.Ахматовой
- проанализировать образ лирической героини и систему мотивов как важнейшие способы выражения трагического в поэтическом тексте А. Ахматовой.
ТРАГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ.
Первую мировую войну А. Ахматова считала началом «некалендарного» XX века, к осмыслению и изображению которого она была готова. Сохранилась ее запись: «Утром еще спокойные стихи про другое («От счастья я не исцеляю...»), а вечером вся жизнь вдребезги» [Ахматова, с. 11].
На глазах у всех несколько вычурное томление превращалось в страдание, понятное многим – нового поэта и героя увидели современники в военных стихах А. Ахматовой. В 1916 году О. Мандельштам в одной из рецензий писал: «...Для Ахматовой настала иная пора...Я бы сказал, после женщины настал черед жены...Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России» [Мандельштам, с. 57].
Исторические события «сделали» А. Ахматовой и ее лирической героине «идеальную» биографию. Многие современные исследователи считают, что трагическое у поэта зазвучало «по-настоящему» только в сборнике «Белая стая» (Н. Артюховская, О. Симченко, Т. Пахарева, Л. Кихней, В. Шоркина), когда в ахматовской лирике появляются социальные мотивы, связанные с темами войны, революции, эмиграции.
Лирическая героиня все реже появляется в «маске». По словам поэта В. М. Жирмунского, статья которого была опубликована в 1919 году, «сила и глубина чувства стирают какую-то последнюю грань между я и не я, и уже не два переживания становятся для нее одним, как обычно, а есть поистине только одно, уже не двуединое, а просто единое в своем трагическом пафосе» [Жирмунский, с. 17]. В книге «Мемуары» И. Гурвич вспоминает слова О. Мандельштама об А. Ахматовой: «Она – плотоядная чайка: где исторические события, там слышится голос Ахматовой, и события – только гребень, верх волны: война, революция» [Гурвич, с. 75]. Сама же «волна» заключала в себе личное переживание лирической героиней мировых событий, поэтому стихотворения А. Ахматовой трудно разделить на «интимные» и «гражданские». А.И. Павловский отмечает: «...Выстраивания личной парадигмы из исторических образцов как раз и формируют то, что можно назвать историзмом, но вместе с тем эти личностно-исторические синтезы кардинально меняют значимость собственно (или первично ) исторического и подготавливают выходы за пределы исторического и включение историзма в более широкий круг явлений» [Павловский, с. 121].
А. Ахматова верит в религиозный смысл истории, исторические события она обычно осмысляет с позиции русской женщины, для которой во все времена войны, революции, террор – горе матери, жены, сестры. Образ Богородицы – знак «выхода» художника за пределы национального.
Л. Чуковская указывала на то, что А. Ахматова постоянно ощущала себя и свою судьбу внутри русской культуры, внутри человеческой и русской истории: «...Пушкин, Дант, Шекспир, Петербург, Россия, война...Она не может ни любить, ни ссориться в стихах, не указав читателю с совершенной точностью момент происходящего на исторической карте» [Чуковская, с. 43].
Написанные о вечном, стихи А. Ахматовой после 1914 года становятся предельно ситуативными, стремятся к тому, чтобы быть прямым откликом на события. Положение лирической героини в сознании читателя непременно соотносится с судьбой самого поэта и как бы подтверждается ею. А. Ахматова в своих пушкиноведческих исследованиях не раз говорит о заполнении «схемы» автобиографическим материалом. Этот художественный принцип присущ обоим поэтам.
Самым известным стихотворением, посвященным теме войны, является «Молитва» (1915). По словам Н. Артюховской, в нем «впервые намечается конкретный перелом в творчестве А. Ахматовой, открывающий прямой путь в сферу трагического» [Артюховская, с. 15-16]. Трудно согласиться с тем, что стихотворение стало «переломным», – скорее, показательным. Трагическое в нем зазвучало во многом благодаря героическому пафосу, ориентация на христианскую систему ценностей подчеркивается самой формой молитвы.
Героизм и мученичество «очищают» страдание. За отсутствие в судьбе того и другого А. Ахматова, например, не любила чеховских героев. Л. Чуковская записала ее монолог о Чехове: «Я не люблю его потому, что все люди у него жалкие, не знающие подвига. И положение у всех безвыходно. Я не люблю такой литературы» [Ахматова, с. 71]. С 1914 года в творчестве А. Ахматовой усиливается мотив индивидуального страдания, появляется тема общей судьбы, мученического пути России.
«Идеальной» судьбой А. Ахматова называла ту, которая была общей для миллионов русских. Э. Герштейн отмечала: «Как поэта она себя выделяла, давала почувствовать дистанцию между собой и другими пишущими, но в повседневной, да и в гражданской жизни ей органически была присуща соборность». Эта особенность мироощущения А. Ахматовой отразилась на характере лирической героини. М. Кралин исследует хоровое начало в книге «Белая стая» [Кралин, с. 35]. С. Аверинцев пишет о том, что ахматовская направленность на общее, «готовность ее лирической героини пережить взаимозаменимость своей судьбы с другой судьбой» предстает и как «двойничество» (образы-маски) в границах любовной темы, и как «солидарность в беде и подвиге» в лирике после 1914 года.
Подход вульгарных социологов сыграл губительную роль в творческой и человеческой судьбе А. Ахматовой. Критики обвиняли ее в классовой ограниченности.
Социологический анализ, в отличие от формального , казалось бы, должен был акцентировать внимание на общественной значимости ахматовских произведений , однако, упрекая поэта в органичной связанности с прошлым , критики не приняли стихи именно за содержание , по их мнению , «неверно» отражает действительность , трактуя происходящее не с точки зрения общественной целесообразности.
Социологическая критика была нормативна в своей методологии , но именно она обратилась к анализу гражданской лирики поэта.
В центре внимания литературоведов , изучающих феномен трагического , находится проблема мировоззрения автора, своеобразия трагических ситуаций и героя , читательского восприятия . Для определения методики изучения трагического в художественном произведении , на наш взгляд, существенно следующее:
- трагическое является одной из граней художественного мышления писателя.
- трагическое может оказывать непосредственное влияние на стиль автора.
Соотнесенность данного понятия с системой идеологических воззрений отмечалась многими учеными . Философы писатели о трагическом сознании в широком понимании. В работах Н.Бердяева , В. Иванова.