Статья:

Словарная работа как метод повышения культуры речи обучающих

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Шамсиева Д.Р. Словарная работа как метод повышения культуры речи обучающих // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94495 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Словарная работа как метод повышения культуры речи обучающих

Шамсиева Дина Рустамовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Речь – это визитная карточка любого человека, поэтому чрезвычайно важно работать над пополнением словарного запаса учащихся.

Отечественный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Эти слова остаются актуальными и по сей день.

Грамотно проведенная словарная работа является одним из путей повышения грамотности и культуры речи обучающихся. Несмотря на то, что в школьной программе не отводится отдельного времени для пополнения словарного запаса обучающихся, необходимо понимать, что именно системная словарная работа на каждом уроке позволяет развивать речь школьников, повышать их уровень грамотности. Обучение правописанию и развитие навыков связной речи должно грамотно совмещаться со словарной работой, являющейся важным структурным компонентом урока.

Методика лексики предполагает следующие основные этапы.

Первым этапом является обогащение словарного запаса, которое достигается через усвоение новых, ранее неизвестных обучающимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словаре школьника.

Второй этап – уточнение словарного запаса, т. е. словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Данный этап включает в себя:

• наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, включая их в контекст, сопоставляя и сравнивая с другими словами;

• усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

• усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

• усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Третьим этапом является активизация словаря, которая достигается перенесением как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Этого достигается путем включения слова в предложения и словосочетания, в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

Четвертый этап – устранение нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов и т. д.), перевод их из активного словаря в пассивный.

Вышеперечисленные направления словарной работы взаимосвязаны и непрерывно взаимодействуют друг с другом. Образцы художественной литературы, тексты учебников и учебных пособий, грамотная речь учителя являются главными факторами развития словарного запаса обучающегося. Однако названные факторы не являются единственными, на речь подростков влияют и другие факторы, среди которых можно назвать речь родителей, друзей, кумиров, речь СМИ и социальных сетей и т. д.

Представляется целесообразным применение следующих упражнений в ходе урока по русскому языку в старших классах.

Упражнение 1. Найдите слова и выражения, имеющие социально ограниченную сферу употребления. Укажите, к какому типу жаргонов относится данная лексика: 1) интернет-коммуникации, 2) школьный, студенческий. В каких случаях уместно использовать данные жаргонизмы?

Я знала, что носить брекеты непросто, но зацепиться брекетами за свитер подруги – настоящий фейл.

Писал курсач в последнюю ночь. Вангую, что с такими привычками не видать мне диплома.

Я не пошел с дноклами после школы, потому что даже домашка интереснее их скучного трепа.

Погода доставляет. Сейчас жара, а в конце недели обещают дожди и даже снег.

Упражнение 2. Найдите жаргонное слово и замените его литературным синонимом.

1. Как сообщили в Московском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью, детективная история начала раскручиваться 10 апреля. 2. Да, они явно знатно пособачились, а не просто семейные проблемы обсудили. 3. К такой значимой дате как 9 мая все торгаши начнут мутить всевозможные акции. 4. Когда певица появилась на сцене в кожаном прикиде, фанаты завопили от восторга. 5. Он на экзы без шпор не приходил, но, почему-то, никогда ими не пользовался. 6. Родаки велели смотаться в магазин за хавчиком, как освобожусь, приду к вам тусить.

Упражнение 3. Подберите к жаргонизмам литературные синонимы. Сгруппируйте слова по значению.

Круто, хайп, зашквар, хейтить, чилить, изи, тян, агриться, шеймить, гамать, фуди, юзать, топчик, апгрейдить, запилить, катка, кун, нуб, очешуенно, пруф, рофлить.

Упражнение 4. Подберите к жаргонизмам по пять литературных синонимов. Составьте с каждым из них предложение.

Зашквар, круто, изи, тян, нуб.

Упражнение 5. Подберите как можно больше литературных синонимов к данным жаргонизмам. Постройте ряд синонимов: а) по возрастающей степени признака, б) от стилистически возвышенных до сниженных.

а) зашквар, круто,

б) базарить, хавчик.

На уроках русского языка ведущее место должна занимать словарная работа, работа по развитию речи в целом. Профессионализм учителя-словесника влияет на эффективность проведения словарной работы. Значительно обогатить словарный запас старшеклассника, повысить уровень речевого развития можно только при условии систематического проведения словарной работы на уроках русского языка.

 

Список литературы:
1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
2. Горбулинская Е.В. Методика преподавания русского языка в выпускных классах. – Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2014. – № 4. – С. 92-96.
3. Егурнова А.А. Формирование культуры письменной речи // Высшее образование в России. – 2019. – № 11. – С. 162-165.
4. Жарикова А.В. Многоаспектная работа над словом на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся старших классов // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – С. 114-117.
5. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 41-44.