Взаимосвязь математической тревожности и академической успеваемости школьников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Взаимосвязь математической тревожности и академической успеваемости школьников
В психологической литературе можно найти разные определения понятия тревожность, хотя большинство исследователей сходятся во мнении о признании необходимости рассматривать ее по-разному - как ситуационное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неприятностей, с чувством надвигающейся опасности.
По определению Р.С. Немова: «Тревожность - это постоянная или ситуативная характеристика человека, который может войти в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в определенных социальных ситуациях» [1, с 113].
По мнению А.В. Петровский: «Тревога - это склонность человека испытывать тревогу, характеризующаяся низким порогом реакции тревожности; один из основных параметров индивидуальных отличий. Тревога обычно усиливается при тяжелых нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, страдающих последствиями психической травмы, во многих группах людей с субъективными девиантными проявлениями личностной дисфункции" [4, с 88].
Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, которая является стабильной чертой личности, а также на разработку методов анализа тревожности, возникающих в результате взаимодействия человека и его окружения.
Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловленным постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения.
Математическая тревожность - это чувство напряжения, опасения и страха, возникающее в ситуациях, имеющих дело с математикой. Большое количество литературы дало результат, что математическая тревожность отрицательно влияет на результативность и эффективность решения математических задач. Математическая тревожность также негативно влияет на выбор профессии в будущем и отношение к точным наукам [3, с 65].
Люди с высоким уровнем математической тревожности часто имеют более негативные мысли и чувства по поводу математики и собственных математических навыков. Есть психологические и физиологические симптомы математической тревожности. Психологические симптомы МТ включают неуверенность в себе, чувство тревоги, панику, негативные мысли и внезапную потерю памяти. Физиологически МТ проявляется учащенным сердцебиением, повышенным потоотделением, приступами тошноты, несварением желудка и головными болями.
Академическая успеваемость - это степень, в которой студент, преподаватель или учреждение достигли своих краткосрочных или долгосрочных образовательных целей. Выполнение контрольных показателей образования, таких как аттестат о среднем образовании и степень бакалавра, свидетельствует об академической успеваемости [2, с 165].
Проблема академической успеваемости очень сложна, но во многих исследованиях используется много разных подходов, и все они сгруппированы вокруг двух основных аспектов взгляда на проблему:
1) как преподаватель учит;
2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.
Специалисты из разных областей образования отдавали приоритет той или иной стороне этой проблемы. Поэтому дидактика делает педагогические условия, особенности учебного процесса, способствующие повышению успеваемости, основным предметом курса. С другой стороны, психологи уделяют внимание изучению особенностей личности студентов, которые проявляются в процессе обучения, и выявлению своеобразия процесса их учебной деятельности. Психологическое исследование дает ответ на вопрос: какие типичные сочетания характеристик школьников определяют тип успеваемости в школе? Дидактическая основа такого исследования содержится в работе А. М. Гельмонта.
Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим проблемам образовательной успешности, показывает, что для решения этих проблем было сделано очень много. Однако по-прежнему возникает много вопросов о причинах трудностей в обучении. Необходимо более глубокое изучение особенностей личности ученика, помогающее ему устранять трудности и повышать успеваемость в процессе обучения.