Статья:

Стратегический анализ в управлении развитием предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Байдимирова В.Е. Стратегический анализ в управлении развитием предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/95750 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегический анализ в управлении развитием предприятия

Байдимирова Виктория Евгеньевна
магистрант, Университет «Синергия» РФ, Москва
Минеев Алексей Николаевич
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматривается роль стратегического анализа в процессе управления развитием предприятия. Приведены основные инструменты стратегического управления, позволяющие формировать сценарий развития предприятия.

 

Ключевые слова: управление, стратегический анализа, развитие предприятия, инструментарий.

 

Развитие компании происходит в условиях неопределенности и динамизма внешней среды, что требует систематической корректировки принимаемых управленческих решений и выбранной стратегии. При этом компании должны использовать современные методы анализа и модели анализа. Это может повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

В нашей стране термины «стратегический анализ» и «стратегическое планирование» появились в 1970-е годы. В переведенных западными специалистами книгах эти инструменты фактически использовались только в начале 1990-х годов. С момента основания за последние полвека появились новые концепции управления, методы управления и методы стратегического анализа [1].

Наиболее распространенными методами, используемыми для целей стратегического анализа, являются PEST-анализ, отраслевой анализ, конкурентный анализ, модель пяти сил М. Портера, SWOT-анализ, ADL матрица, Матрица БКГ, Матрица Ансоффа, АВС-анализ, Матрица McKinsey [2].

Рассмотрим содержание этих инструментов с точки зрения их применимости к стратегическому менеджменту и аналитической практике.

PEST-анализ применяется с целью оценки аналитиками макросреды компании. Инструменты анализа PEST могут использоваться для оценки ключевых рыночных тенденций в отрасли, а результаты анализа PEST могут использоваться для определения перспектив развития с учетом состояния макросреды. PEST-анализ - это инструмент долгосрочного стратегического планирования, который собирается за 3-5 лет вперед с ежегодным обновлением данных.

Менее популярным инструментом стратегического анализа является SWOT-анализ, который позволил оценить не только внешнюю среду компании, но и возможные управленческие риски. Именно по этой причине инструментарий SWOT-анализа стал самым популярным среди аналитиков для развития бизнес-структур. Характерно, что предметом SWOT-анализа могут быть не только продукты или компании, но и отрасли, отраслевые группы и даже страны. Это наиболее широко используемый инструмент в управлении рисками и принятии управленческих решений.

ADL Matrix - малоизвестный, но удобный инструмент для планирования стратегии развития бизнеса. Его специализация - анализ жизненного цикла продуктов, компаний и отраслей. Матрица основана на концепции жизненного цикла продукта / отрасли, и, соответственно, переход от одной фазы к другой требует от компании изменения своих стратегических решений.

Матрица Ансоффа позволяет согласовывать стратегию и принимать оптимальные управленческие решения для развития вашей компании. Матрица И. Ансоффа позволяет описать возможные стратегии роста на конкурентном рынке. Аналитические навыки позволяют учитывать рыночные факторы при разработке стратегии корпоративного развития. Эта матрица помогает систематизировать доступную информацию о рынке и продукции компании и выбрать правильное направление развития бизнеса с учетом имеющихся ресурсов и возможностей компании [3].

Матрица BCG в чем-то похожа на матрицу И. Ансоффа, но ориентирована на анализ портфеля. Цель аналитической модели BCG - определить приоритеты развития подразделения корпоративного ассортимента для определения ключевых областей для будущих инвестиций.

Использование матрицы BCG позволяет применять стратегический подход к вопросам инвестирования с учетом достоинств отдельных инструментов, но матрица не применяется с точки зрения краткосрочных инвестиций. Модель, которая анализирует пять конкурентных сил, несомненно, важна для принятия стратегических решений. Эта стратегическая модель была разработана Майклом Портером и описывает, как отдельные продукты могут создавать конкурентные преимущества и как компании могут оставаться прибыльными и конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. Самой популярной и практичной моделью, используемой в стратегическом менеджменте, является модель Портера.

Корпорация General Electric и консалтинговая компания McKinsey & Co разработали матрицу GE / McKinsey для стратегического анализа направления развития компании, которая отражает «отраслевую привлекательность и конкурентоспособность». Сегодня эта многоотраслевая модель успешно работает в отраслевых секторах экономики для определения перспектив роста компаний и анализа стратегических позиций.

Для анализа производственных мощностей и определения приоритетных продуктов аналитики разработали метод ABC-анализа, который позволяет соотносить ресурсы и сырье, чтобы определить, какое из последних является наиболее прибыльным. Этот метод незаменим в управленческом анализе и в первую очередь предназначен для исследования изменений в ассортименте и структуре продаж товаров. С помощью этого метода можно определить убыточные группы продуктов и быстро улучшить и оптимизировать свой классификационный портфель Расположение каждого аналитического метода в стратегической аналитической системе показано на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Инструментарий стратегического анализа  [4]

 

На наш взгляд, стратегический анализ является частью механизма управления корпоративным развитием путем создания сценариев будущего развития компании и связывания стратегий, приоритетов и целей с инструментами (методами на различном уровне макро-мезо-микро) [5]. Модели и методы изучения микросреды и конкурентов. К основным инструментам стратегического анализа относятся модели, количественные методы, приемы и алгоритмы действий, учитывающие характеристики компании, метрики и прогнозы.

Проведем сравнительную характеристику рассмотренных в данном разделе методов стратегического анализа по заданным критериям в таблице 1.

Таблица 1  [6]

Сравнительная характеристика методов стратегического анализа

Методы и критерии

PEST- анализ

Отраслевой анализ

Конкурентный анализ

Пять сил М. Портера

SWOT- анализ

Достоинства

Совокупный анализ внешней и внутренней среды

-

-

+

-

+

Представление внешних факторов

+

+

+

+

+

Учет производственных факторов

-

+

-

+

+

Определение конкурентоспособности

-

+

+

+

+

Недостатки

Субъективная оценка позиции

+

-

+

-

+

Ограниченное число исследуемых факторов

+

+

+

+

-

Невозможность охвата всех наиболее существенных тенденций развития

+

+

-

+

+

 

Востребованность современного стратегического анализа заключается в том, что он относится к компетенции аналитиков, а его применение ограничено сложностью и отсутствием положительного опыта практического применения, что сводит к минимуму ресурсы, необходимые для достижения наиболее важных целей и эффективности дела.

Таким образом, принятие управленческих решений максимально оптимизируется с использованием современных инструментов стратегического анализа в условиях возрастающих рисков и неопределенностей во внешней среде.

 

Список литературы:
1. Проказова Л.А. Стратегический анализ в управлении развитием предприятия / Л.А. Проказова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №28. - С. 82-85.
2. Хамхоева Ф.Я. Концепция стратегического анализа в аспекте стратегического управления организацией в современных условиях / Ф.Я. Хамхоева // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 2. - С. 428-429.
3. Камзабаева М.С. Развитие методики стратегического анализа внешней среды организации / М.С. Камзабаева // Финансовая экономика. - 2019. -  № 1. -  С. 174-176.
4. Гавриш А.Д. Процесс организации модели проведения стратегического анализа / А.Д. Гавриш // Энигма. - 2019. - Т. 1. - № 3-1. - С. 20-28.
5. Отварухина, Н.С.  Современный стратегический анализ : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 463 с.
6. Стефаненко М.Н. Современный стратегический анализ : методология и практика / М.Н. Стефаненко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2019. - № 1 (63). - С. 172-176.