Статья:

Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Клдиашвили М.А. Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73514 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе

Клдиашвили Марина Александровна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

THE ROLE OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

 

Marina Kldiashvili

Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль налогового контроля в РФ, изучены особенности выездных и камеральных налоговых проверок. Кроме того, представлены тенденции в совершенствовании налогового контроля.

Abstract. The article considers the role of tax control in the Russian Federation, the features of on-site and desk tax audits were studied. In addition, trends in improving tax control were presented.

 

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, налоговые органы, налогообложение.

Keywords: tax control, tax audits, tax authorities, taxation.

 

Налоговая система - важнейшая составляющая экономики любой страны. На современном этапе одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства. Обеспечение эффективности работы налоговых инспекций и совершенствование налогового законодательства способствуют увеличению налоговых поступлений государства. Развитие института налогового контроля – очень трудоемкий и длительный процесс.

В рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

Налоговый контроль – это одна из составляющих налоговой системы РФ. Благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. [2, с.14-15]

Выделяют три вида контроля в области налогообложения: предварительный, текущий и последующий. Несмотря на то, что в отечественной литературе особое внимание уделяется двум последним видам, все же необходимо помнить, что государственный контроль в налоговой сфере, в первую очередь, носит превентивный характер.

Предварительный контроль - направлен на предупреждение налоговых правонарушений. Фактически, предварительный контроль включает планирование методов осуществления последующего контроля, организацию информирования населения в части, касающейся налогов.

Текущий налоговый контроль заключается в многофакторном анализе деятельности налогоплательщиков для определения правильности расчета и уплаты налогов.

Последующий контроль – это мониторинг и анализ событий, которые произошли после определенного времени или по завершении этапов деятельности. [4, с. 255]

Функции органов налогового контроля:

  • контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах и надзор за его выполнением;
  • контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности. [3, с. 5]

Налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

В соответствии со ст. 31 НК РФ право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам. С помощью налоговых проверок осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговые проверки охватывают всю отчётность налогоплательщиков, которая представляется в налоговые органы в установленном порядке. Вследствие проверок отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом. Несоответствия имеющейся в налоговом органе учётной информации фактическим данным, которые выявлены в ходе проверок, используются для уточнения учётной информации и привлечения налогоплательщиков к ответственности за несоблюдение налогового учёта.

Необходимо рассмотреть, какие же проверки могут проводить налоговые органы. (рисунок 1) 

 

Рисунок 1. Виды налоговых проверок

 

Из п. 2 ст. 87 НК РФ следует, что главной и единственной целью как выездных, так и камеральных налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Ниже рассмотрим подробнее каждый вид проверок:

1) Выездная проверка;

При осуществлении данного вида проверки Федеральная налоговая служба контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Помимо этого, подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с заработной платы, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличия выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 месяцев (но может продлеваться до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов. (таблица1)

Таблица 1.

Классификация выездных проверок

 

2) Камеральная проверка;

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличия камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах Федеральной налоговой службы с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 мес. (декларации по НДС - 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем Федеральной налоговой службы. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Главной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозяйственных операций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени. [1; 4, с. 334-338]

Налоговый контроль должен и вынужден постоянно совершенствоваться, ввиду того, что ежегодно возникают новые схемы ухода от уплаты налогов – данная проблема всегда стояла остро не только в РФ, но и за рубежом [3, с. 6]. За последние годы была проделана огромная работа в данном направлении.

Основными актуальными тенденциями в совершенствовании налогового контроля являются [5]:

1. Расширение мониторинга и систематизация системы контроля.

2. Совершенствование налоговых процедур и усиление работы аналитиков налоговых органов.

3. Разработка новых форм контроля для выявления новых форм правонарушений.

4.  Повышение эффективности досудебного и судебного урегулирования.

5. Внесение актуальных изменений в НК РФ в части, касающейся налогового контроля и совершенствование нормативно-законодательной базы в целом.

Таким образом, налоговый контроль - это важнейший инструмент стимулирования развития государства. Действующее налоговое законодательство подразумевает обязательное участие государственных органов в налоговых правоотношениях. На сегодняшний день вопросами налогового контроля занимаются: налоговые органы, таможенные органы, а также органы государственных внебюджетных фондов.

 

Список литературы:
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения 04.06.2020).
2. Агабабян В.Э. Налоговый контроль как элемент налогового администрирования в Российской Федерации // Полиматис. 2018. № 9. С. 13-18.
3. Айтхожина Г.С. Реформирование налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2016. - № 4. – С. 5-10.
4. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 436 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс).
5. Нестеров А.К. Органы налогового контроля // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс]. - URL: http://odiplom.ru/lab/organy-nalogovogo-kontrolya.html (Дата обращения 04.06.2020).