Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе
THE ROLE OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
Marina Kldiashvili
Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль налогового контроля в РФ, изучены особенности выездных и камеральных налоговых проверок. Кроме того, представлены тенденции в совершенствовании налогового контроля.
Abstract. The article considers the role of tax control in the Russian Federation, the features of on-site and desk tax audits were studied. In addition, trends in improving tax control were presented.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, налоговые органы, налогообложение.
Keywords: tax control, tax audits, tax authorities, taxation.
Налоговая система - важнейшая составляющая экономики любой страны. На современном этапе одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства. Обеспечение эффективности работы налоговых инспекций и совершенствование налогового законодательства способствуют увеличению налоговых поступлений государства. Развитие института налогового контроля – очень трудоемкий и длительный процесс.
В рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.
Налоговый контроль – это одна из составляющих налоговой системы РФ. Благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.
Итак, в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. [2, с.14-15]
Выделяют три вида контроля в области налогообложения: предварительный, текущий и последующий. Несмотря на то, что в отечественной литературе особое внимание уделяется двум последним видам, все же необходимо помнить, что государственный контроль в налоговой сфере, в первую очередь, носит превентивный характер.
Предварительный контроль - направлен на предупреждение налоговых правонарушений. Фактически, предварительный контроль включает планирование методов осуществления последующего контроля, организацию информирования населения в части, касающейся налогов.
Текущий налоговый контроль заключается в многофакторном анализе деятельности налогоплательщиков для определения правильности расчета и уплаты налогов.
Последующий контроль – это мониторинг и анализ событий, которые произошли после определенного времени или по завершении этапов деятельности. [4, с. 255]
Функции органов налогового контроля:
- контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах и надзор за его выполнением;
- контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет;
- возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
- изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
- проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности. [3, с. 5]
Налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
В соответствии со ст. 31 НК РФ право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам. С помощью налоговых проверок осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.
Налоговые проверки охватывают всю отчётность налогоплательщиков, которая представляется в налоговые органы в установленном порядке. Вследствие проверок отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом. Несоответствия имеющейся в налоговом органе учётной информации фактическим данным, которые выявлены в ходе проверок, используются для уточнения учётной информации и привлечения налогоплательщиков к ответственности за несоблюдение налогового учёта.
Необходимо рассмотреть, какие же проверки могут проводить налоговые органы. (рисунок 1)
Рисунок 1. Виды налоговых проверок
Из п. 2 ст. 87 НК РФ следует, что главной и единственной целью как выездных, так и камеральных налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Ниже рассмотрим подробнее каждый вид проверок:
1) Выездная проверка;
При осуществлении данного вида проверки Федеральная налоговая служба контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Помимо этого, подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с заработной платы, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.
Основные отличия выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):
- место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
- срок проверки – не более 2 месяцев (но может продлеваться до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев);
- период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).
Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов. (таблица1)
Таблица 1.
Классификация выездных проверок
2) Камеральная проверка;
Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.
Основные отличия камеральной налоговой проверки:
- место проведения – в стенах Федеральной налоговой службы с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
- длительность проверки – не более 3 мес. (декларации по НДС - 2 месяца);
- период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).
Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем Федеральной налоговой службы. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Главной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозяйственных операций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени. [1; 4, с. 334-338]
Налоговый контроль должен и вынужден постоянно совершенствоваться, ввиду того, что ежегодно возникают новые схемы ухода от уплаты налогов – данная проблема всегда стояла остро не только в РФ, но и за рубежом [3, с. 6]. За последние годы была проделана огромная работа в данном направлении.
Основными актуальными тенденциями в совершенствовании налогового контроля являются [5]:
1. Расширение мониторинга и систематизация системы контроля.
2. Совершенствование налоговых процедур и усиление работы аналитиков налоговых органов.
3. Разработка новых форм контроля для выявления новых форм правонарушений.
4. Повышение эффективности досудебного и судебного урегулирования.
5. Внесение актуальных изменений в НК РФ в части, касающейся налогового контроля и совершенствование нормативно-законодательной базы в целом.
Таким образом, налоговый контроль - это важнейший инструмент стимулирования развития государства. Действующее налоговое законодательство подразумевает обязательное участие государственных органов в налоговых правоотношениях. На сегодняшний день вопросами налогового контроля занимаются: налоговые органы, таможенные органы, а также органы государственных внебюджетных фондов.