Статья:

Динамика и перспективы развития российского рынка туристических услуг

Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Мухамадиева Л.Н. Динамика и перспективы развития российского рынка туристических услуг // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(20). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(20).pdf (дата обращения: 18.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Динамика и перспективы развития российского рынка туристических услуг

Мухамадиева Лилия Наильевна
студент, Самарского государственного экономического университета, Россия, г. Самара

 

Стремление ближе узнать Россию и приобщиться к ее культурному наследию особенно заметно не только у европейцев, но и у жителей Азии и Ближнего Востока. К примеру, в первом полугодии 2017 года туристы из Китая совершили на 32% поездок в Россию больше, чем за аналогичный период предыдущего года, из Японии – на 14%, Ирана – на 9%. 

Выездной рынок туристических услуг России падал два года подряд. Пик был достигнут в 2014 году, когда отдыхать за рубеж съездило 42,9 млн. россиян. В 2015-2016 году на рынке также наблюдалась отрицательная динамика [1]. Статистика выездного туризма 2017 года показывает, что выезд за рубеж вырос впервые с 2013 года и продолжает расти.

За первые три месяца 2017 года число выездных поездок из России выросло на 24% по сравнению с 2016 годом (6,7 млн. по сравнению с 5,4 млн.).

В топ-10 зарубежных стран, востребованных среди российских туристов по числу выездных туристических поездок из России по итогам первых 3 месяцев составили Финляндия (736 тысяч поездок), Абхазия (667 тыс.), Казахстан (512 тыс.), Китай (430 тыс.), Эстония (393 тыс.), Таиланд (381 тыс.), Украина (372 тыс.), Германия (273 тыс.), Польша (273 тыс.) и ОАЭ (210 тыс.) [3].

На рисунке 1 представлены наиболее востребованные по количеству посещений российскими туристами в 2017 году страны. Пляжные направления, такие как Доминиканская Республика (Доминикана) (58 тысяч поездок, +241% по сравнению с первыми 3 мес. 2016 г.), Куба (22 тыс., +120%), Вьетнам (150 тыс., +65%), ОАЭ (210 тыс., +57%) и Таиланд (381 тыс., +35%) показали наибольший рост выездного туризма из России в 2017 году.

С конца 2015 года продавать туры в Турцию было запрещено, после того, как ВВС этой страны сбили российский бомбардировщик. Спад посещения Турции был замещен средиземноморскими направлениями, выросли арабские и азиатские направления. Но в первый же год после возобновления продаж путевок в Турцию, это направление стало одним из самых востребованных у российских туроператоров (в 2017 году - 138 тыс. поездок, +116%) [2].

Выездной туризм в 2017 году также значительно возрос на самые популярные экскурсионные направления: Чехия (104 тыс., +63%), Италия (174 тыс., +33%), Испания (120 тыс., +35%), Франция (96 тыс., + 26%)

Выездной туризм в страны СНГ и бывшего СССР в 2017 году также сильно вырос: в Азербайджан (139 тыс., +31%), Грузию (135 тыс., +27%) и Армению (65 тыс., +20%).

Увеличился и выездной туризм из России в страны Прибалтики: в Эстонию (393 тыс., +23%) и Латвию (76 тыс., +15%), но снизился в Литву (123 тыс., - 9%).

 

Рисунок 1. Наиболее востребованные направления туризма среди российских туристов в 2017 году

 

В свою очередь, рынок внутреннего туризма в 2017 году вырос незначительно – примерно на 10%, отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. При этом турпоток по России превышает зарубежный. По оценкам Ростуризма, в 2016 году он составил более 50 млн. и за пять лет вырос с 5% до 25%. По данным опроса «Левада-центра», не более 28% россиян имеют заграничные паспорта, так что для внутреннего рынка есть значительные перспективы развития. Качественные отели, сервис и хорошая инфраструктура пока есть только в Сочи. Быстрыми темпами развивается инфраструктура в Крыму. Привлечению туристов, особенно российских, в Крым способствует также  масштабная рекламная кампания при поддержке государства. Остальным регионам еще предстоит построить отели, рестораны и отреставрировать культурные и исторические объекты.

Популярность Сочи как места отдыха является и то, что в отличие от других летних морских курортов предоставляется возможность провести свой отдых и любителям зимних видов спорта. По этому критерию Сочи очевидно превосходит Крымский полуостров. В рамках событийного туризма Сочи также превосходит Крым. В осенне-зимний период пляжный отдых сменяется другими, более актуальными, видами туризма, в частности, активизируется бизнес-направление. Сочи принимает крупнейшие международные форумы, в то время как проходящие на полуострове международные и федеральные форумы можно пересчитать по пальцам. Таким образом, соотношение мероприятий событийного туризма – двадцать к одному.

По данным на конец 2017 года Сочи вошел в «тройку» самых популярных туристических направлений на территории России, приняв туристов намного больше, чем все курорты Крымского полуострова вместе взятые. Первое место заняла Москва, второе – Санкт-Петербург.

Но, несмотря на многие преимущества, большинство российских и особенно иностранных туристов отдает предпочтение другим направлениям отдыха.  Причиной этого является высокая стоимость отдыха на сочинских курортах и в Крыму. По данным на лето 2017 года недельный пакет с перелетом и питанием в формате «все включено» в Турции обойдется дешевле, нежели проживание с завтраками в гостиницах аналогичной категории в Сочи и Крыму, подсчитали эксперты туррынка. Турецкие отели, чтобы закрепить свое возвращение на российский туристический рынок, дают очень привлекательные цены. По данным сервиса Туту.ру, уже за первые дни апреля 2017 года Турция обогнала курорты России по продажам пакетных туров. В апреле доля продаж туров по России составляет около 20% от всего объема, а в Турцию — уже больше 30%.

Перспективы развития российского рынка туристических услуг весьма благоприятны: растет динамика туристических поездок по стране, развиваются все виды и направления – от экологического до урбанистического.

В 2017 году Санкт-Петербург вновь подтвердил свой статус одного из самых привлекательных российских городов для туристов, получив в третий раз подряд международную премию «World Travel Awards», а Россия впервые за несколько лет вошла в исполнительный совет Всемирной туристической организации ООН (UNWTO) – самой влиятельной и авторитетной организации в области туризма в мире [4].

Еще одним примером благоприятной перспективы для российского рынка туризма является проведение генеральной ассамблеи UNWTO в 2019 году в Санкт-Петербурге. Данное событие равнозначно проведению Олимпиады в туризме и может послужить мощнейшим пиаром для всего туризма России.

Россия обладает мощными туристскими ресурсами, глубоким историческим и культурным наследием, лечебно-курортным потенциалом и объектами, которые способны как по отдельности, так и в целом генерировать активный туристский интерес не только у отечественных, но и у иностранных туристов.

На нынешнем этапе перспективным представляется введение скидок в «низкий» сезон (сезон снижения деловой активности на туристском рынке) на направлениях, где развит оздоровительный отдых. Это Крым, Краснодарский край, Северный Кавказ, Республика Татарстан, Алтайский край и т.д. Такая мера может способствовать привлечению пожилых туристов.

Даже кризис в экономике нашей страны можно использовать в свою пользу. Важным преимуществом привлечения иностранных туристов в Россию является девальвация рубля: отдых в нашей стране стал для иностранцев на 30-40% дешевле, нежели раньше. Но для того, чтобы это стало абсолютным преимуществом, необходима помощь со стороны государства в создании информационной кампании по продвижению отдыха на территории нашей страны. Льготный визовый режим позволит привлечь в Россию зарубежных гостей.

Проведение Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году, безусловно, окажет положительное влияние на развитие российского рынка туризма.

Таким образом, имеются все предпосылки становления туризма как приоритетной отрасли экономики и межотраслевого комплекса, дающего стране политические, экономические и социальные выгоды.

 

Список литературы:
1. Иванова А. Российский рынок выездного туризма близок к докризисному уровню // Ведомости. – 2017. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/08/740855-rinok-viezdnogo-turizma, свободный. – Загл. с экрана.
2. Сухорукова Е. Российский рынок выездного туризма покажет рост впервые за четыре года // РБК. – 2017. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a0968c39a79477eb4cfc38c, свободный. – Загл. с экрана.
3. Итоги выездного туризма 2017 // ТурСтат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turstat.com/outboundtravelrussia3months2017, свободный.
4. Туристический портал Турпром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tourprom.ru/interview/324/, свободный.