Статья:

Ценностно-мотивационный аспект в формировании и деструктивности элит

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Пономарёв Д.А. Ценностно-мотивационный аспект в формировании и деструктивности элит // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/96000 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностно-мотивационный аспект в формировании и деструктивности элит

Пономарёв Данила Александрович
студент, Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону
Крицкая Анна Александровна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Южно-Российский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Одним из наиболее изучаемых видов пространства является политическое. Политическое пространство состоит из социальных полей, в рамках которых взаимодействуют субъекты, характеризующиеся наличием устойчивых или изменчивых взаимосвязей. Необходимо отметить, что на развитие и формирование социального поля оказывают воздействие структуры, процессы и институты, функционирующие внутри него. В процессе своего формирования они оказывают влияние на индивида. Совокупности таких индивидов и составляют социальное поле, а совокупность социальных полей образовывают политическое пространство.

В этом пространстве особую роль занимают элиты. Однако понятие «элита» до сих пор является предметом постоянных теоретических споров. Дело в том, что на определенном историческом этапе исследователями рассматривалась та или иная грань данного явления. Следовательно, перед определением понятия управленческой элиты необходимо рассмотреть научные подходы к изучению данного явления, так как в зависимости от подхода и само понятие «элита» может дифференцироваться.[1].

Несомненно, следует указать на то, что в основе определения элит лежит понятие стратификации. Учеными во все времена рассматривались условия социальных диспропорций, а также принимались попытки рассмотреть это понятие и его природу. Основа существования элитарных групп – наличие власти. Однако в какой степени представители элиты обладают властью?[2].

Прежде чем ответить на данный вопрос, следует учесть процесс формирования элиты. Его основа схожа с основой самого понятия элиты и заключается в системе социальной стратификации. Данная система подразделяет общество на социальные слои, выделяя в них иерархическую последовательность и устанавливая взаимосвязи между разными социальными слоями. Основной вектор влияния высших слоёв на нижестоящие – это власть, благодаря которой реализуется социально-политическое мировоззрение высших слоёв. Однако более интересным феноменом является ценностно-мотивационный аспект формирования элитарных слоёв общества, ставящий следующий вопрос: что выступает в роли мотивации индивидов, формирующих элитарный слой в системе социальной стратификации, и почему в дальнейшем это приводит к социальной деструктивности?

Проводя самую простую причинно-следственную связь, можно предположить, что следствие деструктивности элит исходит изначально из негативных причин, которые формируют социально-опасную мотивацию элит, но это будет весьма поспешным выводом. Действительно, существуют такие индивиды, которые изначально мотивированы личными корыстными целями и вносят свой вклад в деструктивность элит. Но данные социальные элементы лишь дополняют уже сформированную систему элит, а значит личная выгода не является первопричиной, ведь как индивид может хотеть реализовать власть в личных целях, когда слои, осуществляющие власть, ещё не сформированы?

Стоит также отметить, что для понимания данного вопроса следует обратить внимание на общие социально-личностные тенденции, с помощью которых можно сделать вывод, что основная масса нашего общества стремится к позитивным и полезным для общества явлениям при условии, что общество сможет гарантировать реализацию потребностей. Из этого можно выделить, что негативно настроенная часть общества, которая начинает стремится к деструкции, задаёт подобную динамику социального движения из-за неудовлетворенных потребностей, которые общество по разным причинам не смогло реализовать, что настраивает ущемлённые социальные кластеры в различных слоях общества негативно по отношению к общей массе.

Параллельно с этими процессами, у другой части общества продолжают формироваться положительные тенденции, но и потребности начинают возрастать, контролировать их реализацию становится всё сложнее. У небольшой, особой группы населения, которая сумела заметить данные процессы, начинает формироваться ещё одна потребность – в структуризации общественных слоёв для дальнейшей управленческой деятельности, которая поможет обществу избежать кризисы различного характера, или как минимум минимизировать урон от них, а также вести общество к процветанию. Именно это и является основой ценностно-мотивационного аспекта формирования элит – управление обществом для достижение общего блага и процветания.

Помимо данной основы, ценностно-мотивационный аспект раскрывается через ценности и мотивацию, которые являются причиной и следствием соответственно. Когда определён целевой ориентир – общее благо и процветание общества, в формировании данного аспекта начинают участвовать исторические и региональные особенности. Исторический аспект более глобален и формирует основные ценности социальной группы, которые сопряжены с опытом индивидов, который они извлекли за время своего исторического существования. Региональный аспект является дополняющим территориальные особенности, который играет завершающую роль в формировании мотивации социальной группы. Стоит отметить, что данные аспекты сильно различаются на различных территориях и в разных народах, поэтому их анализ необходимо вести с учётом их уникальности. Таким образом, при совмещении исторического и регионального аспектов формируется ценности и мотивация целой социальной группы, в том числе элитарного слоя. Однако в случае с элитой накладывается вышеописанная целевая основа – движение общества к процветанию и укреплению своего статуса в различных сферах деятельности, что мотивирует контролировать ход развития общества и оптимизировать его, а также стабилизировать социальные кластеры, которые имеют дополнительные историко-региональные особенности. Эффективная элита должна разделять данные особенности чтобы сохранить эффективную связь с обществом, и только тогда будет реализована глобальная цель – процветание общества.

Однако в таком случае возникает закономерный вопрос – почему при такой благой цели и мирной мотивации возникает деструктивность? Всё сводится к системе социальной стратификации. Дело в том, что, когда политико-административная элита выделяется в отдельный слой, она постепенно начинает терять связь с нижними слоями общества. Как следствие, элита начинает всё хуже и хуже понимать потребности общества или почему эти потребности у общества возникают. Из-за социального дисбаланса возникает разрыв здравой коммуникации между социальными слоями, что ведёт к нарушениям восприятия общества элитой.

Стоит отметить и иную причину деструктивности элит, которая зависит от их вида, ведь помимо политико-административной элиты существует множество других видов, такие как интеллектуальная элита, торговая, силовая, религиозная, финансовая и так далее.[2]. Из них можно выделить вид, который изначально несет в себе деструктивную функцию. Таковой можно назвать криминальную элиту. К сожалению, фактическое существование связей между верхними слоями криминального мира и правоохранительными органами отрицать нельзя, ведь именно поэтому появилось такое понятие как «вор в законе». Однако и у данного вида элит ценностно-мотивационный аспект схож с тем, что и у политико-административной элиты – укрепление и процветание общества, только в данном случае это касается только криминальной части общества. Ведь даже среди криминальных структур есть свои потребности, а значит выделяются и криминальные элиты, которые управляют данной частью общества и реализовывают их специфические потребности, которые и являются следствием деструктивности данного вида элит и криминального общества в целом.

Возвращаясь к политико-административной элите, стоит глубже изучить причинно-следственную связь между ценностно-мотивационным аспектом, который мы выделили ранее, и деструктивностью элит, которая может являться следствием их деятельности. Нарушение коммуникации между элитой и нижестоящими слоями общества влечет за собой и иное последствие. Помимо непонимания потребностей общества, может возникнуть и искажение обратной связи, что влечет за собой сдвиг представления об обществе с точки зрения элит. Некоторые элитарные элементы начинают негативно думать об обществе, так как оно не ценит усилий, которые прилагает элита для поддержания структурной целостности общества, не понимает всю ответственность, которая лежит на элите, ведь данный слой призван вести за собой остальных людей. На данном этапе основная масса общества имеет иное понимание о происходящий событиях, в то время как элита видит ситуацию, которая не соответствует общественной действительности.

При дальнейшей эскалации сдвиг восприятия реальности усиливается, однако ценностно-мотивационный аспект элит сохраняется, что на стадии формирования, что на данном этапе, который влечет за собой деструктивное воздействие элит. Данный социальный слой всё ещё стремится к эффективному управлению обществом для поддержания целостности и процветания, однако, из-за смены восприятия общества, фактическое интерпретация термина «общество» сужается до самого слоя элиты, и она начинает реализовывать только свои потребности.

Данный феномен является следствием взаимного разочарования элиты обществом и наоборот. Сохраняя благие намерения, восприятие элиты под давлением этого разочарования ведёт к искажению действительности, что и приводит к деструктивным последствиям.

Однако не всегда деятельность элит ведёт к деструктивным последствиям. Подобного кризиса можно избежать, если будет налажена здравая коммуникация между элитой и другими слоями общества. К сожалению, данный процесс весьма усложняет специфика воздействия элит, а именно – управленческая деятельность. Так как коммуникация ведётся по вертикальной иерархии, а не горизонтальной, возникает модель связи «управляющий-управляемый», что ставит элиту в высшее положение. Именно это и является катализатором разногласий – элита утрачивает свою связь с обществом из-за разности положений по вертикальной иерархии. Для предотвращения отдаления существуют транзитные элементы – проводники между обществом и элитой, которые имеют прочную коммуникацию с обеими группами. Такими проводниками могут быть политические партии, которые по своей структуре достаточно широки и имеют как прямую связь с народом, так и влияние на элиты, путем воздействия на законодательную ветвь власти, изъявляя волю народа. Также в России реализована Администрация Президента РФ, которая и является проводником между обществом и управленческой элитой. Данный проводник выступает в роли корректировщика в процессе удовлетворения потребностей населения, то есть на этапе, когда потребность общества выявлена, но её удовлетворение не реализуется по разным причинам.

Помимо налаживания коммуникации, не стоит забывать о важности предупреждения коррупции. Стоит отметить, что не стоит приравнивать коррупционные элементы политико-административной элиты к криминальной элите, так как у этих разных видов кардинально различаются мотивационные векторы (в криминальной элите деструктивность лежит в основе ценностей и является причиной, в то время как у коррумпированных элементов политико-административной элиты деструктивность является следствием конфликта интересов и не входит в ценностную основу индивида). Когда политико-административная элита уже сформирована и осуществляет власть, в элитный состав будут пытаться проникнуть индивиды с личными интересами. В их отношении ценности и мотивации совсем другие, и заключаются они в реализации власти исходя из собственных интересов. Данная группа людей может стать катализатором в искажении коммуникации между обществом и элитой, так как такие люди способны внедрять мнения и идеи в элиту, маскируя их под общее благо, но в то же время использовать это в личных интересах, что может негативно отразиться на обществе. В результате таких действий общество начнет негативно относиться к элите, обозначая, что высшие слои общества не понимают или не хотят удовлетворять потребности большинства. И если коррупционные элементы не будут устранены вовремя, то непонимание социальных слоёв будет только усиливаться, что выльется в полноценный кризис.

Действительно, мотивация и ценности коррумпированных элементов не совпадают с установками элиты на стадии формирования, тем не менее они есть и заключаются в реализации личных интересов. Однако эти интересы зачастую не являются некой манифестацией зла или желанием специально навредить обществу. Люди в первую очередь стараются обеспечить безопасность и стабильность своей жизни и жизни своих близких. Именно поэтому люди, принявшие решение в свою пользу при конфликте интересов, не задумываются об этом как о чём-то плохом или что они тем самым навредили обществу. Для таких людей элиты являются группой с высоким доходом и влиянием, которые при должной кооперации смогут помочь с обеспечением стабильности.

Но в определённый момент коррупционные элементы тоже теряют связь с обществом, намного раньше, чем основная элитарная масса, и именно с них начинается пренебрежительное отношение к обществу. Для данных элементов личная стабильность становится превыше стабильности общества и при должном авторитете в элитарном слое, данная установка начинает распространятся по всему высшему социальному слою. Это в итоге и ведёт к нарушению взаимопонимания общества и элиты, к распространению деструктивного влияния небольших элементов на весь элитарный слой. Благодаря предупреждению коррупции, будет предотвращаться не только нарушение коммуникации между социальными слоями и внутри элитарного слоя, но поддерживаться имидж элиты, который соответствует пониманию лидерства в рядах общества. Если представление о лидерах в сознании общества совпадает с реальной деятельностью политико-административной элиты – это означает что высшие слои ведут эффективную управленческую политику и их ценности и мотивация настроена на благо общества, что предотвращает кризис непонимания.

Теперь стоит рассмотреть реальные примеры формирования элиты и значимость ценностно-мотивационного аспекта в данном процессе. Наиболее ярко это прослеживается в религиозной элите, например в Русской Православной Церкви. Элита выделена по признаку иерархии (духовные саны) и задаёт направление развития православного общества на территории России. Христианские религиозные ценности в данном примере и являются причиной формирования данной элиты, а поддержка верующих является следствием реализации данных ценностей и выступает мотивацией элиты – помогать людям в соответствии с Христианскими ценностями. Помимо Русской Православной Церкви есть иной достаточно интересный и уникальный пример религиозной элиты, который в тот же момент является и политико-административной элитой. Таким примером является микрогосударство Ватикан. В данном государстве основной элитарный слой является симбиозом религиозной и политико-административной элиты. Это играет важную роль в деятельности государства, которое является центром Католического Христианства во всём мире. Данные примеры являются доказательством того, что элита обязана иметь под собой ценностно-мотивационною опору, которая будет задавать направление деятельности элитарного слоя для обеспечения блага нижестоящих слоёв.

Таким образом, можно подвести итог исследования ценностно-мотивационного аспекта формирования и деструктивности элит, выделив необычную причинно-следственную связь между формированием элиты и возможным деструктивным последствием. Особенностью данного аспекта является его неизменность – элита стремится реализовать эффективное управление для дальнейшего развития на благо всего общества, но из-за иерархических различий и нарушений коммуникации могут возникнуть кризисы непонимания, что и ведёт за собой деструктивную деятельность элит для общества. Также не стоит забывать, что в уже сформированные элитные группы также могут внедряться коррумпированные элементы, преследующие личные интересы и не разделяющие мотивацию основной элитарной массы, что тоже влечет за собой деструктивность. Целостность групп и здравая коммуникация являются основными задачами в реализации эффективной деятельности элит. Тем не менее не стоит забывать о достаточно широком понимания термина «элита», и что существуют отдельные виды элит, которые полностью сосредоточены на деструктивной деятельности. И даже несмотря на схожесть мотивации, единственным эффективным инструментом противодействия подобной деятельности будет являться коммуникация и взаимодействие общества и легальной элиты в разных сферах деятельности.

 

Список литературы:
1. Ашин Г.К., Понеделков А.В., Старостин А.М. Основы политической элитологии: Учебное пособие, 2-е изд., дополн. – Ростов н/Д.: ОАО "Дониздат", 2012. – 150 с.
2. Куколев, И.В. Трансформация политических элит в России / И.В. Куколев // Общественные науки и современность. – 2016. – No 4. – С. 90-110.