Софисты
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Софисты
В Древней Греции из-а высокой оценки красноречия и способности убеждения появились софисты. Отличительной чертой софистов являлось умение говорить и убеждать.
В направлении софистов центр философских вопросов перешел от натурфилософии в области этики, теории познания, политики. Софисты умели с помощью слова доказать или опровергнуть любое высказывание, учили защищать или опровергать мнение. При этом, софисты не придавали значения истинности того, что доказывают или опровергают, в связи с чем отношение к софистам было неоднозначным.
Софисты изменили сущность философских размышлений. А именно, от главной цели философии – познания истины – перешли к процессу доказательства или опровержения не зависимо от цели или сущности проблемы.
Основное «орудие» всех софистов – слово, умение владеть словом. Что дает им практически неограниченные возможности в обсуждении абсолютно любых вопросов.
Поскольку софисты опровергали или оспаривали абсолютно любое мнение (доходило вплоть до того, что сегодня софисты поддержали мнение, доказали правоту мнения, а на следующий день уже опровергли то же мнение), так как им так было выгодно. Софистов можно было отнести к тем, кто ведет странствующий образ жизни. Они брались отстаивать или опровергать любое суждение, за определенную плату.
До наших дней дошли некоторые сочинения, одно из которых «Двоякие речи». В данном сочинении есть такие понятия, которые доводятся до немыслимых противопоставлений, например, Болезнь есть зло для больных, для врачей — благо. В данной работе автор смотрит на одну проблему с разных позиций, с разных сторон, показывая, что одна и то же может иметь как положительный смысл, так и отрицательный.
Принятой считать, что в направлении софистов есть пять основных позиций:
- Идея опровержения;
- Стремление доказательства неправоты собеседника;
- Стремление привести собеседника к мысли, которая полностью опровергает общепринятые принципы;
- Умение заставлять собеседника совершать ошибки;
- Умение приводить собеседника к тавтологии.
Принято школу софистов делить на две категории: старшая школами и младшая школа. В старшей школе главой являлся Протагор. Именно он ввел в практику брать определенную плату за обучение софизму. Протагор всегда был «в движении», проводил лекции в разных городах, устраивал публичные выступления, вел странствующий образ жизни. Главной своей задачей ставил следующее: научить делать слабый аргумент сильным.
Протагор известен своим тезисом: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Именно данный тезис традиционно истолковывают как манифест этического релятивизма. Вместе с тем, возможно его антропологическое прочтение, когда именно человек, а не безличные силы природы, объявляется центром и основным мерилом мироздания.
Поскольку софистические рассуждения позволяли судить о всякой вещи по крайней мере двояко со взаимоисключающих позиций, софистика вошла в историю интеллектуальной мысли человечества как основа релятивизма.