Статья:

Софисты

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Ибрагимова И.Ф. Софисты // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 25(161). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/161/96414 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Софисты

Ибрагимова Инзиля Фиркатовна
магистрант, Набережночелнинский институт КФУ, РФ, г. Набережные Челны

 

В Древней Греции из-а высокой оценки красноречия и способности убеждения появились софисты. Отличительной чертой софистов являлось умение говорить и убеждать.

В направлении софистов центр философских вопросов перешел от натурфилософии в области этики, теории познания, политики. Софисты умели с помощью слова доказать или опровергнуть любое высказывание, учили защищать или опровергать мнение. При этом, софисты не придавали значения истинности того, что доказывают или опровергают, в связи с чем отношение к софистам было неоднозначным.

Софисты изменили сущность философских размышлений. А именно, от главной цели философии – познания истины – перешли к процессу доказательства или опровержения не зависимо от цели или сущности проблемы.

Основное «орудие» всех софистов – слово, умение владеть словом. Что дает им практически неограниченные возможности в обсуждении абсолютно любых вопросов.

Поскольку софисты опровергали или оспаривали абсолютно любое мнение (доходило вплоть до того, что сегодня софисты поддержали мнение, доказали правоту мнения, а на следующий день уже опровергли то же мнение), так как им так было выгодно. Софистов можно было отнести к тем, кто ведет странствующий образ жизни. Они брались отстаивать или опровергать любое суждение, за определенную плату.

До наших дней дошли некоторые сочинения, одно из которых «Двоякие речи». В данном сочинении есть такие понятия, которые доводятся до немыслимых противопоставлений, например, Болезнь есть зло для больных, для врачей — благо. В данной работе автор смотрит на одну проблему с разных позиций, с разных сторон, показывая, что одна и то же может иметь как положительный смысл, так и отрицательный.

Принятой считать, что в направлении софистов есть пять основных позиций:

  1. Идея опровержения;
  2. Стремление доказательства неправоты собеседника;
  3. Стремление привести собеседника к мысли, которая полностью опровергает общепринятые принципы;
  4. Умение заставлять собеседника совершать ошибки;
  5. Умение приводить собеседника к тавтологии.

Принято школу софистов делить на две категории: старшая школами и младшая школа. В старшей школе главой являлся Протагор. Именно он ввел в практику брать определенную плату за обучение софизму. Протагор всегда был «в движении», проводил лекции в разных городах, устраивал публичные выступления, вел странствующий образ жизни. Главной своей задачей ставил следующее: научить делать слабый аргумент сильным.

Протагор известен своим тезисом: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Именно данный тезис традиционно истолковывают как манифест этического релятивизма. Вместе с тем, возможно его антропологическое прочтение, когда именно человек, а не безличные силы природы, объявляется центром и основным мерилом мироздания.

Поскольку софистические рассуждения позволяли судить о всякой вещи по крайней мере двояко со взаимоисключающих позиций, софистика вошла в историю интеллектуальной мысли человечества как основа релятивизма.

 

Список литературы:
1. Натурфилософия и софисты [Электронный ресурс] – URL: https://allrefrs.ru/1-15734.html (дата обращения: 07.07.2021).
2. https://studfile.net/preview/1587673/page:12/ [Электронный ресурс] – URL: https://allrefrs.ru/1-15734.html (дата обращения: 07.07.2021).