СВОБОДА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
СВОБОДА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении понятий свободы и ответственности в одном из главных течений философии- экзитенциализм. Выявлена взаимосвязь двух терминов, то как они влияют друг на друга.
В современном мире человека представляют, в первую очередь, свободным, понимая под этим термином способность личности мыслить и поступать в соответствии тем, как требуют того личные убеждения. Под свободой понимают ощущения человека. Он не подчиняется внешним диктовкам, умеет выносить именно суть из предложений, решая, тем самым, что важно именно для него, а что нет. Свободный человек самостоятелен.
В философии свобода - душа, внутренняя энергия. Это означает, что ее никто не диктует, она не зарождается в определенных условия, она не имеет корней. Как говорил русский философ Александ Николаевич Бердяев: “Свобода - безосновна, коренится в ничто”. Мы не можем отдать в руки религии, политики и другому зачаток свободы. Она зарождается в каждом из нас в разное время, и никто не сможет объяснить источник появления. Свобода живет где-то в глубине души и позволяет нам “дышать” по собственному желанию. Человек сам выбирает быть свободным. Он может жить в самое неблагоприятное время, но при этом с огоньком в душе, который будет вести его по верному пути, к цели, к свободной жизни.
Именно этот путеводитель заставляет принимать решения в сложных ситуация и находить даже самые маленькие лазейки там, где, казалось бы, их нет и не будет никогда.
У свободного человека нет смысла жизни, он просто живет, не обременяя себя различными тягостями. Ему никто не диктует правила извне, он сам принимает и придумывает собственные правила. Именно такое понятие свободе дали сторонники экзистенциализма.
Экзистенциализм считается одним из ведущих течений мировой философии ХХ века. Он возникает накануне Первой мировой войны 1914-1918 гг. в России, затем распространяется в Германии и Франции, где и получает основное свое развитие. Мало кто говорит, но истоки экзистенциализма можно найти уже в 19 веке. Такие философы, как Кьеркегор, Достоевский, Ницше. Все они в своих работах затрагивали тему экзистенциализма, которая в последующем станет господствующим духовным течением современной буржуазной интеллигенции.
Вообще в современном мире это течение почему-то интерпретируется, как что-то депрессивное. Будто бы экзистенциализм- это, в первую очередь, о грусти, тоске и полном отсутствие оптимизма. На самом деле это не так, Сарт подчеркивает: “Экзистенциализим-это гуманизм”. Философия экзистенциализма, можно сказать, кричит о свободе человека, освобождая его от “классических” смыслов жизни. Если до 19 века общество безукоризненно верило в Бога, то теперь Ницше заявляет: “Бог умер! Мы его убили”, чем подчеркивает духовный и интеллектуальный кризис. Человек остается в столь тяжелое время один на один с собой и с миром, где больше нет смысла, он абсолютно потерян. Так, в начале 20 века общество переживает крах ориентации человека как в окружающем мире, так и во внутреннем мире человеческой души. Мировые войны, революции и тоталитарные режимы приводят философию к одной главной проблеме-проблеме человека, то есть произошло смещение от проблемы бытия и познания к проблеме конкретного человеческого существования. Этим и будет заниматься экзистенциализм.
Тот разумный, рациональный человек теряется среди бойни. Первая мировая война, Вторая мировая война заставляют задуматься о смысле. Есть ли он вообще в мире после массовых истреблений целых наций? Можно ли дальше продолжать радоваться жизни, когда так жестоко убивали людей, лишая их дальнейшего права на счастливое будущее? Подобные вопросы беспокоят человека 20 века. В нем будто поселилась пустота и стала частью его души, которую хочется заполнять, но заполнять ее или нечем, или не знаешь как. Если раньше функцию смысла выполнял Бог, то теперь смысл нужно искать самому. Так возникает экзистенциализм, представители которого приходят к выводу, что все “идеалы” общества потерпели крушение, и ядром философии должен быть сам человек. Ни религия, ни разум, а только человеческая личность.
Экзистенциалисты пытаются донести важную мысль, что весь смысл лежит в основе нашей с вами жизни. Никто не должен диктотовать правила, по которым человек должен существовать, он сам в праве написать их для себя и следовать только им. Не нужно слушать церковь с ее лозунгами, обесценивающими наземную жизнь, ждать, что после смерти будет еще один шанс, который подарит путевку в счастливое существование. Нет, нет и еще раз нет! Надо жить здесь и сейчас, видеть смысл в себе, в том, что тебя окружает, и не ждать второго подарка судьбы, где якобы должно быть намного лучше. По мнению Сарта, все исторические ситуации меняются, не меняется лишь необходимость человека быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным.
Человек рождается и его рождение не должно предопределяться каким-то смыслом. Нас просто “выбрасывает” в бесмысленный мир, тут пустота, и, чтобы эта пустота не поработила человеческую душу, нужно уметь включать в жизнь много новых моментов с помощью творчества. Когда мы ставим цели, достигаем их и вновь ставим новые цели, которые уже выше предыдущих. Мы тем самым творим, создаем новую страницу собственной истории, заранее осознавая, что все это придет в никуда, потому что каждая жизнь заканчивается смертью, после которой ничего нет. Экзистенциализм-атеистическая философия. Она не верит в жизнь после смерти, не верит в бессмертие души и ее двух составных частей, как в это верил Платон. Смерть равно конец нашему сущесвованию. Но пока человек живет, он бунтует против мира, против церкви да даже против самого себя.
“Сущность природы человека есть его существование”- говорил Сарт. И правда, личность - это то, что создает сам человек своими руками, так называемый проект. Никто не рождается от природы талантливым, умным, способным на сто процентов. Все это развивается в течение жизни, если, конечно, человек трудится и работает, наполняя пустого себя смыслом. Но пока мы живем, мы просто существуем, сущность же появляется только тогда, когда наступает смерть. То есть в течение жизни человек строит проект, дополняет его новыми деталями, дорисовывает недостающие элементы, структурирует в нужном ему направлении, а после смерти этот проект, условно говоря, представляется уже таким, каким его построил автор. Все, конец! Работу нельзя дополнить. Именно в таком виде ее отправляют на выставку, где она может послужить примером для другого автора. Поэтому все зависит от самого человека, только он вправе выбирать, каким ему быть. Никто со стороны не диктует ему уже готовый сценарий- это и есть экзистенциальный выбор. Главное помнить, что за каждый выбор человек ответственен самостоятельно. Экзистенциализм исключает вероятность сбросить ответственность за свои поступки на других. Нет Бога, нет правил, нет ничего, что бы могло заставить сделать человека не виноватым в своей жизни. Мы должны уметь принимать решения и нести ответственность за них. От самого человека зависит каким ему быть, он сам выбирает путь своего развития и не может обвинить кого-то в своих ошибках, потому что вся ответственность лежит исключительно на нем. Человек рождается один и умирает один, он изначально свободен. Свобода-ключевой термин экзистенциализма. Мир пуст, не имеет смысла, он противостоит человеку, порождает неопределенность человеческого бытия. Но человек свободен, ничто не мешает ему творить собственную жизнь так, как хочет именно он. Люди вправе делать самостоятельный выбор, решать как сложится их судьба и ничто не может им помешать в этом. Человек, как птица в небе, без препятствий летит в ту сторону, в которую только пожелает, он как бы смотрит на этот мир свысока, дышит свободой, живет свободой. Человек-это чистый лист, на котором нет ни единой помарки без его ведома, только он решает как поступить в той или иной ситуации, какой путь выбрать. Все очень просто, по мнению экзистенциалистов, ты-главное, что у тебя есть, ты свободен и, в ту же секунду, ответственен за каждое свое решение.
Но как мы знаем, свобода заканчивается там, где начинается нарушения границ другого, то есть человек обязан отдавать отчет своим действиям, совершаемым не только по отношению к самому себе, но и по отношению к другому человеку. "Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие боятся ее"- говорит Бернард Шоу. И он абсолютно прав: многие опасаются строить серьезные отношения, заводить домашних питомцев, открывать свой бизнес, даже элементарно высказывать собственное мнение, потому что за всем этим таится ответственность. Но если мы вспомним главный лозунг экзистенциализма “человек равно свобода”, в чем заключается выбор своего жизненного пути.
Таким образом, можно подвести итог, что свобода - это выбор человека, который он делает сам. Мир, в который мы приходим, изначально не имеет смысла, поэтому каждому человеку нужно “наполнять” свою жизнь самостоятельно.
Мы, как стакан, пусты, пока сами не начнем вливать в него жидкость, а что это будет за жидкость, решает каждый сам. В этом и заключается свобода. Мы сами выбираем какую жизнь прожить, будет ли она интересной или скудноной на запоминающиеся моменты, будем ли мы в ней счастливы или нет. Никто не решает это за нас, да и не должен, потому что жизнь одна, и каждый вправе прожить ее по собственному сценарию.
Нужно помнить, что свобода это субъективное, живущее в нас, в глубинах нашей души, мы никогда не увидим это нечто, мы можем только почувствовать! Если человек свободен душой, то ничего и никогда не сможет отнять у него это, он всегда будет стремиться к свободе, к тому полету в бесконечном синем небе в неизвестном направлении. Помните, что тот, кто свободен, никогда не побоится делать многие вещи и всегда сможет понести ответственность за сказанное и сделанное. Поймите, что свободу никто не дарит, человек сам ее формирует в себе. И тот, кто по-настоящему свободен-по-настоящему и счастлив.