Статья:

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(164)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Юршан Н.Д. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 28(164). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/164/96740 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРИМЕНЕНИЕ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Юршан Никита Дмитриевич
студент, Российский университет транспорта, РФ, г. Москва
Шепелин Геннадий Ильич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Российский Университет Транспорта, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается проявление искусственного интеллекта на водном транспорте, со стороны России и Зарубежных стран. Проведен сравнительный анализ России и Зарубежных стран. Предмет. Искусственный интеллект играет в наше время очень важную роль, если задуматься, то сейчас все держится на нем, все современные компании, станции, суда, порты, абсолютно все держится на нем, люди стремятся к облегчению труда и его оптимизации, что позволяет технологическому прогрессу делать стремительные шаги вперед. Цели. Изучение результата использования Искусственного интеллекта на водном транспорте. Методология. В процессе исследования проблем использовались методы логического, статистического анализа.

 

Ключевые слова: Анализ, Искусственный интеллект, Порт, Суда, Статистика.

 

Каждый хоть раз где-то встречал искусственный интеллект, будь то роботы или различные системы, которые рассчитываются при помощи ИИ. На водном транспорте, большинство вещей автоматизировано, и управляется автоматически при помощи Искусственного интеллекта, стоит только вспомнить те времена, когда капитаны судна вручную управляли кораблем, сегодня же это оптимизировано и не требует особого внимания, по причине того, что сложнейшие задачи на себя взял Искусственный интеллект, позволяя людям, работающим в сфере водного транспорта работать эффективнее, и оптимизированнее.

За последние два века, водные суда пережили большой технологический скачок

 

Рисунок 1. Коэволюция индустриальных технологий и технологий построения водного транспорта

 

Которые называют Индустриальными революциями, каждая из которых приводила полный инфраструктурный переворот и неизбежную модернизацию флота. И по итогам четвертой индустриальной революции в сфере водного транспорта предполагало успешное решение комплекса взаимосвязанных задач по построению интеллектуальной информационно-телекоммуникационной систем водного транспорта (ИТС ВТ). Создание ИТС ВТ формирует условия для обеспечения сквозного управления жизненным циклом водного транспорта, начиная от его проектирования и заканчивая утилизацией (рис. 2).

 

Рисунок 2. Управление всеми этапами жизненного цикла судна

 

Порт Новороссийск один из крупнейших портов Черного моря, крупнейший порт России. Рекордсмен портов России по протяженности причальной линии, достигающей в длину 8,3 км.

 

Рисунок 3. Данные

 

Консолидированный грузооборот Группы НМТП (Новороссийский морской торговый порт) за 2019 год составил 142,5 млн тонн. Нормализованный грузооборот холдинга с учетом продажи ООО «НЗТ» вырос за минувший год по сравнению с 2018 годом на 7,8%. В 2002 году в НМТП началось внедрение нового решения – автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом. В середине 2003 года система была сдана в опытную, а в мае 2004 года – в промышленную эксплуатацию. Конфигурацию системы составили такие модули комплекса TRIM, как: «Техобслуживание», «Склад», «Документооборот», «Бюджет», «Диспетчерский журнал», «Каталог», «Администратор». К 2007 году работающая версия программного комплекса, внедренного в НМТП перестала отвечать современным требованиям, в результате чего было принято решение о переводе системы на новую версию.

Порт Роттердам Роттердам – самый большой порт в Европе. Его площадь достигает 105 км2, а длина береговой линии – 40 км. Порт разделён на 5 районов и 3 отгрузочных зоны, здесь обслуживаются более 40 000 000 потребителей и ежегодно транспортируется более 400 миллионов тонн различных товаров.

Порт Роттердам в 2011 г. увеличил грузооборот на 0,8%

Крупнейший европейский порт Роттердам в 2011 году увеличил грузооборот на 0,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2010-го - до 433 млн тонн, говорится в сообщении порта. Тем не менее, перевалка железной руды и металлолома снизилась на 6%, до 38 млн тонн, сырой нефти - на 8% до 92 млн тонн, нефтепродуктов - на 6%. Грузооборот в порту Роттердам (Нидерланды) в 2017 году вырос на 1,3% - до 467 млн тонн. Объем грузооборота порт Роттердам (Нидерланды) в январе-декабре 2017 года составил 467 млн тонн, что на 1,3% превышает аналогичный показатель 2016 года. Как отмечается в сообщении администрации порта, на результатах сказался рост в сегменте контейнерных грузов. Грузооборот порта Роттердам по итогам первого квартала 2019 года составил 123,9 млн тонн, на 5,1% больше, чем за тот же период годом ранее. Как отмечают в Администрации порта Роттердам, рост произошел главным образом за счет увеличения перевалки контейнеров и нефтеналива. «Отличным стартом года» назвал результаты первого квартала CEO Администрации порта Роттердам АллардКастелейн, охарактеризовав объемы как рекордные.

Грузооборот порта Роттердам по итогам первого квартала 2019 года составил 123,9 млн тонн, на 5,1% больше, чем за тот же период годом ранее. Как отмечают в Администрации порта Роттердам, рост произошел главным образом за счет увеличения перевалки контейнеров и нефтеналива.

«Отличным стартом года» назвал результаты первого квартала CEO Администрации порта Роттердам АллардКастелейн, охарактеризовав объемы как рекордные.

Сравнение: Статистика сохраняла свою стабильность, и с ростом технологий, разработки различных систем, связанных с искусственным интеллектом, улучшался показатель грузооборота, благодаря экономии и упрощения сложных факторов доставки груза. По статистике и технологиям порт Новороссийск сильно отстает от порта Роттердам, сумма грузооборота с 2011 года переходит за 400 млн. тонн и увеличивается с каждым годом. Порт Роттердам смело занимает шестое место по грузообороту среди портов всего мира, так же Роттердам готовится бороться за звание самого умного порта в мире путем реализации Искусственного Интеллекта в своих планах разработки и переработки порта под прием автономных грузовых судов.

Таблица 1.

Сравнительная таблица грузооборота трех портов

Порт\Год

2011

2012

2018

Роттердам

433 млн.тонн

441.5 млн.тонн

469 млн.тонн

Новороссийск

116.1 млн.тонн

117.4 млн.тонн

154.9 млн.тонн

Мурманск

25.7 млн.тонн

23.7 млн.тонн

60.7 млн.тонн

 

Можно прийти к заключению что порт Роттердам будучи уже довольно развитым в технологиях и применении искусственного интеллекта, рос медленно относительно таких портов как Новороссийск и Мурманск опираясь на статистику с 2011 года по 2018 год.

Автономные суда

По сообщениям компании Kongsberg Maritime, одного из ведущих производителей систем точного позиционирования, опубликованных в мае 2017 г., достигнуто соглашение с поставщиком минеральных удобрений Yara International о разработке, строительстве и поставке на линию судна для перевозки груза между тремя норвежскими портами, максимальное расстояние между которыми около 30 морских миль. Планируемые размерения судна — длина 80 м, ширина 14,8 м, осадка 6 м. Судно рассчитано на 120 TEU, и стоимость аналогичного небольшого контейнеровоза составляет приблизительно одну треть от требуемого финансирования в 25 млн долл. Судно предполагается эксплуатировать со скоростью 6 узлов (что близко к пределу управляемости для обычного судна) при максимально возможной скорости 12 узлов. Пропульсивный комплекс полностью электрический, состоящий из двух винторулевых колонок типа «Азипод» и двух тоннельных подруливающих устройств. Емкость аккумуляторной установки около 9 МВт-ч, соответственно, вместо снабжения топливом — зарядка аккумуляторов. Ясно, что в таком случае в месте зарядки аккумуляторов потребуется создание специальной станции электроснабжения высокой мощности, для того, чтобы обеспечить зарядку аккумуляторов в процессе погрузки-выгрузки. Использование судна на лини заменит автомобильные перевозки химикатов и минеральных удобрений производства Yara International по маршруту Herøya — Brevik — Larvik, для перевозки которого в настоящее время используется 40 тыс. рейсов грузового автомобильного транспорта в год. Спуск на воду был запланирован на вторую половину 2018 г. На протяжении первого года Yara Birkeland предполагается эксплуатировать опытным образом при наличии на борту экипажа, в 2019 г. планировалось управлять в удаленном режиме и к 2020 г. — в полностью автономном режиме. Однако в мае 2018 г. на презентации, прошедшей на 99 сессии Комитета по безопасности мореплавания ИМО, разработчики заявили, что на тот момент в наличии была только 6-метровая модель весом 2,5 т., испытанная в бассейне в Тронхейме, что делало нереальными ранее объявленные сроки ввода судна в эксплуатацию В августе 2018 г. в прессе появились сообщения о том, что была выбрана верфь для строительства (Vard Braila, Румыния), и заключен контракт на поставку судна в 2020 г., на два года позднее ранее объявленного срока. Соответственно, переход к автономному использованию будет возможен не ранее 2022 г.

Вывод: Рассмотрев опыт как Российский, так и Зарубежный, а в последствии сравнив их можно придти к итоговому заключению что Российский торговый флот благодаря стремительному развитию роста технологий, а в следствии и Искусственного интеллекта, так же при помощи налаживания торговых связей с зарубежными партнерами, имеет большой экономический рост на примере итогового грузооборота. Россия в процентном соотношении росла гораздо быстрее чем зарубежный порт Роттердам, у которого процентный рост грузооборота варьировался от 0,5% до 2%. Следует упомянуть что Зарубежные страны, готовятся к полноценному переходу на Автономные суда, и совсем скоро профессия мореплавателя потеряет свою популярность, ведь учитывая, что крупные компании придерживаются общей статистики кораблекрушений, которые ясно дают понять, что главная причина крушений - человеческий фактор и непрофессиональность экипажа.  Но в полной мере потенциал безэкипажных судов будет раскрыт только после изменения действующего международного права, которое пока не подразумевает их эксплуатацию, что займет длительное время. Пока Международная морская организация (ММО), отвечающая за правовые вопросы, присматривается к новым технологиям, появляется все больше решений. Эксперты сходятся во мнении, что последнее слово останется за разработчиками. Но абсолютно точно известно, что безэкипажные суда, будучи частью глобальной логистической цепи, полностью изменят ход игры и правила на рынке судоходства.

 

Список литературы:
1. Сайт Национального Общества Имитационного Моделирования URL: http://simulation.su/uploads/files/default/ikm-mtmts-2017-80-87.pdf (Дата обращения: 30.05.2020)
2. Общедоступная информационная энциклопедия Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82 (Дата обращения: 30.05.2020)
3. Автоматизированные системы управления на водном транспорте: учебник Ширяев Е.В. Москва 2006 год. Издательство: Альтаир|МГ
4. Информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс» Грузооборот в порту Роттердам URL: http://portnews.ru/news/253737/ (Дата обращения: 30.05.2020)
5. Информационно-аналитическое агентство SeaNews Роттердам вырос на контейнерах и нефти URL: https://seanews.ru/2019/04/19/ru-rotterdam-vyros-na-kontejnerah-i-nefti/ (Дата обращения: 30.05.2020)
6. Новости интернета вещей iot.ru IBM проведет масштабную цифровизацию порта Роттердам URL: https://iot.ru/promyshlennost/ibm-provedet-masshtabnuyu-tsifrovizatsiyu-porta-rotterdam (Дата обращения: 30.05.2020)
7. Российский совет по международным делам РСМД URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/avtonomnyy-reys-perspektivy-ispolzovaniya-sudov-bez-ekipazhey/ (Дата обращения: 30.05.2020)