Статья:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(164)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Феофанова П.Г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 28(164). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/164/96923 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Феофанова Полина Геннадьевна
студент Башкирского Государственного Педагогического Университета имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

GOALS AND OBJECTIVES OF STUDYING THE INTELLIGENCE OF CHILDREN WITH DISABILITIES

 

Polina Feofanova

Student of the Bashkir State Pedagogical University named after M. AkmullaRussia, Ufa

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения интеллекта. Рассматриваются цели и задачи диагностики интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. The article is devoted to the study of intelligence. The goals and objectives of diagnostics of the intelligence of children with disabilities are considered.

 

Ключевые слова: Интеллект, диагностика интеллекта, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: Intelligence, intelligence diagnostics, children with disabilities

 

Лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)- это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.

Изучение интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает особое значение в современных условиях развития системы образования, включая специальное и инклюзивное, поскольку наличие нарушений в психическом развитии определяет трудности организации обучения и воспитания таких детей и, как следствие, – их социальной адаптации.

При осуществлении диагностики развития детей необходимо поставить перед собой конкретные цели. Одна из них, выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении. Во время обследования основной целью перед психологами стоит изучение особенностей и способностей для обеспечения индивидуального подхода к дальнейшему обучению. После проведения обследования специалисты должны определить уровень развития детей для оценки соответствия возрастным нормативам, что считается ещё одной целью психологической диагностики. Заключительной целью перед психологами является подготовка рекомендаций по выбору специального образовательного маршрута в соответствии со специальными образовательными потребностями и условиями, необходимыми ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум [35]. 

Помимо целей, психологическая диагностика решает некоторые задачи в области организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, обследование позволяет получить данные об уровне умственного и психического развития малыша, что в дальнейшем даёт возможность определить категорию отклонения, и, следовательно, какой тип учреждения наиболее подходит для обучения конкретного ребёнка [42].

К задачам психологической диагностики также можно отнести:

  1. определение адекватных условий обучения, необходимых детям с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их специфических и индивидуальных особенностей;
  2. подготовка рекомендаций по оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, подтверждение, уточнение или изменение раннее выявленных данных;
  3. отслеживание динамики и уровня социальной адаптации в процессе обучения ребёнка в образовательном учреждении;
  4. оказание консультативной помощи родителям, а также работникам образовательных учреждений по вопросам обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. содействие в разработке индивидуальной программы коррекционной работы;
  6. использование результатов психолого-педагогического исследования для организации коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии;
  7. определение индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии, особые образовательные потребности;
  8. дифференциация сходных состояний нарушения развития.

Каждая психологическая диагностика состоит из нескольких этапов. Сначала специалистами собирается информация о ребёнке. Это делается при помощи анамнестического метода, методов изучения медицинской документации, анализа психолого-педагогических характеристик и изучения продуктов деятельности ребёнка. Важнейшей задачей данного этапа считается создание доверительных отношений между психологом, родителями и детьми. На этом же этапе специалисту необходимо разъяснить родителям назначение обследования.

На втором этапе происходит непосредственная диагностика с помощью наблюдения и конкретных методик. И, наконец, заключительный этап диагностической работы – анализ, сопоставление и обобщение результатов и написание заключения. Этот этап считается самым сложным, поскольку требует от специалистов высокого уровня профессионализма и наличия опыта.

Диагностика интеллекта занимает особое место в повышении качества образования школьников. Именно интеллектуальные способности становятся показателем успешности педагогической образовательной деятельности.

 

Список литературы:
1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. М.: НКЦ, 2016. - 110 с. 
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика. 1982. Т. 2. – 365 с. 
3. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 98 с. 
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с. 
5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. – С. 6-12.