Статья:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кунафеева Э.Р. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 12(279). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/279/146175 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кунафеева Элида Рамилевна
студент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Боронилова Ирина Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проектная деятельность как один из эффективных методов экологического образования дошкольников. Раскрыта проблема формирования знаний детей о растениях, их бережного отношения к природе. Представлен опыт работы при проведении проекта по ознакомлению с растениями детей старшего дошкольного возраста.

Abstract. This article examines project activities as one of the effective methods of environmental education for preschool children. The problem of developing children's knowledge about plants and their caring attitude towards nature is revealed. The work experience in carrying out a project to introduce plants to children of senior preschool age is presented.

 

Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольный возраст, ознакомление с растениями, экологическое образование.

Keywords: project activities, preschool age, familiarization with plants, environmental education.

 

В связи с возрастанием количества экологических проблем в мире особенно актуальной становится проблема экологического образования подрастающего поколения. Ознакомление детей с растениями, обогащение знаний об особенностях их строения и условиях жизнедеятельности, а также воспитание бережного отношения к природе нужно осуществлять уже в дошкольном возрасте.

Формирование основ экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования происходит через ознакомление с миром природы. В процессе работы происходит формирование первичных представлений о живой и неживой природе [5].

В своем исследовании мы уделили внимание ознакомлению старших дошкольников с растительным миром, рассмотрели различные методы и технологии в работе с детьми.

Процесс формирования знаний о растениях способствует взаимодействию ребенка с природой: воспитанию доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интереса к природным объектам — растениям, понимания важности бережного отношения к ним, учитывая их особенности, умение заботиться о растениях, создавать необходимые условия для жизни. Получив в детском возрасте опыт правильного взаимодействия с растениями, человек постарается в будущем так организовывать различные производства, чтобы этот процесс не наносил вреда растительному миру [4].

В старшей группе продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков; закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками[1]. Анализ состояния практики экологического образования показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности дошкольников, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в планировании всех этапов реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Проектная деятельность – это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности, развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку [2].

Благодаря методу проектов, детей можно научить планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес к растительному миру, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве [3].

С целью обогащения знаний о растениях мы разработали проект «Удивительный мир флоры» для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный проект раскрывает ценность растений при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы.

Цель проекта: расширить знания воспитанников о мире растений

Задачи проекта:

- способствовать формированию у детей любознательности, познавательного интереса к растительному миру;

- продолжать знакомить с природными богатствами планеты;

- знакомить с пейзажами через творческую деятельность художников;

- дать представление о профессиях: лесник, земледелец (фермер);

- формировать простые трудовые навыки в уголке природы, на участке детского сада.

- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения растений (цвет, форма, величина);

- развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности;

- развивать творческую речевую деятельность при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок о природе, растениях;

- содействовать воспитанию у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

 Ожидаемые результаты:      

- Сформировать у детей элементарные представления о растениях (внешний вид, особенности строения, условия жизнедеятельности, взаимосвязь с человеком)

- Развивать познавательно - исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

- Воспитывать любознательность, чувство восхищения, интерес к растительному миру.

Предлагаем рассмотреть план реализации проекта, представленный в таблице ниже.

Таблица1.

План реализации проекта «Удивительный мир флоры»

Этапы

Методы и формы работы

1 этап - Подготовительный

Подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций; дидактических и интерактивных игр; целевые экскурсии к деревьям; рассматривание физической карты области, карты района; оформление стенда - «Мисс Флора»; подбор игрового материала.

2 этап – Основной этап.

Беседы:

Март

«Что такое флора?»

(познакомить детей с понятием «флора»,  продолжать знакомить с природными богатствами планеты, для чего нужен мир растений? )

Март

«Деревья вокруг нас!»

(продолжить расширить знания о деревьях, учить различать деревья и кустарники по окраске и форме листьев, по семенам и плодам) 

Март

«Город, вид с неба!»

(продолжить расширить знания о растениях, беседовать о пользе растительности в городе; знакомим с понятием «парк»; какие деревья нам встречались в парке? Какие парки известны в вашем городе?)

Март

 «Беседа об этажности леса»

(Закреплять и углублять представления о растительности леса, учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, по семенам и плодам)

Март

«На полянах и лугах»

(активизировать представления детей о растительном мире; пополнять знания детей о луговых растениях, занесенных в Красную книгу, познакомить с пользой лекарственных цветов для людей и животных)

Апрель

«Цветик-семицветик»

(продолжить расширить знания о луговых и полевых цветах, учить различать, формировать знания о строении и особенности цветков: корень, стебель, лепестки, листья, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, пестик, тычинка и т.д.)

Апрель

«Что такое фотосинтез?»

(Проведение опытов с растениями; формировать представление о процессе «фотосинтез»; выявить особенности протекания фотосинтеза, как одного из наиболее важных процессов в жизни растений; способствовать формированию общих представлений о значении данного процесса в жизни живых организмов)

Апрель

«Почему грибы не являются растениями?»

(какую роль грибы играют в растительном мире? свойства грибов; познакомить и расширить знания о видах грибов - съедобные и не съедобные;)

Май

«Профессия лесник»

(познакомить детей с профессией лесник; формировать знания о труде лесника и его экологическом значении)

Май

«Земледелие»

(заинтересовать детей созданием огорода, познакомить с основными зерновыми и бобово - зерновыми культурами; познакомить с правилами гигиены при работе с землей.)

Май

«От зернышка к колоску»

(продолжать расширять знания о зерновых культурах, учить различать и знать их: пшеница, рожь, рис, овес, ячмень, кукуруза, гречиха;)

3 этап - Презентация проекта

 

Май

Презентация от группы по проекту

Совместная работа (стенгазета, рассказ, презентация, театрально - игровая постановка)

 

С нашей точки зрения, детям необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Именно поэтому в детском саду создан уголок природы и уголок экспериментирования, позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любознательность, любовь к природе, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают экологические знания и умения.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен при ознакомлении детей с растительным миром. Проект закрепляет знания и умения дошкольников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность. Воспитатель, родители и дети создают атмосферу сотворчества. Заинтересовав каждого ребенка конкретным делом, можно решить любую проблему.

Каждый знает, что растения – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа, передать эти знания подрастающему поколению, ведь они – есть наше будущее.

 

Список литературы:
1. Борисова, Е. А. Формирование знаний детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Е. А. Борисова // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 229-230. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62580/ (дата обращения: 19.03.2024).
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н: Проектная деятельность дошкольников [Текст] // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС ДО Издательство: Мозаика-Синтез, — 2014 г.
3. Гримовская Л. М. Развитие у старших дошкольников интереса к миру растений в проектной деятельности [Текст]// Акмеология образования. Психология развития — сб. науч. Ст. - С: Смоленск. Гос. Ун-т, 2019. 
4. Поночевная, А. П. Формирование знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (из опыта работы) / А. П. Поночевная, И. В. Бухтулова, С. С. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13609/ (дата обращения: 20.03.2024).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. RL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 19.03.2024).