МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
Для успешного общения, ребёнку необходимо освоить широкий набор языковых средств, которые позволяют ему понимать речь других и создавать собственные речевые выражения. При такой сложной речевой патологии как общее недоразвитие речи нарушено формирование всех трёх частей языковой системы: лексики, грамматики и фонетики.
Основным механизмом формирования грамматической структуры речи является освоение ребенком языковых закономерностей и обобщений, что дает возможность преобразовывать смысл в речевые действия.
Как отмечают Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова, при различных формах общего недоразвития речи (ОНР) наблюдаются трудности в усвоении знаковой системы языка, в комбинировании знаков по языковым правилам и в использовании знаков при создании речи. При ОНР процесс формирования грамматической структуры речи проходит с большими затруднениями по сравнению с освоением активного и пассивного словаря [6].
Л.Н. Ефименкова считает, что нарушения грамматической структуры речи при общем недоразвитии речи (ОНР) связаны с недостаточным развитием морфологических и синтаксических обобщений у этих детей. Это также связано с несформированностью языковых операций, необходимых для грамматического конструирования, выбора определённых языковых единиц и элементов из парадигмы, закреплённой в сознании ребёнка, а также их объединения в соответствующие синтагматические структуры [2].
Согласно классификации Е.Ф. Соботович, дети с ОНР делятся на две группы. Дети первой группы демонстрируют преимущественно морфологические нарушения при сохранении понимания глубинного смысла предложений. Несмотря на значительные ошибки в морфологии, они правильно строят предложения из двух-трех слов, отражая семантические отношения между словами и соблюдая порядок слов. Примерами могут служить: «Мама мыэ мяси» (Мама моет мячик), «Деси иду коле» (Дети идут в школу), «Десъка касалъ касена» (Девочка качалась на качелях). Эти предложения демонстрируют правильное использование базовой трехчастной структуры: субъект-предикат-объект или субъект-предикат-место [4].
Предложения построены правильно с точки зрения порядка слов, но лишены морфологических средств связи. Следовательно, у этих детей наблюдается существенная дисгармония между морфологической и синтаксической сторонами речи [4].
Во 2-й группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.
Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего проявляется в пропуске членов предложения, особенно предикатов, а также в необычном порядке слов. Это становится заметным даже при повторении фраз, например: «Много в лесу» (Дети собрали в лесу много грибов) или «Молоко разлило» (Молоко разлито котенком) [4].
По мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, наибольшую сложность для детей с ОНР вызывают инверсные предложения, пассивные конструкции и сложноподчиненные предложения [3].
В работах многих исследователей выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
1) неправильное согласование существительных, местоимений и прилагательных в роде, числе и падеже
2) неверные падежные и родовые формы количественных числительных;
3) неверное согласование глагола с существительными и местоимениями;
4) неверное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
5) неверное употребление предложно – падежных конструкций [5].
Современная логопедия представляет множество методов формирования синтаксического строя речи у младших школьников с ОНР III уровня. Например, составление предложений по картинке. Данный метод применяется для составления как простых, так и сложных предложений. Картинка находится в статичном положении, её действие не меняется, поэтому ребёнок может сконцентрировать на ней внимание и построить предложение.
Дополнение фразы – это эффективный метод для формирования синтаксиса у младших школьников с ОНР III уровня. Логопед проговаривает какую-то фразу и не заканчивает её, а вставляет в конце вопрос, побуждающий детей к завершению предложения. Например, «Сегодня утром в школу пришли…кто? (дети)», «Доктор лечит… кого?(больных)».
Построение коммуникативных ситуаций. Дети разделяются на пары или малые группы и учатся строить диалоги между собой. Общение начинается с построения простых фраз, например, приветствия или вопроса «Как дела?». Постепенно фразы усложняются, может быть введена какая-то тема для беседы.
Упражнения на изменение глаголов. Педагог задаёт вопросы, побуждающие детей изменить склонение или время глагола. Например, «Вчера дети ходили в лес, значит сегодня…(дети в лес не пойдут)».
Демонстрация действий способствует формированию синтаксического строя речи у младших школьников с ОНР III уровня. Логопед показывает детям совершение какого-то действия и проговаривает его. Затем осуществляется демонстрация действий разного характера и их проговаривание детьми.
Интерактивный метод обучения используется в коррекционной работе с младшими школьниками с ОНР III уровня. В частности, компьютерные логопедические программы обладают большим развивающим потенциалом в формировании синтаксического строя речи у младших школьников с ОНР III уровня, поскольку игровые упражнения в них представлены в занимательной форме. К примеру, программа «Игры для Тигры» содержит занимательный познавательный материал по различным направлениям логопедической работы. Дети, путешествуя по «Сказочной стане Звуков и Слов», упражняются в образовании новых слов. В данной программе имеются тематические блоки с заданиями различной сложности. Основная часть игровых упражнений программы «Игры для Тигры» представлена заданиями на образование новых слов, использование грамматических форм, правильное согласование слов в предложении, построение новых предложений и их сочетание в связном тексте. Все задания соответствуют возрасту и индивидуальному развитию ребенка с речевой патологией [5].
Е.А. Беленчук в качестве эффективных методов формирования синтаксического строя речи у школьников с речевой патологией выделяет моделирование, при котором используется дидактический материал «Дары Фрёбеля». Применяя метод моделирования с использованием различных игровых модулей, детей учат составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры [1].
Таким образом, важно отметить, что для успешного формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня необходимо четкое и целенаправленное планирование логопедической работы с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей и дефекта речевого развития.
