Статья:

ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ГЕЙМИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(165)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шишова А.Б. ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ГЕЙМИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 29(165). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/165/97214 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: ГЕЙМИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Шишова Анна Борисовна
магистрант Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Наумов Максим Владимирович
научный руководитель, доцент кафедры технологии и дизайна, директор Вятского художественного училища им. А.А. Рылова, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

TYPES OF INNOVATIVE FORMS OF TRAINING ORGANIZATION: GAMIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Anna Shishova

Student Vyatka State University, Russia, Kirov

Maxim Naumov

Associate Professor of the Department of Technology and Design, Director of the Vyatka Art School named after A. A. Rylov, Vyatka State University, Russia, Kirov

 

Аннотация. В условиях стремительного развития технологий возникает острая необходимость в изменении условий подачи и восприятия информации, которые являются основой прогресса и социального роста. В содержании данной статьи рассматриваются виды инновационных форм организации обучения, а в частности применение интерактивных площадок в образовательном процессе. Данная статья может быть хорошим пособием для преподавателей, активно использующих интерактивные формы обучения, дистанционные формы, дополнительное оборудование и тд.

Abstract. In the context of the rapid development of technologies, there is an urgent need to change the conditions for the presentation and perception of information, which are the basis of progress and social growth. The content of this article discusses the types of innovative forms of organizing training, and in particular the use of interactive platforms in the educational process. This article can be a good guide for teachers who actively use interactive forms of learning, distance forms, additional equipment, etc.

 

Ключевые слова: студент; педагогика, обучение, школьники, инновационное образование.

Keywords: student; pedagogy, training, schoolchildren, innovative education.

 

Современные условия жизни и современные дети диктуют нам новые условия подачи и восприятия информации. Платформы для обучения развиваются с каждым днем, и преподаватель не всегда может выбрать из множества необходимую. В данной статье мы провели анализ некоторых вспомогательных платформ для обучения, оценили возможности взаимодействия с учениками, простоту использования при подготовке к уроку, возможность сбора и оценки результатов работы учеников.

В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный метод предполагает взаимодействие учителя и учеников в роли лектор-слушатель. При активном методе учитель взаимодействует с учениками во время занятий. В интерактивном методе учитель взаимодействует с учениками, а ученики в свою очередь взаимодействуют между группами или отдельными обучающимися.

Отдельно рассмотрим варианты интерактивного обучения:

  • активности и взаимосвязи, благодаря которым преподаватель и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;
  • общение «на равных», которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;
  • эксперименты, творческий подход.

Средства обучения — это объекты, которые преподаватель использует для учебного процесса. Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 75% информации ребенок воспринимает с помощью зрения. [2]

Среди распространенных средств обучения часто выделяют:

  • интерактивные доски;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • робототехнику и конструкторы LEGO;
  • интерактивные столы;
  • беспроводные планшеты;
  • документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
  • интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
  • компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.

Формы обучения — это виды занятий, в которых от преподавателя нужны активность, творчество и навыки работы с оборудованием и программным обеспечением. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

  • Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.
  • Интерактивные вебинары — традиционная лекция с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
  • Кейсы — командное решение конкретной ситуации.
  • Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
  • Проекты — самостоятельная или командная работа над поставленной задачей.
  • «Открытый микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, без комментариев остальных.
  • «Броуновское движение» — хаотичное передвижение в поиске решения.
  • Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
  • Деловые игры — проигрывание реальных ситуаций.
  • «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
  • Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
  • Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
  • «Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Все представленные формы обучения можно с легкостью перенести в более актуальный формат с привлечением принципов геймификации, современного оборудования и доступных каждому учителю программ. Для занятий могут использоваться различные интерактивные платформы, на которых проходят вебинары, хранятся записи уроков, вспомогательные материалы для усвоения материала и контролируются знания, проводятся самостоятельные и контрольные работы. Ребёнку нужен компьютер, ноутбук, планшет или телефон. Выполняя домашние задания, самостоятельные или контрольные работы на платформе, ученик получает очки, оценки, а преподаватель автоматически видит результат работы.

Школьные оценки – часть геймификации, так как в ней заложен соревновательный элемент, рейтинг среди класса, то есть игровая оболочка в образовании выстраивается достаточно давно. Современная геймификация облегчает преподавание, несмотря на затраты, которые делает учитель при подготовке к «игре». Если преподаватель может использовать энергию, мотивацию и потенциал игрового процесса и направить школьника к учебе, то сможет дать обучающимся очень важные инструменты для достижения побед в реальной жизни, создаст огромное количество ситуаций успеха, снимет излишнее напряжение и исключит скуку из процесса обучения и воспитания. [1]

Цель геймификации в школе, как и во всех других отраслях интуитивно ясна. Создать мир, который будет приятен и продуктивен. В этом мире больше не будет разделения между тем, что люди должны делать, и тем, что они хотят делать - наша жизнь становится лучше, когда мы проводим время, наслаждаясь всем, что мы делаем. [4]

1. Издательство «Русское слово»  предоставляет доступ к Электронной образовательной среде, основа которой — электронный учебник с возможностью добавления проверочных материалов и отслеживания успеваемости учеников.

2. Платформа Skyes от Skyeng и издательства “Просвещение” предлагает задания для проведения уроков в онлайн формате с демонстрацией экрана. Преподаватель подключает необходимое количество классов и может всем отправить домашние задания, задав дату/срок выполнения. Причем проверка не требуется — задания проверяются автоматически, вы можете посмотреть результат и выставить оценки.  Если заданий недостаточно, есть возможность добавить платные задания для развития различных навыков.

3. Сайт Учи.ру дает возможность учителям открыть временный доступ детям к заданиям на платформе до 16:00. Есть функция отправки домашнего задания и проверочных работ. Задания яркие, с элементами геймификации, соблюден принцип “от простого к сложному”. Также на платформе проводятся online-трансляции уроков для дистанционного обучения.

4. Игровая обучающая платформа Kahoot! используемая в классе в школах и других учебных заведениях. Сайтом можно пользоваться в веб-браузере, а также в приложениях для мобильных устройств. Сервис предлагает разные режимы взаимодействия с упражнениями, каждый из которых решает собственные задачи. Например, с помощью Practice удобно проектировать итоговые тесты с неограниченным временем на выполнение заданий. В финале даётся возможность проработать ошибки. Есть режим тестирования на скорость — Test Yourself. А в режиме Flashcards учащийся отвечает на вопрос, не имея перед глазами вариантов ответа.

Для групповых занятий есть возможность создать «комнату», в которую учащийся входит по специальному коду и выполняет задание, соревнуясь с одноклассниками. Kahoot! может использоваться для проверки знаний учащихся, или в качестве перерыва в классных занятиях.

6. ThingLink - инфографика, презентации, виртуальные экскурсии, видео и изображения — в ThingLink доступно более 70 форматов контента, которые можно использовать при проектировании онлайн-курса. Сервис поддерживает 360-градусные видеоролики и VR/AR. Простой интерфейс даёт возможность в несколько шагов создать интерактивный контент и поделиться ссылкой с учащимися.

7. LearningApps - это конструктор интерактивных заданий, которые помогут закрепить знания в игровой форме. Сервис позволяет создавать разные типы упражнений: «Хронологическая линейка», «Классификация», «Кроссворд», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа» и другие. Можно создать упражнение самостоятельно по шаблону или выбрать подходящее из каталога и добавить его в свой курс. Все задания разделены по дисциплинам.

Рассмотрев различные платформы для дистанционного обучения и вспомогательные ресурсы для геймификации образовательного процесса в школе можно сделать вывод о необходимости применения различных форм обучения для школьников разных возрастов. Вовлекающие уроки или элементы способствуют усвоению материала, а также помогают контролировать усваиваемость. Платформы для дистанционного обучения могут применяться для выполнения домашних заданий, а с помощью интерактивных заданий и мини-игр можно провести контрольные тесты, инфографика и видеоролики позволят наглядно представить учебный материал, а онлайн-доски пригодятся для групповой работы. Таким образом, для каждой дисциплины и для каждой цели можно найти свой вариант взаимодействия с учениками.

 

Список литературы:
1. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность
2. Вопросы педагогики ISSN: 2518-1793 
Назырова А.А. / Актуальные проблемы геймификации образовательного процесса в школе. Тип: научная статья. № 7-2 Год: 2020 Страницы: 103-105
3. Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит “Теория игр” ISBN: 978-5-00100-503-2 / 2008 год. 750 страниц.
4. Ю-Кай-Чоу «Геймофикация» ISBN: 978-5-7755-2854-6 2013 год. 114 страниц.