Статья:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРОТЯЖНОЙ ПЕСНИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Ли ц. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРОТЯЖНОЙ ПЕСНИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 30(166). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97302 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПРОТЯЖНОЙ ПЕСНИ

Ли цзяхуэй
студент, Департамент педагогического образования, Российский государственный педагогический университет ИМ. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Выражение и мелодия длинных песен сложны и изменчивы, и есть много модальных изменений. В каждой мелодии есть независимые ячейки. Они подчеркивают цвет изображения за счет появления и перерисовки новых тонов с помощью ритмических паттернов. Было несколько эпических народных мелодий, эти мелодии очень лаконичны, а текст лаконичен и широко распространен. Путем анализа этих типичных песен исследовать выражение длинных песен.

Abstract. The expression and melody of long songs is complex and fluid, and there are many modal variations. Each melody has independent cells. They emphasize the color of the image by introducing and redrawing new tones using rhythmic patterns. There were several epic folk melodies, these melodies are very laconic and the lyrics are laconic and widespread. Explore the expression of long songs by analyzing these typical songs.

 

Ключевые слова: протяжная песня; история музыки;

Keywords: long song; music history;

 

Законы строгого внутреннего уклада крепостных, рекрутов, крестьянских семей, их обособленность, способствовали формированию характерных особенностей и специфических элементов протяжного исполнения. В самом начале XX века в крупных селах еще существовала традиция обучения пению по крюкам – характерным знакам для церковной русской безлинейной музыкальной нотации, которые произошли от ранневизантийской нотации:

 

Рисунок 1. Византийская нотация

 

Региональные напевы несколько отличаются в отношении сюжета, однако в них одна главная тема – смерь молодца вдали от дома. Как отмечают некоторые исследователи, молодецкие песни появились в XIV веке и связаны с борьбой за независимость[1].

Например, слова протяжной песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка» очень скорбные и трогательные, они повествуют о горькой судьбе воина, которого ждет суд.

Песни календарные, как и обряды – новогодние и поздравительные, сохранились не во всех регионах, и все они имеют свои специфические черты. У казаков, например, в связи с тем, что их регион заселен разными народностями, огромное значение и популярность получили песни эпические и солдатские, хороводные, исторические и праздничные. Для таких песен характерны былинный склад изложения и многоголосие. В средней полосе на Руси важноезначение принадлежит песням воинским и земледельческим, хороводным плясовым, которые связаны с датами земледельческого календаря, также имеется большое число напевов, которые сохранили стиль раннего славянского типа. В Поволжском регионе русская культура тесно взаимодействует с культурой других народностей, что в огромной степени сказалось на общем неоднородном характере фольклора. Появление старинных песен в обрядах земледельческого фольклора Поволжья тесно связано с расселением в этом регионе славян в начале нашей эры. В областях Нижегородской и Пензенской до сих пор сохранился праздник-обряд проводов весны «Похороны Костромы». Поздравительные веселые  краткие колядки – «овсени», «авсени» и «таусени», троицкие напевы, которые так характерны для центра Руси, в Поволжье поются как в мордовских, так и в русских селениях и имеют общие черты. Свадебные напевы сохранили свой старинный облик – ангемитонику, малоступенные звукоряды и типовые ритмические формулы. Однако все напевы варьируются, и в различных своеобразных вариантах бытуют прощальные свадебные напевы «Из-за лесу, лесу темного», «Ты река ль моя, реченька», протяжные – «Не велят Маше» и хороводные – «Во лузях» и «Как по морю».

Пример №1. Песня «Не велят Маше»

 

Рисунок 2. Не велят Маше

 

Мелодический диапазон в данной песни охватывается постепенно – ход на квинту, затем на сексту и лишь потом на септиму. Этот напев исполняется подвижно, однако в нем также имеются внутрислоговые распевы.

Протяжная песня «Вспомни, вспомни» основана на больших внутрислоговых распевах, неотделимых от мелодической линии, в основе которой преобладают квинтовые ходы. Широта и свобода присутствуют и в поэтическом тексте, и в мелодическом развертывании. Ритмика напева очень гибкая и следует за нюансами слова. Интонационность данной песни тесно связана с крестьянской традицией, и в ее основе преобладают кварто-квинтовые ходы. Имеют место и трихордовые сочетания натурального минора с оттенком дорийского звукоряда. Композиция песни формируется из двух фраз – АВ, которые вариантно меняются на протяжении развития напева. Возникает следующая структура – АВА'B'A”, попевки накладываются друг на друга с многочисленными вариантами, однако основная мелолическая единая линия развития не нарушается.

В Поволжском регионе преобладают жанры, которые связаны с пением мужчин как одиночным, так и хоровым. Это песни с различной тематикой – рекрутские, трудовые, молодецкие и казачьи. Они сформировались в XVII столетии в связи с тем, что окраины государства были заселены людьми «служилыми». Протяжные молодецкие песни на Дону и в Поволжье связаны с крестьянской, а некоторые с казачьей традицией  и один и тот же сюжет в песнях, в зависимости от среды бытования, всегда по-разному воплощался. У бурлаков, которые на Волгу прибывали из разных губерний, сложились протяжные припевки и трудовые песни в многочисленных вариантах – «Дубинушка» и «Эй, ухнем!». На Урале существовали свои традиции, и наиболее известные песни там «Во Сибирской украине» и «Щелкан Дудентьевич».

Определяющую роль в сбережении певческого искусства играет преемственность поколений. Ведь лирическая протяжная песня –неотъемлемая часть жизни, работы и быта русского народа, и она с древних времен передается из поколения в поколение.

заключение

Музыкальные закономерности основной группы протяжных напевов связаны с древнейшими слоями народной поэтической речи, они соединены генетическими истоками, являющимися общими для языка и народной музыки. Комплекс музыкальных закономерностей является базой для развития специфических песенных форм, которые сообщают распеваемому тексту традиционный статус. Он обеспечивает преемственность культурного процесса в историческом времени. Основой песенного формообразования является логика интонационно-ладового развертывания, регулирующая все остальные структурные закономерности протяжных напевов. Песенный период образуют синтаксические единицы, представляющие собой различные мелодические фразы, связанные с протяженностью эмоционального дыхания. Пауза берет на себя функции формообразующей цезуры. Рассмотрим песню «Горе мое горькое». Она имеет малый звуковой объем, однако глубоко трогательная и волнующая. Скорбно-выразительные терцовые причитания постоянно чередуются с возгласами кварт в трихордовых попевках. Внезапное понижение второй ступени лада вносит тонкий психологический нюанс. Декламационный склад начала напева соседствует с распеванием середины. Для всего напева типичны внутрислоговые попевки, возникает интонационный контраст – декламация и мягкие распевные обороты, выстраивающие диалог героини.

 

Список литературы:
1. А.М. Мехнецов. Песни Псковской земли. 1989. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни; Е.М. Орлова. Лекции по истории русской музыки.1979; Т.В.  Попова. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1. 1962.