Статья:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Егорова Е.С. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 30(166). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97311 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Егорова Елена Сергеевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Муратова Анжелика Артуровна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс обучения изобразительной деятельности с целью развития детей старшего дошкольного возраста, как естественный способ познания окружающего мира.

 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, изобразительное творчество.

 

Истоками организации изобразительной деятельностью можно определить создание художниками научно-практических трудов, рассказывающих об основных правилах построения изображения на плоскости, которые были созданы в эпоху Средневековья и Возрождения художники стали создавать научно-теоретические труды (Ч. Ченнини, Л. Альберти, Л. да Винчи, А. Дюрер и др.). С XVII в. появляются академии художеств, шлифуется и совершенствуется методика преподавания рисунка и развития изобразительного творчества. В конце XIX в. более серьезное внимание стали уделять вопросам методики организации педагогического процесса (П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский и др.). В это время были сформулированы основные принципы, методы и педагогические установки теории и методики развития изобразительного творчества. В качестве основных правил педагогического руководства процессом развития изобразительной деятельности были выдвинуты следующие:

  1. Каждый комплекс работы над созданием изображения должен быть расчленен на отдельные этапы, которые усваиваются детьми в определенной последовательности. Задача педагога - построить процесс обучения так, чтобы соблюдалось постепенное нарастание трудностей, и каждая предыдущая ступень обучения являлась опорой и основой для последующей.
  2. Последовательность этапов работы над созданием изображения должна быть такой, чтобы ясно ощущалась взаимосвязь между отдельными этапами, чтобы ребенок чувствовал, что это единый процесс.
  3. Всякое задание обучающего характера должно содержать в себе анализ и синтез. По этому поводу еще Ян Амос Коменский писал: «Совершенное преподавание искусства предполагает сочетание синтеза и анализа».
  4. Весь процесс работы над созданием изображения должен вестись в соответствии с принципом «от общего к частному» и «от частного снова к общему» [1].

В современных условиях обучение основам изобразительной деятельности осуществляется в дошкольный период. Это связано с тем, что изобразительная деятельность способствуют активации сенсорного развития ребёнка, развитию моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности. По определению А.Г. Рузской, «деятельность детская – основная форма активности ребёнка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза». Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребёнка. В детстве она приобретает несколько «ликов», и у детей формируется несколько видов деятельности. В ходе детской деятельности происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Детская деятельность совершается в сотрудничестве со взрослым, хотя отдельные её акты (действия) могут осуществляться ребёнком и индивидуально [3].

Сегодня обучение изобразительной деятельности занимает большое место в работе воспитателя детского сада. Основные теоретические положения методики развития изобразительной деятельности у детей дошкольного и школьного возраста были сформулированы в трудах А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.С. Кузина, Б.Н. Неменского, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплопа, Е.А. Флериной, Б. И. Юсова и др. Одной из актуальных проблем, которая интересует современных исследователей, является проблема взаимоотношения между обучением и развитием, обучением и творчеством детей на занятиях по изобразительной деятельности [1].

В современной психолого-педагогической литературе термины «изобразительная деятельность», «изобразительное творчество» фигурируют как равноценные. Однако при строгом рассмотрении термин «деятельность» понимается как более широкий, субстанционный, Процесс развития изобразительной деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: потребностей и мотивов, целеполагания, ориентировочного (эстетического восприятия действительности и произведений искусства) и операционального компонентов (комплекса необходимых умений и навыков, ручной умелости и креативности), контроля процесса и оценки результатов деятельности. Все компоненты изобразитель­ной деятельности взаимосвязаны как элементы единой функциональной системы (В. Д. Шадриков). В соответствии с данным пониманием стать субъектом изобразительной деятельности - это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Поэтому творчество - скорее качественная характеристика деятельности, один из показателей ее развития [1].

Изобразительное творчество для дошкольника – естественный способ познания окружающего мира, обогащенный игровыми моментами; это форма отражения результата осмысления им явлений действительности с повышенной мотивацией к действию (творчеству). Изобразительная деятельность предусматривает такую организацию процесса, в котором бы сочеталась репродуктивная часть, т.е. усвоение готовых знаний, развитие ручной умелости в рисовании, изучение и «присвоение» сенсорных и художественных эталонов и творческой, продуктивной части. Освоение эталонов, например, предполагает определенный алгоритм – постепенный переход от активного к вспомогательному использованию изобразительных «шаблонов» в освоении детьми техники рисунка [2].

Спецификой изобразительной деятельности выступает то, что она носит моделирующий характер и имеет художественно-образное воплощение. Это видно из классификации видов изобразительной деятельности:

  • рисование (рисование предметов, сюжетное рисование, декоративное рисование);
  • лепка (лепка предметов, сюжетная лепка, декоративная лепка);
  • аппликация (аппликация предметов, сюжетная аппликация, декоративно-орнаментальная аппликация) [1].

Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта: форме, ритме линий и форм на плоскости, объеме. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции [1].

Развитие фантазии и творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности происходит при соблюдении следующих условий: интересное детям содержание занятия; обогащение, в том числе при активном участии детей, художественно-эстетической среды в группе; максимальное включение игровых приемов и ситуаций; вариативность методов обучения и материалов для работы; не навязывать свое представление о решении образа, сюжета; внимательно и с уважением относиться к творчеству детей и его результатам; формировать такой же подход у родителей; исключить опеку над детьми, демонстрировать доверие. Опираясь на собственный опыт работы со старшими дошкольниками, можно добавить к выше сказанному: педагогу следует самому быть творческой личностью; использовать образные сравнения, создающие характеристику предмета и развивающие образное восприятие; понять и принять позицию детей; быть детям партнером в процессе изобразительной деятельности [2].

Таким образом, основу для развития дошкольников в изобразительной деятельности создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. В изобразительной деятельности ребенок учится способам и средствам преобразования, у него развиваются его творческие способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

 

Список литературы:
1. Изотова, Е.И. Психология дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 1 / Е.И. Изотова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 222с. 
2. Микляева, Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / Н.В. Микляева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 450 с.
3. Убогова, Л.А. Развитие творческого воображения дошкольников в художественной продуктивной деятельности / Л.А. Убогова // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. - № 7 – с. 142-143.