УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Аннотация. В статье раскрываются исторические этапы становления и развития уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской деятельности. Автором акцентируется внимание на актуальных проблемах современного этапа уголовно-правового регулирования ответственности за данный вид преступлений, формулируются рекомендации и предложения по их разрешению.
Ключевые слова: деятельность, защита, кодекс, ответственность, предпринимательство, преступление, сфера, экономика.
Право на свободное осуществление предпринимательской деятельности является одним из основных прав личности, гарантированных нормами действующей Конституции РФ (ч. 1 ст. 34). Сфера предпринимательской деятельности находится в рамках государственного регулирования. На государственном уровне создаются максимально выгодные условия для осуществления в стране предпринимательской деятельности, для вовлечения граждан в данную сферу деятельности.
Вместе с тем, следует отметить, что предпринимательская деятельность является сферой экономической деятельности, в которую вовлекаются не только законопослушные граждане, но также и преступные элементы. Изложенное обуславливает необходимость реализации мер предупреждения и противодействия преступности в сфере предпринимательской деятельности, основной из которых признаются уголовно-правовые меры.
Уголовная ответственность за преступления в сфере предпринимательской деятельности в контексте исторического развития и становления прошла длительный путь, который условно можно подразделить на следующие этапы: дореволюционный, советский и постсоветский (современный). Дореволюционный этап законодательного регулирования уголовной ответственности за исследуемый вид преступлений целесообразно рассматривать с середины XIX века. До указанного периода нормативно-правовое регулирование ответственности за преступления в сфере предпринимательской деятельности носило фрагментарный характер, на законодательном уровне отсутствовал систематизированный перечень преступлений в рассматриваемой сфере. Кроме того, дореволюционным законодательством более раннего этапа обеспечивалась защита частных интересов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, кредиторов). С принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (далее – Уложение 1845 г.) государство стало обеспечивать охрану законных интересов общества и государства в экономической сфере деятельности, то есть был изменен объект уголовно-правовой охраны. Кроме того, в рамках Уложения 1845 г. был систематизирован перечень преступных посягательств в исследуемой сфере: ведение хозяйственной деятельности без разрешения, создание картели, злонамеренное (преднамеренное) банкротство и др. Уложение 1845 г. действовало вплоть до XX века. Уголовная ответственность за преступления в сфере предпринимательской деятельности была предусмотрена и Уголовным уложением 1903 г. [1]
После революции 1917 г. с установлением советской власти частное предпринимательство было ликвидировано. С введением в стране плановой экономики на уровне норм уголовного законодательства была предусмотрена ответственность за нарушения установленных правил хозяйствования. «Преступлениям хозяйственным» была отведена самостоятельная глава в первом советском Уголовном кодексе РСФСР от 01 июня 1922 г. В рамках данной главы УК РСФСР 1922 г. была предусмотрена ответственность за следующие виды преступных посягательств: трудовое дезертирство, невыполнение плана, ухудшение качества выпускаемой продукции и др. На смену УК РСФСР 1922 г. пришел новый УК РСФСР от 22 ноября 1926 г. На уровне УК РСФСР 1926 г. был дополнен перечень хозяйственных преступлений. На законодательном уровне предусматривался запрет в отношении осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности (разработка недр земли, изготовление с целью сбыта спиртосодержащей продукции и др.).
Следующим советским уголовным законом, предусмотревшим уголовную ответственность за хозяйственные преступления, стал УК РСФСР от 27 октября 1960 г. В отличие от ранее действовавших УК РСФСР 1922 г. и 1926 г. уголовным законом 1960 г. был расширен перечень преступных посягательств, признаваемых в качестве хозяйственных. Так, в частности, под запретом находились любые виды частной предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли.
Современный (постсоветский) этап законодательного регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской деятельности связан с переходом от административно-командной к рыночной экономике, с принятием в 1993 г. Конституции РФ, в 1996 г. – ныне действующего Уголовного кодекса РФ.
Проанализировав нормы Особенной части УК РФ, можно прийти к выводу о том, что законодатель включил преступления в сфере предпринимательской деятельности в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Кроме того, отметим, что на уровне норм УК РФ не раскрывается официальная дефиниция понятия «преступления в сфере предпринимательской деятельности», что приводит к возникновению дискуссий и споров на доктринальном уровне. В научной среде также неоднозначно решается вопрос о классификации преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Так, О.Г. Карпович в качестве классификационного критерия деления исследуемого вида преступлений на разновидности отмечает характер посягательства. В зависимости от данного основания преступления в сфере предпринимательской деятельности, по мнению ученого, классифицируются на следующие группы: посягательства, препятствующие законной предпринимательской деятельности (ст. 169; 178 УК РФ); посягательства, образующие незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 171, 171.1, 172, 173, 195-197 УК РФ) [3].
По мнению М.Г. Жилкина преступления в сфере предпринимательской деятельности целесообразно классифицировать на следующие группы в зависимости от субъекта преступного посягательства: 1) преступления совершаемые лицами, осуществляющими легальную предпринимательскую деятельность, против собственности и связаны с нарушением договорных отношений (ст. 159–159.6, 160 и 165 УК РФ); 2) преступления, направленные на осуществление нелегальной предпринимательской деятельности или создающие условия для этой деятельности (ст. 170.1, 171,171.2,172, 173.1, 173.2 УК РФ); 3) преступления, совершаемые легальными предпринимателями в сфере кредитных отношений (ст. 176, 177, 195, 196, 197 УК РФ) [2].
Таким образом, понятие и виды преступлений в сфере предпринимательской деятельности является одним из дискуссионных вопросов, неоднозначно решаемых в научной среде. На наш взгляд, характер посягательства, как классификационный критерий, в большей степени позволяет проводить разграничение между составами исследуемых преступлений, позволяет отличать одни виды преступлений от других. Принимая за основу подход, предложенный О.Г. Карповичем, с учетом последних поправок и дополнений к 22 УК РФ, предлагаем классификацию преступлений в сфере предпринимательской деятельности на следующие группы:
1) преступления, препятствующие законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ, ст. 178 УК РФ, ст. 180 УК РФ, ст. 183 УК РФ, ст.ст. 185.3-185.4 УК РФ);
2) посягательства, образующие незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 171, 171.1, 171.2, 172, 173.1, 173.2, 195-197 УК РФ).
Таким образом, уголовная ответственность за преступления в сфере предпринимательской деятельности имеет длительную историю становления и развития, истоки которой отнесены к дореволюционному этапу. На современном этапе уголовная ответственность за исследуемый вид преступных посягательств урегулирована на уровне главы 22 УК РФ. В рамках проведенного исследования нами было установлено, что недостатком действующего уголовного законодательства является отсутствие официальной дефиниции понятия «преступления в сфере предпринимательской деятельности», а также отсутствие четкого и систематизированного перечня исследуемого вида преступных посягательств, что приводит к возникновению дискуссий и споров в научной среде. На основании вышеизложенного, признаем целесообразным вывести из главы 22 УК РФ составы преступлений в сфере предпринимательской деятельности и дополнить Особенную часть УК РФ главой 22.1 «Преступления в сфере предпринимательской деятельности», в рамках которой закрепить законодательную дефиницию данного вида преступлений и виды.