Статья:

ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Майоров А.Ю., Аксенов С.Г. ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97719 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ

Майоров Алексей Юрьевич
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

В конце 80-х годов было решено переоборудовать военный грузовой самолет Ил-76, задачей которого была доставка и сброс воды в эпицентр пожара. Перед конструкторами стояла задача придумать простую конструкцию и возможность переоборудования любого самолета Ил-76 без изменения его базовой конструкции.

Первоначально предполагалось оснастить Ил-76 чем-то вроде лотков с пластиковыми бочками для воды, но такая конструкция представляла угрозу для населения на земле и требовала очень большого количества сырья.

Тогда было решено установить на Ил-76 так называемое ВАП (выливное авиационное устройство), состоящее из пары баков, которые располагались под грузовой кабиной и имели возможность дозаправки и слива воды. Проектирование авиационного сливного устройства было завершено в конце 1988 года. А в 89-м году был изготовлен и установлен опытный образец на Ил-76, после чего начались массовые испытания данной конструкции.

А в 1993 году смогли создать опытный образец ВАП-2, который отличался от предыдущего варианта большим объемом и был установлен на самолет Ил-76П.

Эти баки могли вмещать не менее 42 тонн воды или другого огнетушащего вещества, и самолет сбрасывал эту воду на лету за 4 секунды с высоты более 45 метров.

Самолет мог лететь со скоростью 280 км/ч, а дозаправка на земле занимала около 15 минут.

Бак ВАП состоял из двух баков и вмещал около 1500 литров воды или другой жидкости для тушения пожара.

В свою очередь, усовершенствованный бак ВАП-2 отличался от предыдущей модели тем, что мог вмещать около 21000 литров в каждом баке.

Характеристики самолета для тушения пожаров Ил-76П:

Самолет Ил-76П оснащался двигателем Д-30КП-2 и имел малую взлетную тягу около 12 000 кгс.

Запас топлива составлял 90 тонн.

Вес жидкости для пожаротушения составлял 42 тонны, при этом максимальная скорость Ил-76П составляла 800 км/ч, а крейсерская скорость - от 750 до 800 км/ч.

Дальность полета с максимальной нагрузкой составляла 4400 км.

Количество экипажа, необходимого для управления этим самолетом, составляло 7 человек.

На тот момент это самый большой в мире так называемый водный бомбардировщик.

Самолеты Ил-76П участвовали в ликвидации пожаров на складах боеприпасов в Ереване и Владивостоке весной 1992 года, лесных пожаров в Крыму летом 1993 года, под Кисловодском осенью 1993 года, в Австралии (1996) и Греции (лето 1999), пожаров на торфяниках в Подмосковье (лето 2002). В августе 1998 года три самолета одновременно тушили пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Измире (Турция).

 

Список литературы:
1. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
2. Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.