ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ
В конце 80-х годов было решено переоборудовать военный грузовой самолет Ил-76, задачей которого была доставка и сброс воды в эпицентр пожара. Перед конструкторами стояла задача придумать простую конструкцию и возможность переоборудования любого самолета Ил-76 без изменения его базовой конструкции.
Первоначально предполагалось оснастить Ил-76 чем-то вроде лотков с пластиковыми бочками для воды, но такая конструкция представляла угрозу для населения на земле и требовала очень большого количества сырья.
Тогда было решено установить на Ил-76 так называемое ВАП (выливное авиационное устройство), состоящее из пары баков, которые располагались под грузовой кабиной и имели возможность дозаправки и слива воды. Проектирование авиационного сливного устройства было завершено в конце 1988 года. А в 89-м году был изготовлен и установлен опытный образец на Ил-76, после чего начались массовые испытания данной конструкции.
А в 1993 году смогли создать опытный образец ВАП-2, который отличался от предыдущего варианта большим объемом и был установлен на самолет Ил-76П.
Эти баки могли вмещать не менее 42 тонн воды или другого огнетушащего вещества, и самолет сбрасывал эту воду на лету за 4 секунды с высоты более 45 метров.
Самолет мог лететь со скоростью 280 км/ч, а дозаправка на земле занимала около 15 минут.
Бак ВАП состоял из двух баков и вмещал около 1500 литров воды или другой жидкости для тушения пожара.
В свою очередь, усовершенствованный бак ВАП-2 отличался от предыдущей модели тем, что мог вмещать около 21000 литров в каждом баке.
Характеристики самолета для тушения пожаров Ил-76П:
Самолет Ил-76П оснащался двигателем Д-30КП-2 и имел малую взлетную тягу около 12 000 кгс.
Запас топлива составлял 90 тонн.
Вес жидкости для пожаротушения составлял 42 тонны, при этом максимальная скорость Ил-76П составляла 800 км/ч, а крейсерская скорость - от 750 до 800 км/ч.
Дальность полета с максимальной нагрузкой составляла 4400 км.
Количество экипажа, необходимого для управления этим самолетом, составляло 7 человек.
На тот момент это самый большой в мире так называемый водный бомбардировщик.
Самолеты Ил-76П участвовали в ликвидации пожаров на складах боеприпасов в Ереване и Владивостоке весной 1992 года, лесных пожаров в Крыму летом 1993 года, под Кисловодском осенью 1993 года, в Австралии (1996) и Греции (лето 1999), пожаров на торфяниках в Подмосковье (лето 2002). В августе 1998 года три самолета одновременно тушили пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Измире (Турция).