ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
FEATURES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN FEDERAL CITIES
Maria Shchigol
Master student, Institute of Civil Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Andrey Portnyagin
Scientific director, Cand. ist. Sciences, Associate Professor, Assoc. Department of State Municipal Administration, Institute of Public Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности местного самоуправления в городах федерального значения, определяются проблемы его организации.
Abstract. In the article, the author considers the specifics of the organization of of local self-government in cities of Federal significance.
Ключевые слова: город федерального значения, местное самоуправление, органы местного самоуправления.
Keywords: local government, cities of federal significance, local self-government bodies.
Местное самоуправление в городах федерального значения имеет определенные организационно-правовые особенности вследствие особого политико-управленческого профиля таких городов. В рамках данной статьи, опираясь на действующую нормативно-правовую базу, остановимся на основных из них.
Согласно ст. 65 Конституции РФ городами федерального значения являются Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Города федерального значения имеют статус субъекта Российской Федерации и соответствующую специфику правового положения. К тому же каждый город специфичен в организации местного самоуправления. Основными общими особенностями Москвы Санкт-Петербурга и Севастополя следует отметить:
- значительную численность населения, насчитывающую миллионы человек;
- исключительно высокую концентрацию государственных структур, политических и общественных образований и институтов;
- высокую динамику пригородной миграции;
- необходимость оперативного управления сложнейшим механизмом жизнеобеспечения людей (таких как, железнодорожные, автомобильные, энергетические, авиационные объекты и сети, пункты управления разного рода);
- присутствие и функционирование на территории города посольств и представительств других государств;
- значительное число приезжих.
Разумеется, законодательная база, а также организация местного самоуправления в городах федерального значения имеют свою уникальность. Полный перечень особенностей изложен в ст.79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 131-ФЗ). Образно говоря город федерального значения это - город-государство. Москва, кроме всего перечисленного, является столицей России. В ней находятся органы государственного управления, федеральные министерства и ведомства, федеральные службы и агентства, государственные корпорации и государственные внебюджетные фонды.
Города федерального значению имеют свои органы, которые принимают решения по определённым вопросам. Конкретный перечень вопросов определён на местном уровне. В свою очередь такой перечень вопросов всё равно не должен входить в противоречие с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации. Органы местного самоуправления в городах федерального значения могут решать определённые вопросы в том случае, если в законах субъектов прописано, что органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать решения по данным вопросам. Учитывая, что при прочтении законодательных актов субъектов мы исходим из добросовестности властей, соответственно местные законы основаны на федеральном законодательстве, которое позволило отнести такие вопросы к предмету ведения местного самоуправления.
Кратко рассмотрим организацию бюджета городов федерального значения. Бюджет городов федерального значения – один из видов бюджетов субъектов РФ. Тогда как видами местного бюджета являются бюджет городского округа, бюджет городского округа с внутригородским делением. Формируется бюджет с помощью мобилизации доходов. Местные налоги могут зачисляться в состав налоговых бюджетов городов федерального значения. В соответствии со ст.12 Налогового кодекса от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 02.07.2021) в городах федерального значения могут устанавливаться налоговая база, налоговые льготы и порядок их применения с учетом установленных особенностей.
Законы субъектов Российской Федерации–городов федерального значения определяют состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований в соответствии со ст.50 ФЗ № 131-ФЗ, а также перечень вопросов местного значения.
Города федерального значения, являясь субъектами РФ, имеют свои законы. В этих законах определены и чётко прописаны особенности реализации специальных полномочий этих субъектов РФ, которые переданы органам местного самоуправления муниципальных образований внутри городов федерального значения. При этом существенно то, что осуществление этих полномочий фактически не требует инвестиций из средств бюджета города федерального значения. То же касается и разного рода материальных средств.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что основные особенности городов федерального значения находятся в зонах распределения бюджетных и властных полномочий и вопросах ответственности.