Статья:

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ПОДХОДА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мамедов О.В. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ПОДХОДА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97984 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ПОДХОДА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ

Мамедов Орхан Вели оглы
магистрант Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Россия активно сотрудничает с другими участниками в рамках группы G20 по вопросам перевода частного инвестиционного капитала на организацию и дальнейшее развитие рынка зеленых облигаций. Сформированы условия для запуска этого рынка, реализуются цели основных стратегических документов государственной политики в процессе перехода экономики к «зеленому» росту.

 

Ключевые слова. «Зеленые» финансы, государственная политика, Внешэкономбанк, финансирование.

 

В "Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" отражены основные направления страны при переходе к социально ориентированному типу экономического развития и их связь с зеленым финансированием.

В  Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года основной задачей выступает развитие рыночных инструментов перетока частного капитала на финансирование инфраструктурных проектов и предусмотрены мероприятия  по стимулированию инвестирования в облигации средств банков, пенсионных негосударственных фондов и инвестиционных паевых  фондов.

На современном этапе зеленое финансирование находится в стадии становления, при этом отсутствуют законодательно закрепленное определение зеленых инвестиций, не определены критерии отнесения облигаций и проектов к категории зеленых, не функционирует система контроля за соблюдением социально-экологических стандартов.

В России следующие властные органы имеют возможность и полномочия воздействовать  на развитие рынка зеленых облигаций:

Министерство экономического развития Российской Федерации - реализует государственную политику и регулирование в сфере инвестиций;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации  осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природных ресурсов;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет экологический надзор в стране;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции по реализации государственной политики и регулированию в сфере технологического и атомного надзора;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии  реализует функции по стандартизации, осуществляет контроль за соблюдением требований технических регламентов и стандартов.

Следующие российские институты развития воздействуют на формирование рынка зеленых финансов:

"Внешэкономбанк - участвует в реализации проектов по следующим основным направлениям: развитие инфраструктуры и устранение ограничений экономического роста, повышение эффективности использования природных ресурсов, охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки (зеленая экономика), участие в реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства". В диалоге с министерствами, ведомствами, Банком России, экспертным и бизнес сообществом ВЭБ.РФ ведёт разработку национальной системы зелёного финансирования. Базироваться система будет на Методических рекомендациях по зелёному финансированию, разработанных на основе национального проекта "Экология". Появление национального стандарта будет способствовать развитию рынка льготного финансирования зеленых проектов и откроет российским предпринимателям доступ к международному рынку зеленых облигаций.

Стоит отметить, что имеются расхождения российского стандарта от международного, в котором некоторые направления экологичными не считаются. Российская таксономия допускает к зеленому финансированию проекты перевода котельных на газ и энергетического сжигания отходов, которые не допускаются таксономией Европейского Союза.

Аналитики рейтингового агентства АКРА утверждают, что такие проекты в таксономии ЕС относятся не к зеленым, а к переходным, и их сложнее и затратнее верифицировать, а рынок устойчивых облигаций незначителен.

По стандарту Внешэкономбанк планирует выдавать преференциальные кредиты, появятся льготные режимы, а министерства рассматривают возможность субсидирования части ставки по купону.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) создала Центр компетенций и зелёной экспертизы  в качестве платформы в которой собраны российские эксперты в сфере зелёных финансовых инструментов.

В России имеется опыт разработки отраслевых зеленых стандартов в области энергетической эффективности, функционирует система добровольной сертификации объектов недвижимости "Зеленые стандарты".  Мы считаем, что этот опыт понадобится при подготовке национальных стандартов зеленых облигаций.

В России имеется система налогового стимулирования организаций. Предусмотрен механизм применения нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль по операциям с облигациями российских организаций инновационного сектора экономики (статья 284.2.1. НК РФ). Освобождены от НДФЛ и налога на прибыль организаций доходы от реализации или иного погашения ценных бумаг (облигаций и паев) высокотехнологичного сектора экономики. Указанное освобождение будет применяться до конца  2022 года включительно. Используется механизм государственных гарантий по облигационным займам, который может быть применен к зеленым облигациям.

В настоящее время обсуждаются меры государственной поддержки зеленых облигаций сектора устойчивого развития среди которых:

Субсидирование расходов на обслуживание облигаций. В 2019 году началась реализация программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса по выпуску акций и облигаций на фондовом рынке. Данная программа разработана в целях компенсации части затрат субъектов предпринимательства по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям. Субъекты предпринимательства имеют возможность получить субсидию до 1,5 млн. рублей  в рамках компенсации затрат на листинг акций и облигаций, а также в размере до 70 процентов выплат по ставке купона по облигациям. Заявку на участие можно подать два раза в год – до 1 июля и до 1 октября (до 2024 года).

"Рассмотрим условия участия в программе субсидирования:

  • Субъект предпринимательства должен быть зарегистрирован в Едином реестре субъектов МСП;
  • не должен иметь просроченной задолженности по налогам и сборам обязательствам;
  • должен являться налоговым резидентом России и не иметь открытых дел в производство о несостоятельности;
  • не должен получать другие  средства из федерального бюджета;
  • не может являться микрофинансовой организацией;
  • доля российских юридических лиц в уставном капитале эмитента должна превышать 50%".

Заявки от эмитентов подаются в Министерство экономического развития РФ и регистрируются, документы проверяются в течение пяти - десяти рабочих дней  и далее документы направляются в АО «Корпорация "МСП"», которая выносит заключение  по ним в течение десяти рабочих дней. Следующим шагом Корпорация направляет заключение в Министерство экономического развития РФ и оно рассматривается на заседании комиссии. Заседание комиссии проводится по мере необходимости, но не менее двух раз в год, решение принимается голосованием. Перечисление субсидии на расчётный счёт организации - эмитента происходит в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии".

Компенсация затрат на верификацию зеленый облигаций  -верификация это процедура оценки соответствия выпуска зеленых облигаций  установленным требованиям. Заключение внешних экспертных организаций (secondopinion) представляет собой отчет, который оценивает целевое использование заемных средств и соответствие Принципам зеленых облигаций.

Покрытие доли выпуска зеленых облигаций средствами специальных государственных фондов - под такими фондами понимаются финансовые ресурсы, использовать которые можно только в строго определенных целях. К ним относят внебюджетные фонды, специально созданные сметы и счета. Специальные государственные фонды учреждаются Правительством РФ для финансирования государственных нужд и являются звеном системы государственных финансов.

Таким образом, анализ российского подхода к осуществлению государственной поддержки зеленого финансирования показывает, что в России на текущем этапе применяются меры по организации рынка зеленых финансов. Сформированы организационные и институциональные предпосылки, разработаны отраслевые политики, определены полномочия органов власти, активно формируется экологическое законодательство и стратегические документы. Зеленое финансирование в России находится на стадии становления, отсутствует законодательно закрепленное определение зеленых облигаций, не функционирует система контроля за соблюдением финансовыми организациями социально-экологических стандартов в применении. Рынок зеленых облигаций находится в состоянии разработки национальных стандартов зеленого финансирования  и приведения их к международным стандартам. Внешэкономбанк как основной институт развития рынка зеленого финансирования участвует в реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, что очень актуально на стадии становления рынка. В диалоге с государственными службами, экспертным и бизнес сообществом ВЭБ.РФ ведёт разработку национальной системы зелёного финансирования. Появление национального стандарта будет способствовать развитию рынка льготного финансирования зеленых проектов и откроет российским предпринимателям доступ к международному рынку зеленых облигаций. ВЭБ.РФ  выдает преференциальные кредиты, применяет льготные режимы. Фонд развития промышленности как институт развития предлагает льготные условия со финансирования высокотехнологичных проектов совместно с региональными фондами развития проектов с займами до 100 млн. рублей, в соотношении 70% на 30%. При Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) функционирует Центр компетенций и зелёной экспертизы, который является площадкой для работы российских экспертов в сфере зелёных финансовых инструментов. Стоит отметить, что в нашей стране  сформирован рынок обычных облигаций, имеется сформированная правовая база, действует механизм мониторинга и надзора за его работой, а также функционирует государственная организация, способная стать базой системы сертификации зеленых облигаций - Российское энергетическое агентство. Для налогового стимулирования инвесторов применяется нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль, освобождение от уплаты НДФЛ и налога на прибыль доходов от реализации или погашения ценных бумаг (облигаций и паев) высокотехнологичного сектора экономики. Применяется механизм госгарантий по облигационным займам, который может быть применен к зеленым облигациям, введены такие меры государственной поддержки зеленых облигаций как субсидирование расходов, компенсация затрат на верификацию, покрытие доли выпуска средствами специальных государственных фондов и льготные условия доступа для инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов.

 

Список литературы:
1. G20 Green Finance Synthesis Report – 2017. [Электронныйресурс]. URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/G20Dokumente/ 
2. Рейтинговое агенство АКРА. Официальный сайт . Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/ 
3. Концепция организации в России методологической системы ответственного финансирования и зелёных финансовых инструментов. Официальный сайт Банка России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cbr.ru/ 
4. ПАО "Банк Центр - Инвест" официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.centrinvest.ru/ru/investors/