Статья:

Особенности финансирования учреждений здравоохранения

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Московая И.С. Особенности финансирования учреждений здравоохранения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности финансирования учреждений здравоохранения

Московая Ирина Сергеевна
магистрант, Российский государственный профессионально-педагогический университет. РФ, г. Екатеринбург
Сироткин Виктор Анатольевич
научный руководитель, канд. экон. наук, Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Главной проблемой современного здравоохранения является недостаток получаемых в рамках финансирования средств. Основной трудностью является не структурное разделение средств по филиалам или отделениям, а сам поиск источников финансирования. Здравоохранение Российской Федерации представляет собой бюджетно-страховую систему финансирования.

К источникам финансирования учреждений здравоохранения Российской Федерации относятся:

  1. Денежные средства федерального и муниципального бюджетов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  2. Денежные средства, поступающие в качестве платежей обязательного медицинского страхования (ОМС);
  3. Денежные средства, поступающие в качестве платежей добровольного медицинского страхования (ДМС);
  4. Средства предприятий;
  5. Средства от оказания коммерческих услуг учреждением здравоохранения – от населения за оказанные медицинские услуги;
  6. Благотворительные средства [1, с. 56].

Основным источников поступления денежных средств является консолидированный бюджет – к нему относятся федеральный бюджет, также бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированный бюджет состоит из отчислений налоговых выплат со стороны граждан и хозяйствующих субъектов.

Средства, переводимые со стороны предприятий – хозяйствующих субъектов – состоят из налогового вычета на добавленную стоимость, выплат социального страхования и других взносов.

Средства, получаемые со стороны населения, формируются из выплат подоходного налога, размещения внутреннего займа и доходов от денежно – вещевых лотерей.

Общая сумма перечисленных доходов распределяется Министерством финансов по отраслям, в соответствии с планами затрат и сметами, в том числе относительно сферы здравоохранения [3]. Определение объемов перечисляемых средств производится путем анализа опыта прошлых лет, учета современных требований к развитию медицинского направления, возможностей государства, а также при помощи переговоров между финансовыми органами и органами управления здравоохранением соответствующего уровня.

Составленные сметы по планированию бюджета выделенного срока отчетного периода согласовывается Правительством РФ и утверждается органами законодательной власти – Федеральным собранием Российской Федерации. Акт планирования бюджета, утвержденный и подписанный Президентом Российской Федерации, принимает силу законодательного акта и подлежит обязательному исполнению. Тот же порядок планирования бюджета здравоохранения применяется на уровне субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Денежные средства бюджетного поступления соответствующего уровня применяются согласно требованиям бюджетных распределителей и получателей бюджетных средств, определенных Бюджетным кодексом РФ.

Источники поступления финансовых средств, а также порядок их распределения осуществляется согласно положениям нормативно – правовых актов соответствующими контролирующими органами – Правительством Российской Федерации, субъектами РФ и местной муниципальной администрацией.

Финансовые средства, полученные здравоохранением со стороны государства или иного собственника учреждения на основании сметы расходов, представляют собой основную часть средств, необходимых для поддержания работоспособности медицинских учреждений.

Главным распорядителем бюджетных средств является контролирующий орган власти – орган местного самоуправления, администрации, а также наиболее значимая единица культуры, образования, здравоохранения, которая определяет порядок распределения государственного внебюджетного фонда. Данная организация отражается в ведомственной структуре расходов бюджета. Ее функцией является распределение выделенных бюджетных средств между подведомственными распорядителями и/или получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - контролирующий орган власти – орган местного самоуправления, администрации, казенное учреждение, которое вправе производить операции распределения выделенных бюджетных средств между подведомственными (находящимися в подчинении) распорядителями и/или получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной организации, который находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств. Получатель имеет право на принятие и/или исполнение бюджетных обязательств от имени публично – правового образования за счет соответствующего бюджета.

Распределение бюджетных средств между предприятиями здравоохранения производится в соответствии с выделенными бюджетами:

- предприятия федерального уровня – из федерального бюджета;

- регионального уровня – из бюджета субъектов Российской Федерации;

- организации городского уровня – из бюджетных средств городского округа – при делегировании полномочий;

- районного уровня – из бюджетных средств муниципального округа – в случае делегирования полномочий.

Важно также отметить, что дополнительное бюджетное финансирование учреждений здравоохранения может быть осуществлено по «нисходящей» схеме – то есть сверху – вниз. Это значит, что дополнительное выделение денежных средств может быть осуществлено из бюджетов вышестоящих органов управления с помощью предоставления возможности получения субсидий, субвенций и иных перечислений нижестоящим бюджетам.

Возмещение затрат, образующихся в процессе осуществления деятельности бюджетных и автономных организаций, производится путем предоставления субсидий из бюджетных средств соответствующей категории. Возмещение затрат производится на нормативной основе. Субсидии могут быть предоставлены со стороны автономных учреждений на цели, не имеющие связи с выполнением государственного или муниципального задания [4, c. 48].

Государственное или муниципальное задание состоит из структурных частей:

- учет нормативных показателей, относящихся к характеристике качественного уровня и объемов оказываемых услуг;

- осуществление контроля над выполнением поставленного государственного или муниципального задания, также на условиях его досрочного выполнения;

- выполнение требований предоставления отчетной документации о порядке производимых действий;

- определение категорий физических и юридических лиц, которые являются потребителями соответствующих услуг;

- соблюдение порядка в осуществлении предоставления услуг в рамках выполнения задания;

- установка цен в пределах тарифов на оказание услуг в отношении различных групп лиц в случаях, если оказанные услуги предусматривают плату за их оказание, на основании законодательства РФ [5, c. 16].

Государственное задание в отношении организации здравоохранения формируется в процессе проектирования бюджета и планирования отчислений в целях предоставления субсидированных выплат на выполнение данных заданий или формирования сметы расходов казенных учреждений.

Бюджетная смета представляет собой приятый и заверенный документ, который определяет объемы установленных лимитов бюджетных обязательств казенного учреждения в соответствии с классификацией бюджетных расходов [13].

Таким образом, особенностями бюджетного финансирования организаций здравоохранения Российской Федерации являются:

- структурное формирование бюджетных средств из федерального и муниципального бюджетов, ОМС, ДМС, средств предприятий, средств от осуществления коммерческой деятельности, благотворительных средств;

- процесс распределения средств осуществляется Министерством финансов по отраслям, в соответствии с планами затрат и сметами;

- распределение бюджетных средств между предприятиями здравоохранения производится в соответствии с выделенными бюджетами;

- дополнительное бюджетное финансирование учреждений здравоохранения может быть осуществлено по «нисходящей» схеме – то есть сверху – вниз;

- деятельность организации здравоохранения определяется действующими нормативно – правовыми актами, а также выделенным государственным заданием относительно данной единицы предприятия [6, c. 116].

Финансовая основа государственной системы обязательного медицинского страхования отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование и бюджетные платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения. Финансовые средства аккумулируются в фондах обязательного медицинского страхования - федеральном и территориальных, являющихся самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и созданных для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

 

Список литературы:
1. Пшенникова, Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в РФ / Е.И. Пшенникова. Учебное пособие, 2-е издание. СПб.: Санкт-Петербург, Ун-та, 2015. 113-115 с. 
2. Александров, И.Л. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И.Л. Александров, 2-е издание. М.: Дашков и Ко, 2015. 215 с. 
3. Касьянова, Г.Ю. Комментарий к порядку ведения бюджетного учета / Г.Ю. Касьянова. Подготовлено на основании приказа Минфина России от 24.02.2016 №26. М.: Информцентр, 2016. 
4. Приложение к журналу «Главный врач» / Главный бухгалтер учреждения здравоохранения №1 за 2015 год. М.: Грант, 2015. 
5. Пичугина, Д.И. МВД советует России соблюдать правила. Статья / С.Куликов, Независимая газета, выпуск №3, 2015. 
6. Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. М.: Высшее образование, 2014. 516 c.