Статья:

Тенденции в развитии конкурентоспособности автомобильной промышленности России

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Мошонкина В.И. Тенденции в развитии конкурентоспособности автомобильной промышленности России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тенденции в развитии конкурентоспособности автомобильной промышленности России

Мошонкина Вера Игоревна
студент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Многие эксперты до недавнего времени отмечали наметившиеся некоторые положительные тенденции в развитии российского автопрома.  Действия, осуществляемые государством и частными владельцами автопроизводства, с целью модернизации и развития автомобильной промышленности России давали известные результаты, однако этого пока недостаточно для полновесной конкурентной борьбы с мировыми лидерами автомобилестроения.

 Так, к концу первого десятилетия 21 века российский автопром поднялся в мире с 19 на 15 позицию, обойдя Италию, Польшу, Турцию и Чехию. Но по-прежнему опережать Россию по выпуску автомобилей продолжают Китай, Япония, США, Германия, Южная Корея, Бразилия, Индия, Испания, Мексика, Франция, Канада, Иран, Таиланд и Великобритания.

Основной целью государственной политики РФ по развитию национальной автомобильной промышленности на период до 2020 года являлась максимизация добавленной стоимости по всей цепочке создания автотранспортных средств в России при достаточном выборе и качестве продукции автомобилестроения.

По мнению специалистов Министерства Экономического Развития (МЭР) , тенденция к росту рынка автомобильной техники была обусловлена повышением платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц в связи с развитием механизмов лизинга и кредитования, ростом объемов поставок автомобилей, а также развитием промышленной сборки автотехники, в том числе повышением уровня локализации совместных предприятий.

В то же время, росту российского автомобильного рынка может сопротивляться увеличение импорта иномарок в РФ. Так, объем импорта легковых автомобилей в 2018 году по сравнению с 2015 г. вырос на 77%, грузовых – на 150%. При этом производство легковых автомобилей в России за тот же период выросло на 88%, грузовых – на 109%. В результате, производители российских автомобилей в 2018 г. имели 60% рынка легковых машин и 67% - в сегменте грузовиков.[1]

Одним из возможных путей повышения конкурентоспособности российского автомобилестроения является расширение сотрудничества, в том числе путем встраивания России в международные цепочки производства добавленной стоимости. Несмотря на то, что есть примеры успешного сотрудничества в автомобильной отрасли, они носят единичный характер и являются проектами на двусторонней основе. Отсутствие четкой стратегии развития взаимовыгодного сотрудничества в автомобилестроении стран может привести к появлению угроз для дальнейшего расширения национального производства России ввиду растущей жесткой конкуренции со стороны автопроизводителей из Бразилии, Индии и Китая, которые в ближайшем будущем смогут поставлять на российский рынок большое количество малобюджетных автомобилей (стоимостью от 3 до 7 тыс. долл. за шт). В связи с этим участники рынка ожидают значительного наплыва подержанных автомобилей и дешевой китайской продукции. Несмотря на стагнацию, наблюдавшуюся на рынке в период экономического кризиса, автомобильная промышленность России продолжала возрождаться, демонстрируя довольно устойчивые и долгосрочные темпы роста. Приход на наш рынок зарубежных производителей постоянно подталкивает наших производителей к развитию и модернизации производств. Конкурентная борьба усиливается, а, значит, стоит задача  по росту качества автомобилей и количества автопродаж.

Макроэкономические индикаторы (Темпы прироста ВВП и индекс потребительских цен (ИПЦ); Индекс потребительской уверенности;  Средний номинальный курс руб. к долл. США; Динамика цены на нефть марки Brent на конец квартала) демонстрировали стабильность при росте цен на нефть в периоде, за который проводились исследования специалистами PwC, это период: 1кв 2017г. – 4кв.2019г.[2,3]

 

 Рисунок 1. Темпы прироста ВВП и индекс потребительских цен (ИПЦ) по кварталам 2017-2019 гг.

 

Рисунок 2. Средний номинальный курс руб. к дол. США по кварталам 2017-2019 гг.

Рисунок 3. Индекс потребительской уверенности по кварталам за 2017-2019 гг.

Рисунок 4. Динамика цены на нефть марки Brent на конец квартала, долл. США, 2017-2019 гг.

 

На фоне показанных темпов позиция развития автомобильной промышленности России была именно такой - по итогам 2019г. рынок легковых автомобилей показал снижение на уровне 2,3%. В 2019г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 1,631млн.шт., сократившись на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом в 2018г., когда было продано 1,669млн.шт. Продажи российских автопроизводителей замедлили рост, который наметился в первом полугодии. Продажи моделей Lada, по итогам года, выросли менее чем на 1%, а доля рынка, как и в 2018г, осталась на уровне 21%. Продажи УАЗ также сохранили долю рынка (1,2%), но продажи сократились на 4%.

Иномарки российского производства неизменно остаются крупнейшим сегментом рынка, на который приходится 60% всех продаж. В 2019г. продажи в данном сегменте сократились на 4,7%, тем самым существенно оказав влияние на общую динамику рынка. Удорожание автомобилей в сегменте почти на 16% могло стать причиной падения спроса.

В денежном объеме рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом пересчете, при этом в рублевом выражении рынок вырос больше (6,9% против 3,7%) , явно по причине увеличения средней стоимости новых автомобилей.

В 2020 г. ожидается снижение продаж легковых автомобилей. Существует сценарий без учета стресс-факторов. Реализация сценария зависима преимущественно от макроэкономической конъюнктуры и государственных мер поддержки, при отсутствии влияния стресс-факторов., в таком пути развития ожидается снижение продаж на 3,5%. Однако это маловероятно, судя по событиям марта-апреля 2020 г. – падение цен на нефть, COVID-19, выходит на более реальный путь находящийся также в обсуждении и Стрессовый сценарий. А это, - восстановление и стабилизация цен на нефть к 3 кв. 2020г; снятие ограничений на передвижение и деятельность предприятий в начале лета 2020г.; развитие онлайн продаж новых автомобилей; сохранение предпочтений потребителей по владению личным автотранспортом; введение дополнительных мер поддержки автоотрасли. В этом случае ожидают падение до уровня 29,8%.[1]

 

Рисунок 5. Прогноз рынка новых легковых автомобилей в России, 2020-2026 гг., млн. шт.

 

В дальнейшем развитие рынка будет определяться исключительно позициями  автопроизводителей по локализации и стимулирующими мерами от государства.

Клиентский путь покупки автомобиля в настоящее время становится многоканальным, стимулируя расширение присутствия игроков в онлайн. В 2019 г. ключевые участники в России обратили внимание на режим Онлайн, объявив о запуске продаж. Это -  автопроизводители  совместно с дилерами, у которых программы бронирования и предоплаты авто на сайте и выдача авто в ДЦ; крупные банки с собственными платформами продажи/ кредита/страховки авто, фактически посредники между покупателем и дилером; онлайн ритейлеры по продаже и доставке авто; специализированные сервисы, например, бронирование и доставка авто для тест-драйва. Онлайн продажи открывают возможность выстроить функцию маркетинга, при этом ключевой задачей выходит создание наилучшего клиентского опыта. Компании должны четко понимать потребности своих текущих и потенциальных клиентов, отслеживать тенденции, и анализировать их поведение (клиент на первом месте). Именно это позволит формулировать персонализированные наиболее релевантные предложения как для текущих, так и для потенциальных клиентов.

В условиях экономической нестабильности преимущество получат компании, ориентированные на клиента и развившие компетенции в конкурентной и сложной, с точки зрения регулирования, среде.

 

Список литературы:
1. Статистические данные Института исследований автомобильного рынка PricewaterhouseCoopers. – [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://www.pwc.ru/ru/industries/automotive.html (дата обращения 17.06.2020);
2. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://www.gks.ru (дата обращения 17.06.2020);
3. Банк России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://cbr.ru/key-indicators/ (дата обращения 17.06.2020).