УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROJECT ACTIVITY MANAGEMENT IN AN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTION
Anastasiia Belousova
Master’s Degree student, Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk
Аннотация. Ученые в России уже много лет проводят исследования по изучению результатов и эффективности применения метода проектов в учреждениях дополнительного образования. Все результаты исследований, связанных с применением проектного метода учреждениях дополнительного образования, имеют положительный результат, выводы говорят об эффективности применения метода как внутри одного предмета, так и в межпредметных областях.
Abstract. Scientists in Russia have been conducting research for many years to study the results and effectiveness of the application of the project method in institutions of additional education. All the results of research related to the application of the project method in institutions of additional education have a positive result, the conclusions indicate the effectiveness of the application of the method both within one subject and in interdisciplinary areas.
Ключевые слова: проектная деятельность; образование; дополнительное образование; управление проектной деятельностью; эффективность.
Keywords: project activities; education; additional education; project management; efficiency.
В различных отраслях образования, имеются свои структурированные системы управления проектами, которые давно автоматизированы и успели показать свою эффективность и необходимость. Электронные системы управления проектами прочно вошли и в деятельность учреждений дополнительного образования.
Таким образом, мы смело можем утверждать об актуальности метода проектов в жизни и в учреждениях дополнительного образования. Также стоит отметить, что сегодня имеется и запрос работодателей на наличие соответствующих компетенций у соискателей и работников. Конечно, в эпоху цифровизации, стоит говорить о применении информационных технологий в методе проектов, автоматизации управления проектами. Причем в различных сферах, например, в сфере разработки IT-технологий, системы управления проектами давно разработаны и эффективно применяются. Многие элементы, по-нашему мнению, из опыта управления проектами в бизнесе, в том числе на производстве, при разработке программных продуктов, можно успешно адоптировать и применять в управлении проектной деятельностью в учреждениях дополнительного образовании.
Например, такие ресурсы как Trello, GanttPro помогут руководителю образовательного проекта вести учёт выполненной работы, оценивать работу, прогнозировать результат и своевременно корректировать работу проектной группы или конкретного ученика при выполнении им индивидуального проекта. Оценивание образовательных результатов по итогам проектной деятельности является еще одной педагогической задачей в её организации. И как раз информатизация управления проектами учеников или студентов в учреждениях дополнительного образования помогает решать такую задачу. Стоит отметить наличие противоречия между огромным запросом общества, даже времени, на цифровую трансформацию образования и тем, что комплексных исследований на указанную тему не так много [2]. А также мы отмечаем потребность обновленного, актуализированного метода проекта в эпоху цифровой трансформации образования [1], в надежде, то именно информатизация проектной деятельности поможет открыть в ней новые смыслы и новый уровень в ее организации. В то же время стоит отметить, что для преподавателя создавать интересные для подростков темы проектов не так-то просто. С одной стороны, у учителя достаточная нагрузка по классическому преподаванию предметов, с другой стороны отсутствие времени на изучение промышленных практик и проблем, которые могли бы лечь в основу проектов, а также отсутствие опыта руководства проектной деятельностью. И такие проблемы в московском образовании нивелированы с помощью проекта «Школа реальных дел». Данный проект является площадкой для работодателей, которые предлагают реальные задачи для команд школьников. Причем работодатели также оказывают консультативную поддержку команд, тем самым значительно помогают школе успешно использовать метод проектов в своей работе. Таким образом, эффективным и продуктивным результатом использования методом проектов мы видим консолидацию школы и работодателей, нередко к тандему подключаются и вузы. Такой союз обрекает внедрение проектной деятельности в школу на успех.
Поскольку в процесс управления дополнительного образования включаются такие функции, как прогнозирование и организация, координация и контроль, то под управлением качеством образования можно понимать возможность выполнения всех перечисленных функций для обеспечения гарантированного результата, под которым понимается достижение установленных выше показателей качества образования. Таким образом, в ходе теоретического анализа установлено, что под качеством образования в педагогическом сообществе сегодня понимается определенное соответствие достигаемых в реальности результатов обучающихся лиц принятым в современной образовательной доктрине социальным нормам и требованиям. Соответствие определенным заданным стандартам обеспечивается по ряду критериев, наиболее общими из которых выступают уровни сформированности навыков и умений творческой и профессиональной деятельности обучающихся лиц, содержание и методическое обеспечение образования, преподавательский состав и условия образовательного учреждения и другие. В свою очередь, Ишембитова З.Б. предлагает проектный подход к управлению качеством образования в учреждениях дополнительного образования. В его рамках предполагается создать такую систему управления, в которой структурными функциями выступают функции системы менеджмента качества, а именно: управление и планирование, обеспечение и улучшение качества. Исследовательница пишет, что система менеджмента качества в данном случае основывается на формировании и развитии следующих качеств: преподавания, которое охватывает собой педагогическую деятельность и образовательный процесс; информационно-образовательной среды; обученности и воспитанности учащихся; подготовки педагогических кадров; материально-технического обеспечения [3]. Проектная деятельность позволяет существенно активизировать самообразование личности, а, поскольку выполнение проектов по своей сути является творческим процессом, то через самообразование стимулируется и творчество студентов. [2; 3]. Педагогический потенциал проектной деятельности заключается в формировании информационной культуры и широкого диапазона профессиональных и личностных компетенций обучающихся лиц. Таким образом, нами рассмотрен и обоснован научно-педагогический и социальный потенциал ресурса проектной деятельности в управлении качеством образования студентов. Проведенный анализ дает основания утверждать, что применение проектной деятельности позволяет значительно повысить качество образования в вузе, следовательно, ее можно и даже нужно применять как ресурс управления качеством образования.
Исследователи предлагают рассматривать проектную деятельность как совокупность следующих этапов: этап постановки проблемы (освоение участниками проекта понятия «проблема», выбор критериев и способов оценки качества практической части работы); этап проектирования решения практической проблемы (освоение студентами понятий «способ решения», «эффективность запланированных действий»); этап планирования внедрения проекта; этап выполнения проекта; освоение студентами способов рефлексии [1].
В зависимости от уровня творческой деятельности при работе над проектами, отмечает М.А. Исаева, их можно классифицировать следующим образом: исполнительский проект (выполнение работы по имеющемуся образцу; используется для закрепления знаний, развития умений и навыков; все действия обучающихся спланированы заранее, ведутся согласно определенной схеме); конструктивный проект (выполнение работы в рамках заранее заданных условий; частичное использование дополнительных источников информации); поисковой проект (получение новой информации, самостоятельный выбор инструментальных средств, работа по поиску новой информации) [3].
Таким образом, основным преимуществом проектного подхода в учреждениях дополнительного образования является то, что за счет его реализации достигается постоянное управление взаимосвязями между отдельными процессами всей системы. Еще одним эффективным вариантом структуры управления проектами выступает проектно-ориентированный подход. Такая структура дает возможность управление рядом проектов интегрировать в единое целое. Проектно-ориентированная структура представляет собой взаимосвязанную совокупность организационно- управленческих моделей, стратегии, инноваций и культуры, единство которых направлено на достижение уникального в своем роде результата в системе управления качеством образовательного процесса. Ведущей организационной подструктурой здесь является полуавтономная группа работников, которая осуществляет отдельный проект и позиционируется как динамически устойчивая проектная группа, целью которой выступает претворение в жизнь определенного продукта деятельности образовательного учреждения. Соответственно, внутренний статус и структурированность каждой проектной группы определяются сложностью решаемых задач и затраченным на их решение временем.