Статья:

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шорохова К.В. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 32(168). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/168/98102 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Шорохова Кристина Владимировна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Исследователи отмечают, что иностранные граждане совершают большое количество административных правонарушений, преимущественно  отнесенных к нарушениям миграционного законодательства. [10] Ежегодно в Россию около трех миллионов человек попадают на территорию государства нелегальными путями. [9]

Эти и другие правонарушения влекут для иностранных граждан последствия в виде наступления административной ответственности, представляющей собой вид юридической ответственности в виде различных неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Учитывая, что иностранные граждане на территории России обладают особым административно-правовым статусом, в КоАП РФ имеется статья 2.6, регулирующая общие вопросы административной ответственности применительно к иностранным гражданам. Ключевым аспектом содержания исследуемой нормы следует признать тот факт, что иностранные граждане привлекаются к административной ответственности на общих основаниях.

Оговаривается в статье 2.6 и порядок действия различных иммунитетов в отношении иностранных граждан. Российский законодатель отдает приоритет международному праву, указывая, что вопрос о привлечении к административной ответственности решается в соответствии с международным договором.

Анализ актов международного права, действующих в сфере дипломатических и консульских отношений, показывает, что лица, отнесенные к составу дипломатических и консульских представительств, наделяются иммунитетом к административной ответственности.

Например, статья 43 Венской конвенции о консульских сношениях, участником которой является Российская Федерация, прямо закрепляет, что сотрудники консульств не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций [2].

Аналогичные положения закреплены и в статье 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях относительно лиц, имеющих статус дипломатического агента.

За совершение административного правонарушения к иностранным гражданам могут применяться административные наказания, предусмотренные статьей 3.2 КоАП РФ. В то же время, к лицам данной категории административные наказания применяются с учетом особого правового статуса лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.

В частности, Кодекс содержит ряд составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранные граждане, на что указано в диспозиции соответствующей нормы КоАП. Например, специальным составом является статья 18.8 - нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию.

Напротив, иностранные граждане не могут являться субъектами отдельных правонарушений. Например, по статье 19.15.1 к административной ответственности может быть привлечен только гражданин Российской Федерации в силу прямого указания на этот факт диспозиции данной административно-правовой нормы

Имеются в КоАП РФ и административные наказания, применяемые только к иностранным гражданам. Речь идет об административном выдворении. Исходя из содержательной характеристики рассматриваемой административно-правовой санкции, субъектом, к которому применяется данная мера, может быть исключительно лицо, не являющееся гражданином России.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации - это принудительная административно-правовая санкция, применяемая исключительно к иностранным гражданам и апатридам. В самом наименовании данной меры имеется указание на субъектный состав. Административное выдворение является самостоятельным видом административного наказания ограниченного действия, оно имеет узкую направленность и не может применяться к гражданам Российской Федерации.

Основанием применения наказания в виде административного выдворения является совершение иностранным гражданином административного правонарушения, санкция которого предусматривает именно такой вид административного наказания. Такие санкции предусмотрены достаточно большим количеством статей КоАП РФ: 6.8 (часть 2); 6.9 (часть 2); 6.13 (часть 2); 6.21 (части 3 и 4); 18.8 и другими.

В большинстве случаев выдворение применяется за нарушение норм миграционного законодательства. Срок временного пребывания в Российской Федерации без наличия специальных оснований составляет 90 дней. По окончанию данного срока у иностранного гражданина прекращаются основания нахождения на территории России, в связи с чем он подлежит выдворению.

Исходя из содержания статьи 3.10 КоАП РФ, административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российского государства [3]. Разновидностью административного выдворения следует признать самостоятельный выезд иностранного гражданина из Российской Федерации, что не исключает принудительный характер выдворения, но, в определенной степени, снижает его принудительную сущность.

Принудительный либо добровольный характер выдворения влияет и на условия, в которые помещается иностранный гражданин перед выездом из Российской Федерации. Так, лица, подлежащие принудительному выдворению, направляются в специализированные учреждения, предполагающие постоянное нахождение в них иностранных граждан и лиц без гражданства.

Такие учреждения схожи по условиям содержания с учреждениями, предназначенными для временного ограничения свободы (следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие подобные учреждения), что требует особого внимания российского законодателя к соблюдению прав и законных интересов иностранных граждан.

С этой целью Правительство РФ издало постановление от 30.12.2013 № 1306, утверждающее правила содержания иностранных граждан в специальных учреждениях МВД России. Иностранным гражданам, содержащимся в таких учреждениях, оказывается медицинская помощь; они обеспечиваются питанием, предметами быта и гигиены, лекарственными средствами при наличии медицинских показаний.

Актуальной проблемой следует признать тот факт, что иностранные граждане могут содержаться в условиях изоляции от общества длительное время. Исходя из норм КоАП РФ, максимальный срок содержания в специальном учреждении составляет два года, однако и этот чрезмерный срок может не соблюдаться, на что указывают отдельные исследователи. [6]

Следует согласиться с А.А. Дарбиняном, который пишет, что действующее административное законодательство в отношении иностранных граждан нарушает права этих лиц на свободу и личную неприкосновенность. [8] М.В. Маматов справедливо отмечает, что длительное содержание в специальных учреждениях иностранных граждан является одной из форм лишения свободы. [7]

В этой связи заслуживает поддержки законодательная инициатива Министерства юстиции РФ, которое в 2020 году предложило установить предельный срок содержания иностранных граждан в специализированном учреждении в 90 суток с возможностью продления данного срока еще на 90 суток. [4]

В то же время, недостатком данного проекта следует признать отсутствие указания на однократность либо неоднократность продления срока пребывания иностранного гражданина в специализированном учреждении. Данная проблема нередко возникает и в настоящее время.

Так, в одном из решений суда было указано, что основания для освобождения иностранного гражданина из специального учреждения могут быть установлены только судом; КоАП РФ не предусматривает конкретного срока содержания задержанных лиц в специальных учреждениях. [5]

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства являются полноценными субъектами административной ответственности наряду с гражданами Российской Федерации, с некоторыми специфическим особенностями, включающими в себя специальные основания привлечения к ответственности, специальные нормы, особые виды административных наказаний.  Эффективной мерой противодействия противоправному поведению иностранных граждан следует признать административное выдворение. Это принудительное перемещение лиц, не являющихся гражданами России, за пределы Российской Федерации. Принудительный характер выдворения не предполагает учета мнения выдворяемого лица или иных значимых обстоятельств.

Анализ санкций, содержащихся в специализированных нормах КоАП РФ, показывает, что в большинстве статей, предусматривающих  административное выдворение, альтернативы данному наказанию не предусмотрено, что исключает применение иных видов административных наказаний. Представляется, что данный подход справедлив для административных правонарушений, связанных с умышленным нарушением миграционного режима, однако в иных случаях необходимо предусматривать возможность назначить иные виды наказания.

В целом, проблемы административной ответственности иностранных граждан продолжают оставаться актуальными и требующими своего разрешения в кратчайшие сроки, что связано с необходимостью уважения и соблюдения прав и законных интересов иностранных граждан.

В числе актуальных проблем, возникающих в сфере реализации административно-правового статуса иностранных граждан, выделена проблема отсутствия четкого законодательного урегулирования срока содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированных учреждениях.

Предельный срок по действующему законодательству равен двум годам, что представляется чрезмерным. Однако и этот срок может нарушаться, что является грубым нарушением прав человека.

Вносится предложение о законодательном закреплении максимального срока содержания иностранных граждан в специальных учреждениях не более шести месяцев с учетом возможного продления, что видится разумным сроком.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, дата публикации – 04.07.2020.
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) // Ведомости ВС СССР. – 1964. – № 18. – Ст. 221.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Российская газета. – 2001. – № 256.
4. Проект «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России 30.01.2020) // Источник публикации: https://regulation.gov.ru.
5. Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) № 12-110/2018 от 7 сентября 2018 г. по делу № 12-110/2018 / Доступ из СПС «Консультант Плюс».
6. Лица без гражданства в центрах временного содержания иностранных граждан МВД РФ: статистика, законодательство, правоприменение // Правозащитный центр «Мемориал». URL: https://refugee.ru/wp-content/uploads/2018/03/Litsa-bez-grazhdanstva-v-TSVSIG.pdf.
7. Маматов, М.В. О сроках содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению / М.В. Маматов, И.А. Маслов // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 2. – С. 95–102.
8. Дарбинян, А.А. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как ограничение прав человека на свободу и личную неприкосновенность / А.А. Дарбинян, М.В. Морозова, Н.Е. Пирязева // Миграционное право. – 2020. – № 2. – С. 3–7.
9. Богданов, А.В. Противодействие нелегальной миграции оперативными подразделениями ОВД в современной России / А.В. Богданов, Н.В. Румянцев, Е.Н. Хазов, И.И. Ильинский // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2017. – № 4. – С. 82–87.
10. Попович, О.М. Актуальные вопросы административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства /  О.М. Попович // Административное право и процесс. – 2019. – № 6. – С. 57–59.