Статья:

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ларин Д.В. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/145923 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА

Ларин Дмитрий Владиславович
магистрант, кафедра гражданского права, Институт права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

В двадцать первом веке цифровые технологии, а вместе с ними – Интернет, прочно вошли в повседневную деятельность миллионов. С каждым годом развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) преодолевало все новые и новые барьеры, совершенствуясь и становясь доступней еще большему числу пользователей. Вместе с развитием всемирной сети, рос интерес правительств многих стран к адаптации и переориентировке функций различных органов в цифровую среду. Еще с 1990-х годов стали появляться проекты, которые позже получат название e-Government – электронное государство (правительство). В этой статье мы попробуем проанализировать тенденции формирования и перспективы дальнейшего развития данной концепции.

Основной причиной создания электронного государства стало, как уже было упомянуто выше, стремительное развитие Интернета. С наступлением нового столетия человечество переходило в совершенно новую эпоху – аналоговый период сменился периодом цифровым, и правительства стали осознавать необходимость создания электронных систем взаимодействия между обществом, бизнесом и государством. Подобная стратегия во многом облегчала процесс документации, а также позволяла ускорить взаимодействие между соответствующими структурами.

Развитые страны еще с середины 90-х годов прошлого века начали активно создавать свои форматы электронного государства.

Формирование электронного государства является не только технологически обоснованной программой, но и важным элементом развития гражданского общества, из чего вытекает социально-политический и социально-экономический фактор прогресса.

С 2003 года Организация Объединенных Наций (ООН) раз в два года публикует Индекс развития электронного правительства в странах мира (Global E-Government Development Index). Данная система составляет рейтинг стран с наиболее развитым e-Government. Исследование проводится как для анализа развития самого института электронного правительства, так и для изучения технологических тенденций в общественно-политических системах государств.

В основе рейтинга лежат следующие факторы:

  • уровень развития информационно-коммуникативной инфраструктуры;
  • широта охвата и качество предоставляемых интернет-услуг;
  • человеческий капитал;[6]

Последние данные были опубликованы в сентябре 2022 года.

На сегодняшний день первая двадцатка стран рейтинга выглядит следующим образом, представленным в таблице ниже.

РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Таблица 1

The United Nations: E-Government Development Index 2022

Место

Страна

Индекс

1

Дания

0.9717

2

Финлян­дия

0.9533

3

Южная Корея

0.9529

4

Новая Зелан­дия

0.9432

5

Исландия

0.9410

5

Швеция

0.9410

7

Австра­лия

0.9405

8

Эстония

0.9393

9

Нидер­ланды

0.9384

10

Соеди­нён­ные Штаты Америки

0.9151

11

Велико­британия

0.9138

12

Сингапур

0.9133

13

Объе­динён­ные Арабские Эмираты

0.9010

14

Япония

0.9002

15

Мальта

0.8943

16

Израиль

0.8885

17

Норвегия

0.8879

18

Испания

0.8842

19

Франция

0.8832

20

Австрия

0.8801

 

Как видно из представленного списка, Россия не попала в лидирующую двадцатку стран. Она занимает 42 место, уступая Сербии (40 место), Аргентине (41 место) и Бельгии (39 место), которые расположились перед ней, но опережает такие страны как Китай (43 место), Венгрию (51 место), Хорватию (44 место), Чехию (45 место) и Турцию (48 место).  На основании этих моментов можно сделать вывод, что несмотря на отсутствие лидирующего места, Россия в развитии своего электронного государства составляет конкуренцию странам, значительно развитым экономически и технологически.

Государственная программа «Информационное общество» была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 года с установленными сроками 2011-2020 годы. С этого момента началось полномасштабное внедрение формата электронного государства в общественно-политическую жизнь страны.

Концепция электронного государства в нашей стране в настоящее время формируется на базе следующих проектов и инициатив:

  • Программа «Цифровая экономика России». Основой этой программы является проведение мероприятий, направленных на развитие цифровой инфраструктуры.
  • Единая система государственных и муниципальных услуг (ЕСИА). Данная система является основным инструментом электронного государства в нашей стране. Она предоставляет для граждан и организаций единый личный кабинет, через который можно получить доступ к целому ряду услуг.
  • Федеральный портал государственных услуг (Госуслуги). Активно развивающийся в последнее время портал для граждан и организаций. Имеется доступ к самым популярным и востребованным государственным услугам, таким как оформление паспорта, оплата штрафов, регистрация автомобилей, запись на прием к врачу и многое другое.
  • Проект «Умный город». Согласное описанию на сайте Минстроя РФ проект «направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан»[5]. Основой проекта является активное внедрение цифровых инструментов в городскую среду.

Представленные выше проекты и инициативы являются частью масштабной инновационной политики по развитию и модернизации электронного государства в стране.

Приоритетными задачами электронного государства в России являются:

  • Формирования системы взаимодействия граждан и госструктур
  • Улучшение качества предоставляемых услуг для бизнеса и общества
  • Развитие компьютерной грамотности среди населения
  • Расширение возможностей для граждан в удаленных от центра регионах
  • Привлечение населения к формам управления государства.

Благодаря электронным платформам, граждане могут предлагать свои идеи, выражать свое мнение и участвовать в общественных обсуждениях. В этом моменте важно отметить одну важную особенность – необходимость повышения компьютерной грамотности среди населения. Зачастую представители старшего поколения или очень плохо, или же совсем незнакомы с современными технологиями, будь то доступ в интернет или же смартфон. Задача правительства в этом случае проводить масштабные информационно-просветительские мероприятия, направленные на развитие и повышение знаний о технологиях среди пожилых граждан.

Другой важной задачей, которую необходимо решить правительству, является низкая скорость интернета в регионах, удаленных от областного центра. Стоит отметить и высокую стоимость услуги. Решением проблемы может стать проведение во всех регионах высокоскоростного доступного интернета, а также снижение цены до приемлемой для большинства граждан. Это позволит сократить так называемое цифровое неравенство среди населения.

Также важно вкладывать значительные бюджетные средства в развитие и модернизацию существующей концепции электронного государства. Вместе с тем следует развивать технологии и инновации, такие как искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, интернет вещей и другие, при помощи которых формируется электронное государство.

Обеспечение безопасности и конфиденциальности данных еще одна важная функция электронного государства. Оно обязано гарантировать безопасность и конфиденциальность личных данных пользователей, а также обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа. Предоставление таких гарантий поможет гражданам не беспокоится об утечке своих данных в сеть.

Еще одной перспективой развития и модернизации электронного государства в России является привлечение госслужащих к активному использованию формата. Это поможет продемонстрировать информационную и технологическую грамотность членов правительства и чиновников, привлечь внимание граждан к активно развивающийся концепции.

Кроме того, в дальнейшем явно будет необходимо создание единого органа, который будет регулировать и развивать формат электронного государства.

Еще одной целью модернизации E-Government может быть заимствование опыта в создании и развитии концепции у других, более успешных стран.

В настоящее время перспективы дальнейшего развития электронного государства в стране имеют преимущественно положительный вектор развития. За прошедшее десятилетие был совершен значительный прогресс: после пандемии COVID-19 граждане стали больше использовать ИКТ-услуги, тем самым поддерживая и принимая концепцию электронного государства. Так к 2023 году число пользователей портала «Госуслуги» достигло 109 миллионов человек. По словам вице-премьера РФ Чернышенко за прошедший год прирост составил 10,2 миллионов человек[7].

Как видно из текущих процессов, электронное государство имеет большие шансы на успешное развитие и совершенствование, обеспечивая еще более широкий доступ к услугам и повышая их качество.

Также ожидается, что будет усиливаться интеграция e-Government с другими цифровыми технологиями и сервисами, что в дальнейшем позволит создать более удобные и эффективные решения для как граждан, так и для организаций.

У формата электронного государства в нашей стране есть как положительные, так и негативные стороны. Преодоление этих негативных сторон (упоминаемые ранее цифровое неравенство и низкий уровень компьютерной грамотности) позволит вывести концепцию на новый уровень.

 

Список литературы:
1. Аль-Габри, Вадах Мохаммед. Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы / Вадах Мохаммед Аль-Габри. — // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 337-342. 
2. Атайсматов И. Электронное правительство // Наука и современность. -  2016.  - № 48. -  С. 58–63.
3. Деханова Н. Г, Деханов А. С. Электронное правительство в современной России: тенденции и перспективы развития. – Социально-политические науки. – 2019. – № 9. – С. 173-176. 
4. Искандерова Н. С.  Проблемы и тенденции развития электронного правительства Российской Федерации. – Новизна. Эксперимент. Традиции. – 2021. – № 7. – С. 28-35. 
5. Ведомственный проект «Умный город» – ФАУ «ПД Минстроя России». Электронный ресурс. URL: https://pdminstroy.ru/vedomstvenniy-proekt-umniy-gorod. (Дата обращения: 12.03. 2024).
6. Рейтинг стран мира по Индексу развития электронного правительства / Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2023 (последняя редакция: 14.10.2023). URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index. (Дата обращения: 12.03. 2024).
7. Число пользователей «Госуслуг» составило 109 млн человек к концу 2023 года: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/49226/. (Дата обращения: 13. 03. 2024).