ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
В двадцать первом веке цифровые технологии, а вместе с ними – Интернет, прочно вошли в повседневную деятельность миллионов. С каждым годом развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) преодолевало все новые и новые барьеры, совершенствуясь и становясь доступней еще большему числу пользователей. Вместе с развитием всемирной сети, рос интерес правительств многих стран к адаптации и переориентировке функций различных органов в цифровую среду. Еще с 1990-х годов стали появляться проекты, которые позже получат название e-Government – электронное государство (правительство). В этой статье мы попробуем проанализировать тенденции формирования и перспективы дальнейшего развития данной концепции.
Основной причиной создания электронного государства стало, как уже было упомянуто выше, стремительное развитие Интернета. С наступлением нового столетия человечество переходило в совершенно новую эпоху – аналоговый период сменился периодом цифровым, и правительства стали осознавать необходимость создания электронных систем взаимодействия между обществом, бизнесом и государством. Подобная стратегия во многом облегчала процесс документации, а также позволяла ускорить взаимодействие между соответствующими структурами.
Развитые страны еще с середины 90-х годов прошлого века начали активно создавать свои форматы электронного государства.
Формирование электронного государства является не только технологически обоснованной программой, но и важным элементом развития гражданского общества, из чего вытекает социально-политический и социально-экономический фактор прогресса.
С 2003 года Организация Объединенных Наций (ООН) раз в два года публикует Индекс развития электронного правительства в странах мира (Global E-Government Development Index). Данная система составляет рейтинг стран с наиболее развитым e-Government. Исследование проводится как для анализа развития самого института электронного правительства, так и для изучения технологических тенденций в общественно-политических системах государств.
В основе рейтинга лежат следующие факторы:
- уровень развития информационно-коммуникативной инфраструктуры;
- широта охвата и качество предоставляемых интернет-услуг;
- человеческий капитал;[6]
Последние данные были опубликованы в сентябре 2022 года.
На сегодняшний день первая двадцатка стран рейтинга выглядит следующим образом, представленным в таблице ниже.
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Таблица 1
The United Nations: E-Government Development Index 2022
Место |
Страна |
Индекс |
1 |
Дания |
0.9717 |
2 |
Финляндия |
0.9533 |
3 |
Южная Корея |
0.9529 |
4 |
Новая Зеландия |
0.9432 |
5 |
Исландия |
0.9410 |
5 |
Швеция |
0.9410 |
7 |
Австралия |
0.9405 |
8 |
Эстония |
0.9393 |
9 |
Нидерланды |
0.9384 |
10 |
Соединённые Штаты Америки |
0.9151 |
11 |
Великобритания |
0.9138 |
12 |
Сингапур |
0.9133 |
13 |
Объединённые Арабские Эмираты |
0.9010 |
14 |
Япония |
0.9002 |
15 |
Мальта |
0.8943 |
16 |
Израиль |
0.8885 |
17 |
Норвегия |
0.8879 |
18 |
Испания |
0.8842 |
19 |
Франция |
0.8832 |
20 |
Австрия |
0.8801 |
Как видно из представленного списка, Россия не попала в лидирующую двадцатку стран. Она занимает 42 место, уступая Сербии (40 место), Аргентине (41 место) и Бельгии (39 место), которые расположились перед ней, но опережает такие страны как Китай (43 место), Венгрию (51 место), Хорватию (44 место), Чехию (45 место) и Турцию (48 место). На основании этих моментов можно сделать вывод, что несмотря на отсутствие лидирующего места, Россия в развитии своего электронного государства составляет конкуренцию странам, значительно развитым экономически и технологически.
Государственная программа «Информационное общество» была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 года с установленными сроками 2011-2020 годы. С этого момента началось полномасштабное внедрение формата электронного государства в общественно-политическую жизнь страны.
Концепция электронного государства в нашей стране в настоящее время формируется на базе следующих проектов и инициатив:
- Программа «Цифровая экономика России». Основой этой программы является проведение мероприятий, направленных на развитие цифровой инфраструктуры.
- Единая система государственных и муниципальных услуг (ЕСИА). Данная система является основным инструментом электронного государства в нашей стране. Она предоставляет для граждан и организаций единый личный кабинет, через который можно получить доступ к целому ряду услуг.
- Федеральный портал государственных услуг (Госуслуги). Активно развивающийся в последнее время портал для граждан и организаций. Имеется доступ к самым популярным и востребованным государственным услугам, таким как оформление паспорта, оплата штрафов, регистрация автомобилей, запись на прием к врачу и многое другое.
- Проект «Умный город». Согласное описанию на сайте Минстроя РФ проект «направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан»[5]. Основой проекта является активное внедрение цифровых инструментов в городскую среду.
Представленные выше проекты и инициативы являются частью масштабной инновационной политики по развитию и модернизации электронного государства в стране.
Приоритетными задачами электронного государства в России являются:
- Формирования системы взаимодействия граждан и госструктур
- Улучшение качества предоставляемых услуг для бизнеса и общества
- Развитие компьютерной грамотности среди населения
- Расширение возможностей для граждан в удаленных от центра регионах
- Привлечение населения к формам управления государства.
Благодаря электронным платформам, граждане могут предлагать свои идеи, выражать свое мнение и участвовать в общественных обсуждениях. В этом моменте важно отметить одну важную особенность – необходимость повышения компьютерной грамотности среди населения. Зачастую представители старшего поколения или очень плохо, или же совсем незнакомы с современными технологиями, будь то доступ в интернет или же смартфон. Задача правительства в этом случае проводить масштабные информационно-просветительские мероприятия, направленные на развитие и повышение знаний о технологиях среди пожилых граждан.
Другой важной задачей, которую необходимо решить правительству, является низкая скорость интернета в регионах, удаленных от областного центра. Стоит отметить и высокую стоимость услуги. Решением проблемы может стать проведение во всех регионах высокоскоростного доступного интернета, а также снижение цены до приемлемой для большинства граждан. Это позволит сократить так называемое цифровое неравенство среди населения.
Также важно вкладывать значительные бюджетные средства в развитие и модернизацию существующей концепции электронного государства. Вместе с тем следует развивать технологии и инновации, такие как искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, интернет вещей и другие, при помощи которых формируется электронное государство.
Обеспечение безопасности и конфиденциальности данных еще одна важная функция электронного государства. Оно обязано гарантировать безопасность и конфиденциальность личных данных пользователей, а также обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа. Предоставление таких гарантий поможет гражданам не беспокоится об утечке своих данных в сеть.
Еще одной перспективой развития и модернизации электронного государства в России является привлечение госслужащих к активному использованию формата. Это поможет продемонстрировать информационную и технологическую грамотность членов правительства и чиновников, привлечь внимание граждан к активно развивающийся концепции.
Кроме того, в дальнейшем явно будет необходимо создание единого органа, который будет регулировать и развивать формат электронного государства.
Еще одной целью модернизации E-Government может быть заимствование опыта в создании и развитии концепции у других, более успешных стран.
В настоящее время перспективы дальнейшего развития электронного государства в стране имеют преимущественно положительный вектор развития. За прошедшее десятилетие был совершен значительный прогресс: после пандемии COVID-19 граждане стали больше использовать ИКТ-услуги, тем самым поддерживая и принимая концепцию электронного государства. Так к 2023 году число пользователей портала «Госуслуги» достигло 109 миллионов человек. По словам вице-премьера РФ Чернышенко за прошедший год прирост составил 10,2 миллионов человек[7].
Как видно из текущих процессов, электронное государство имеет большие шансы на успешное развитие и совершенствование, обеспечивая еще более широкий доступ к услугам и повышая их качество.
Также ожидается, что будет усиливаться интеграция e-Government с другими цифровыми технологиями и сервисами, что в дальнейшем позволит создать более удобные и эффективные решения для как граждан, так и для организаций.
У формата электронного государства в нашей стране есть как положительные, так и негативные стороны. Преодоление этих негативных сторон (упоминаемые ранее цифровое неравенство и низкий уровень компьютерной грамотности) позволит вывести концепцию на новый уровень.