ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕЛЬСКИХ ДОМАХ КУЛЬТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕЛЬСКИХ ДОМАХ КУЛЬТУРЫ
Дома культуры, в связи с тем, что их основным помещениям в определённые периоды времени свойственно массовое пребывание людей, относятся к культурно-просветительным и зрелищным учреждениям. Дома культуры по классу функциональной опасности относятся к Ф 2.1.
Требования, предъявляемые к зданиям и помещениям культурно-просветительских и зрелищные учреждения одинаковы вне зависимости от расположения (в городе или в селе).
Исходя из этого, анализ статистических данных по сёлам и городам становится только нагляднее, поскольку главную роль в различии играет именно влияние местности.
Таблица.
Количество пожаров на объектах культурно-просветительских и зрелищных учреждений за 2016-2020 гг.
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Кол-во пожаров, ед. |
247 |
233 |
272 |
351 |
278 |
В городах/сельской местности, ед. |
147/100 |
155/78 |
156/116 |
226/125 |
161/117 |
Исходя из официальных статистических данных по пожарам ВНИИПО, можно говорить о том, что в сельской местности количество пожаров меньше, чем в городах.Однако стоит учитывать, что в городах объектов культурно-просветительских и зрелищных учрежденийво много раз больше в силу большего количества проживающих в них людей и размеров самих городов по отношению к сёлам[1].
Дома культуры являются пожароопасными объектами в силу расположения большого количества горючих материалов внутри здания и его помещений.
Так, одним из наиболее пожароопасных мест является сцена с большим количеством горючих материалов и образованием сильных конвективных потоков, объём которой может достигать 20 тыс. .Материалы, используемые при строительстве здания и отделке помещений так же несут в себе пожарную опасность.
Наиболее пожароопасными помещениями в домах культуры являются зрительные залы, сцена и производственно-складские помещения. В зрительных залах огонь может распространяться по креслам, ковровым покрытиям, горючей акустической отделке и занавесам. Сцена содержит в себе такие пожароопасные объекты, как декорации, настил, бутафория.
Производственно-складские помещения содержат легковоспламеняемые материалы в плотной компоновке (древесина, краски, холсты и т.п.).
Основными путями распространения огня являются вентиляционная система, системы отопления и кондиционирования, дверные и оконные проёмы, горючие элементы строительных конструкций, теплоизоляционные и звукоизоляционные материалы, составленные из горючих элементов.
Причиной возгорания могут служить электроустановки, часто применяемые в большом количестве на сценах, несущие опасность короткого замыкания, больших переходных сопротивлений и перегрузок электрических сетей.
Ещё одной причиной могут являться открытый огонь и искры, которые нередко могут возникать не от персонала, а от обычного зрителя (использование зажигалок и курение в неположенных местах). Опасность открытого огня также присутствует при проведении огневых работ с нарушением регламента и противопожарного режима.
Для предотвращения возгорания и поддержания правил пожарной безопасности сельского дома культуры должны соблюдаться следующие меры:
- в помещениях повышенной пожароопасности должны быть организованы: центральное отопление, противопожарный водопровод, телефонная связь с пожарной частью населённого пункта и оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими средствами пожаротушения;
- не допускается хранение бутафории совместно с другими пожароопасными веществами и материалами;
- дверные проёмы в несгораемых стенах хранилищ должны быть оборудованы самозакрывающимися противопожарными дверьми;
- выполнения покрытия полов и звукоизоляции допускается из нетоксичных и трудногорючих материалов;
- портальные проёмы на сценах должны быть оборудованы противопожарными занавесами;
- наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах должны содержаться в исправном состоянии и подвергнуты периодическим испытаниям;
- огнетушители и средства вызова пожарной помощи передаются под ответственность начальников структурных подразделений[2].
Общие требования к культурно-просветительным и зрелищным учреждениям записаны в Правилах противопожарного режима Российской федерации в главе VI [3].
Согласно статье 32 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, дома культуры по функциональной пожарной опасности относятся к Ф2.1 – здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, включающие театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчётным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых посещениях [4].
Согласно СП 1.13130.2020 “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы”, этажи зданий домов культуры должны иметь минимум два эвакуационных выхода, а ширина выходов с лестничных клеток наружу и в вестибюль должна быть не меньше ширины марша лестницы, которая определяется расстоянием между ограждениями или между стеной и ограждением. Так ширина пути эвакуации по лестнице должна быть не менее 1,35 м [5].
Согласно СП 2.13130.2020 “Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты”, степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и допустимая высота домов культуры определяются в соответствии с таблицей 6.15, а в дополнение к ней, учитывается, что в зданиях класса Ф2.1 предельная высота размещения зала не должна превышать 9 м для залов, вместимость которых составляет 600 посадочных мест [6].
В соответствии с СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", дома культуры оснащаются разными типами систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Тип СОУЭ зависит от количества посадочных мест в залах. Так, дома культуры, имеющие до 100 посадочных мест, оснащаются СОУЭ 1 типа, от 100 до 300 мест – 2 типа, от 300 до 1500 мест – 3 тип, более 1500 мест – 4 и 5 типы СОУЭ [7].
Основываясь на СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", котельные (крышные, пристроенные, встроенные) не допускаются к проектированию для домов культуры. Подъезд пожарных автомобилей к домам культуры высотой 18 метров и более обеспечивается по всей длине с двух продольных сторон. Подъезд пожарных автомобилей к домам культуры высотой менее 18 метров обеспечивается с одной продольной стороны, если оконные проемы всех помещений на сторону пожарного подъезда, либо все помещения имеют двустороннюю ориентацию[8].
Сельские дома культуры, по сравнению с городскими, обладают, как правило, куда меньшими размерами, а следовательно, и меньшим числом посадочных мест, что говорит о том, что к ним будут чаще применяться соответствующие требования касательно допустимых степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности и допустимой высоты здания. В глобальном плане сельские дома культуры почти не отличаются от городских, если говорить о предъявляемых к ним требованиям. Однако, если говорить о качестве исполнения, то не будет ложным предположение, что применяемые меры пожарной безопасности будут несколько менее качественно исполнены по сравнению с городскими ДК.