Статья:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ишмурзина А.И., Степанова В.В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 33(169). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/169/98726 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Ишмурзина Альмира Искандаровна
студент, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета, РФ, г. Стерлитамак
Степанова Валентина Валерьевна
студент, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета, РФ, г. Стерлитамак
Сакаева Эльвира Зинуровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета, РФ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. в настоящее время осуществляется непрерывный процесс расширения международных связей, который охватывают различные сферы жизнедеятельности мирового сообщества. Это обуславливает рост заключаемых договоров международных воздушных перевозок пассажиров и багажа, а также необходимость совершенствования законодательного регулирования данного института. В представленной статье рассматривается система законодательного регулирования международных воздушных перевозок, их особенности и специфика.

Abstract. At present, there is a continuous process of expanding international relations, which covers various spheres of life of the world community. This causes the growth of contracts for the international air carriage of passengers and baggage, as well as the need to improve the legislative regulation of this institution. The presented article examines the system of legislative regulation of international air transportation, their features and specificity.

 

Ключевые слова: международное частное право, международные договоры, воздушные перевозки, международные правоотношения, законодательное регулирование, договорные правоотношения.

Keywords: international private law, international treaties, air transportation, international legal relations, legislative regulation, contractual legal relations.

 

Каждое государство без исключения обладает исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством. Воздушное пространство также как и водные или наземное является неотъемлемой частью территории государства. Систему правового регулирования воздушных перевозок образует национальное законодательство. Тем не менее, установление международных связей государств обуславливает необходимость соблюдения международных обязательств, которые непосредственно связаны с осуществлением международных воздушных перевозок. Данные правоотношения регулируются нормами международного воздушного права, представляющего собой систему норм, которые призваны регламентировать правоотношения между странами в сфере использования воздушного пространства.

В связи с этим, целесообразно исследовать специфику правового регулирования международных воздушных перевозок, которые закрепляют такие ключевые международные правовые акты, как Монреальская конвенция ИКАО для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1999 г. [3, с. 105].

Данный международный правовой акт ратифицировало более 130 стран, в том числе и Россия на основании Федерального закона от 03.04.2017 № 52-ФЗ. Данная Конвенция имеет универсальный характер. Нормы данного международного законодательного акта предусматривают юридическую ответственность перевозчика в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, повреждения груза и багажа. Монреальская конвенция на основании статьи 55 пункт 1 имеет преимущественную силу еще над одним нормативно-правовым актом международного уровня – Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года [4, с. 22].

Рассматривая нормы двух обозначенных выше конвенций можно обозначить, что они могут применяться к таким перевозкам, которые осуществляется за вознаграждение при помощи воздушного транспорта. При этом место отправления и место назначения должны быть расположены на территории стран-участниц данных конвенций, либо на территории одной и тоже страны-участницы, когда остановка предусмотрена на территории в любой другой стране. Нормы данных конвенций могут также применяться и в отношении таких перевозок, которая осуществляются бесплатно предприятиями воздушных перевозок или авиатранспортными компаниями. Нормы данных правовых актов не применяются в тех случаях, когда один из субъектов правоотношений не является участником данной Конвенции, тем не менее, её нормы могут применяться при разрешении судебного спора, также в случаях, когда в ней участвуют страны, право которых подлежит применению на основании коллизионных норм.

Ключевыми вопросами в данных Конвенциях являются условия и пределы ответственности перевозчика. Также закрепляются основания освобождения его от ответственности. Необходимость разработки и принятия рассматриваемых конвенций обуславливается тем, что требовалась четкая регламентация привлечения к ответственности виновных лиц в случае нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров, в случае когда пассажиры понесли убытки в результате порчи их имущества или багажа, а также необходимость урегулирования спорных вопросов при нарушении сроков перевозки [5, с. 18].

Монреальская конвенция не устанавливает пределов ответственности перевозчика в отличие от Варшавской конвенции. Также Монреальская конвенция закрепляет, что когда размер нанесенного вреда не превышает 100 тыс. специальных прав заимствования, то соответствующая юридическая ответственность может наступать при наличии только факта причинения перевозчиком вреда при перевозке, то есть является абсолютной. Если перевозчик сможет доказать свою невиновность, то на основании пункта 2 статьи 21 Конвенции он освобождается от ответственности. Ограничивая ответственности авиаперевозчика Монреальская конвенция способствует тому, что судебные дела зачастую растягиваются, а у истца появляются ухищрения, связанные его стремлением доказать умысел перевозчика.

Подобного рода ограничения также способствуют исключению конкуренции иска, когда отпадает необходимость предъявлять иск к третьим лицам. Отдельные ученые подчеркивают, что это намного облегчает процесс рассмотрения судебного дела и разрешения споров по существу, поскольку происшествие происходят именно в эксплуатации транспортного средства, принадлежащего перевозчику. Ответственность за их техническое состояние и безопасность полностью возлагается на перевозчиков. Из этого следует, что на пассажира возлагается лишь обязанность предоставить доказательства нанесенного ему ущерба и подсчитать убытки причинного вреда.

Поскольку в Монреальской конвенции отсутствуют пределы ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и имущественным интересам пассажиров при осуществлении международных воздушных перевозок, а также положений, который регламентирует порядок определения размера компенсации и объёма ответственности перевозчика, существенно повышается роль внутригосударственного законодательства. На основании статьи 800 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 117 Воздушного кодекса РФ ответственность за причинение вреда, нанесенного перевозчиком во время осуществления воздушной перевозки, определяется на основании норм главы 59 Гражданского кодекса РФ. Данное положение обуславливает, что размер убытков должен определяться на основании статей 1085-1091 ГК РФ и не ограничивается какими-либо пределами.

Монреальская конвенция также предусматривает достаточно строгие санкции за не сохранность груза и багажа пассажиров. При этом предусматривается перечень тех обстоятельств, которые исключают вину перевозчика: у груза имелся дефект, выявлено плохое его качество, неправильная упаковка багажа, форс-мажорные обстоятельства и прочее факторы.

Таким образом, Монреальская конвенция предусматривает систему ответственности перевозчика за нанесённый вред жизни, здоровью, багажу или грузу. Нормы данного международного акта подталкивают перевозчиков совершенствовать техническую оснащённость своих судов.

 

Список литературы:
1. Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. [сайт]. URL.: https://docs.cntd.ru/document/1900153?section=status (дата обращения: 06.10.2021).
2. Монреальская конвенция ИКАО для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1999 г. [сайт]. URL.: https://docs.cntd.ru/document/901784390 (дата обращения: 06.10.2021).
3. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Юрайт, 2015. – 654 с. 
4. Гонтарь А.Д. Основы международно-правового регулирования воздушных сообщений и международных воздушных перевозок // Молодой ученый. – 2018. – № 36 (222). – С. 22-24. 
5. Ряднова К.В. Международные воздушные перевозки // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 54. – С. 18-26.
6. Мингазов М.Р., Сафронов В.В. К вопросу о международных воздушных перевозках // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2019. – № 57. – С. 16-25.