Статья:

Личный таможенный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Пухтеева Д.А. Личный таможенный досмотр как исключительная форма таможенного контроля // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(68).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Личный таможенный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

Пухтеева Дарья Александровна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Троекуров Павел Сергеевич
научный руководитель, старший преподаватель ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Таможенный кодекс ЕАЭС приводит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля, среди которых особый интерес представляет личный таможенный досмотр.

В соответствии со статьей 329 Таможенного кодекса ЕАЭС [4 ]личный таможенный досмотр – это форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Союза и находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, при наличии достаточных оснований полагать, что такие лица скрывают при себе и добровольно не выдают товары, перемещаемые через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов. Законодатель подчеркивает исключительность данной формы контроля, что требует от должностных лиц таможенных органов соблюдения процедурной «аккуратности» при его проведении, чтобы не нарушить прав и свобод человека. Об этом должностных лиц таможенных органов предупреждает и ТК ЕАЭС в части 7 статьи 329: «Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, в отношении которого проводится личный таможенный досмотр, и причинять вред здоровью и ущерб имуществу этого физического лица» [1].

Специальный объект – физическое лицо – обуславливает ряд особенностей процедуры личного досмотра.

Характерным отличием личного допроса от иных форм таможенного контроля, где объектом проверки выступает также физическое лицо, является то, что проверке лицо подвергается непосредственно.

Например, при получении объяснений (ст. 323 ТК ЕАЭС) таможенный контроль заключается в получении должностными лицами таможенных органов сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля посредством общения, то личный досмотр имеет целью проверку самого физического лица.

Другой характерной особенностью личного таможенного досмотра является его непроцессуальный характер.

Имеется ввиду, что данная мера не предусмотрена ни в Кодексе об административных правонарушениях [2], ни в Уголовно-процессуальном кодексе [3].

По сути, физическое лицо при проведении личного таможенного досмотра испытывает со стороны уполномоченного должностного лица таможенного органа на себе действия, сопоставимые с действиями про проведении личного досмотра (ст. 27.7 КоАП РФ) или личного обыска (ст. 184 УПК РФ).

Поэтому проверка, посягающая на личную неприкосновенность и содержащая элементы принуждения, должна быть корректна и безупречна в правовом регулировании.

Процесс произведения личного досмотра подробно изложен в статье 329 ТК ЕАЭС и в целом представлен в следующем виде. 

Проведение личного досмотра допускается лишь с разрешения начальника таможенного органа либо уполномоченного им заместителя, выраженного в письменной форме, путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа и оформления отдельного акта.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа ознакамливает физическое лицо с решением о его проведении и его правами, а также предлагает добровольно выдать товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Факт ознакомления с решением удостоверяется подписью физического лица в решении о проведении личного таможенного досмотра, а в случае отказа поставить подпись должностное лицо так же отмечает в решении.

В течение 1 часа после его окончания должностное лицо таможенного органа составляет акт личного таможенного досмотра, в котором должны быть оформлены результаты последнего.

Нужно отметить, что правовое регулирование процедуры личного таможенного досмотра несовершенно, например, законодатель определил повод проведения – подозрение, что физическое лицо скрывает при себе определенные товары, добровольно их не выдает и которые оно намерено неправомерно перевезти через таможенную границу ЕАЭС, но при этом нет перечня конкретных оснований для проведения.

Кроме того, выражение «скрывает при себе» вызывает соответствующий вопрос, ведь официального определения сокрытию товаров от таможенного контроля нет.

По аналогии с недекларированием, недостоверным декларированием и др. сокрытие товаров следует отнести к способам незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

По аналогии можно обратиться к части 2 статьи 16.1 КоАП РФ, где перечисляются способы сокрытия: «Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза».

С учетом этого положения, товар, перемещаемый через границу ЕАЭС лицом в кармане одежды, не будет считаться сокрытием.

Однако норма статьи 329 ТК ЕАЭС для личного таможенного досмотра предусматривает термин «при себе».

Таким образом законодатель указывает на способ сокрытия, поскольку такая форма перемещения товара существенно затрудняет его обнаружение, поскольку сотрудник таможенного органа не вправе требовать снять с подозреваемого лица одежду в целях проверки содержимого его карманов.

Следовательно, формулировка термина «скрывает при себе» нуждается в уточнении либо замене более содержательным, четко указывающим на повод проведения личного таможенного досмотра.

Таким образом, рассматриваемая форма таможенного контроля нуждается в корректировке в рамках национального законодательства.

Необходимо, во-первых, четкое определение оснований проведения личного таможенного досмотра; во-вторых, требуется корректировка либо замена на более информативную формулировку термина, указывающего на способ сокрытия товара.

Приведенные примеры демонстрируют несовершенство правового регулирования процедуры личного таможенного досмотра, обоснованность его критики со стороны лиц, заинтересовавшихся порядком проведения личного таможенного досмотра.

 

Список литературы:
1. Таможенное право: учебник / отв. ред. д.ю.н., профессор О. Ю. Бакаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, Инфра-М, 2019. — 591 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1, ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52, ст. 4921.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант плюс.