Статья:

Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ильина Е.В. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65718 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации

Ильина Екатерина Владимировна
магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В настоящее время на территории Российской Федерации закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд производятся по контрактной системе. На эти цели из федерального, регионального и местного бюджетов ежегодно выделяются миллиарды рублей, что обусловливает повышенную криминогенную активность преступных групп и отдельных лиц, действующих в сфере государственных закупок. Повышенную тревогу вызывает и тот факт, что в преступных схемах нередко задействованы государственные и муниципальные служащие, использующие служебное положение в корыстных целях, совершающие коррупционные преступления, что требует жесткой реакции государства.

В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за преступные деяния, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок, закрепляя ряд составов соответствующих преступлений, посягающих на охраняемые законом объекты. Наряду с уже имеющимися уголовно-правовыми нормами, противодействующими хищениям, взяточничеству, злоупотреблению должностными полномочиями, в 2018 г. уголовный закон пополнился новыми специальными составами, призванными устранить имеющиеся пробелы института уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок в РФ.

В данной статье проводится общая характеристика преступлений, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок в РФ, исследуются проблемы квалификации отдельных видов преступных деяний и  привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

 

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, коррупционные схемы, взяточничество, подкуп, мошенничество, присвоение и растрата, должностные преступления, уголовная ответственность.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) в статье 14 говорит о том, что преступлением может быть признано только такое деяние, которое запрещено настоящим Кодексом под угрозой наказания. Система УК РФ выстроена таким образом, чтобы объединить родовые и видовые преступления в разделы и главы в целях группировки однородных видов преступных деяний, установления справедливого наказания, разграничения смежных деяний.

В то же время, уголовный закон не содержит отдельной главы или раздела, посвященных преступлениям, совершаемым непосредственно в сфере государственных и муниципальных закупок. В УК РФ имеется Раздел VIII «Преступления в сфере экономики», который, в свою очередь, содержит главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», вмещающую в себя свыше 40 составов, однако далеко не все из них устанавливают ответственность за противоправные деяния, совершаемые в рассматриваемой области уголовных правоотношений.

Более того, отдельные виды преступлений, которые могут совершаться при осуществлении государственных закупок, помещены законодателем в другие главы и разделы уголовного закона. Это, например:

- дача и получение взятки, посредничество при передаче взятки;

- служебный подлог;

- злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий;

- коммерческий подкуп и многие другие преступления.

Указанные обстоятельства обусловливают дискуссионность вопросов отнесения отдельных составов к преступлениям, совершаемым в сфере государственных и муниципальных закупок, и выделения отдельной классификации таких преступлений. При этом анализ предложенных классификаций показывает, что исследователи склонны как сужать, так и расширять круг преступлений, подпадающих под рассматриваемое определение.

Так, по мнению Е.Н. Кондрата, к преступным деяниям в данной сфере, относятся служебный подлог, взяточничество, мошенничество, халатность, присвоение и растрата денежных средств, выделяемых на производство закупок. Автор также выделяет различные формы, в которых могут совершаться такие преступления. Например, формами мошенничества в сфере государственных закупок, как пишет Е.Н. Кондрат, выступают:

- изготовление поставщиком подложных документов, позволяющих создать видимость соответствия товаров, работ и услуг предъявляемым требованиям;

- создание условий, при которых победителем конкурса становится определенный поставщик;

- сговор поставщика с должностным лицом органа государственной или муниципальной власти по реализации различных преступных схем и ряд других [Кондрат, 2014, с. 31].

Е.В. Земскова, анализируя судебную практику по делам о преступлениях в сфере государственных закупок, приходит к выводу о том, что основными видами преступных деяний в данной отрасли выступают различные виды хищений и должностные преступления. Автор также полагает, что мошенничества в сфере закупок могут совершаться в различных формах, однако выделяет не три, а шесть разновидностей мошенничества:

- мошенничество посредством использования организаций, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность («фирм-однодневок»);

- мошенничество посредством невыполнения работ (неоказания услуг, непоставки товара) после получения авансовых платежей;

- мошенничество посредством частичного или полного невыполнения условий контракта;

- мошенничество посредством поставки товаров ненадлежащего качества, ненадлежащей комплектации или с техническими характеристиками, несоответствующими заявленным;

- мошенничество посредством завышения объемов выполненных работ, товаров, услуг, использованных материалов;

- мошенничество путем завышения стоимости работ, товаров, услуг. [Земскова, 2017, с. 46].

Достаточно подробную классификацию рассматриваемых видов преступлений предлагает Д.В. Исютин-Федотков, дифференцируя их на четыре группы:

1) преступления, совершаемые государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении публичных закупок;

2) преступления, совершаемые государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении корпоративных закупок;

4) преступления, совершаемые должностными лицами органов контроля за публичными закупками [Исютин-Федотков, 2017, с. 12].

Формы совершения рассматриваемых видов преступлений многообразны и зависят от субъекта, предмета, объекта посягательства. Приведем ряд характерных примеров преступных деяний, совершаемых в сфере закупок.

Незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ). Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, но не соответствующее критериям, установленным законом для индивидуальных предпринимателей либо коммерческих организаций, может быть привлечено к уголовной ответственности. Например, Ф., являясь индивидуальным предпринимателем, заведомо зная о том, что для осуществления оптовой поставки лекарственных средств необходима соответствующая лицензия, которую она не имела, незаконно совершила оптовые поставки лекарственных средств в учреждения здравоохранения, получив доход в сумме более 12 миллионов рублей. [4]

Нередко виновными лицами совершаются хищения в виде присвоения и растраты государственных и муниципальных средств (статья 160 УК РФ). Согласно материалам одного из дел, П., являясь директором ООО, заключил государственный контракт с государственным учреждением. Получив предоплату в размере 30%, П. обязательства по государственному контракту не исполнил, имущество не поставил, а хранившиеся на расчетном счете ООО денежные средства присвоил, обратил их в свою пользу, после чего распорядился ими по своему усмотрению, то есть растратил. [5]

Зачастую преступники создают фирму - юридическое лицо в целях дальнейшего совершения хищений денежных средств, выделяемых на приобретение товаров, работ и услуг, посредством участия таких фирм в конкурсах без намерения исполнять обязательства по государственному контракту, что квалифицируется по статье 173.1 УК РФ.

Отдельно следует рассмотреть такой вид преступлений в сфере закупок, как недопущение, ограничение или устранение конкуренции (статья 178 УК РФ). Формы реализации этого деяния могут быть различными: заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения; ограничение доступа на рынок и т.д.

Например, в ходе расследования одного из уголовных дел была выявлена преступная схема, разработанная хозяйствующими субъектами в целях исключения участия в торгах фирм-конкурентов. Руководители трех ООО, осуществляя руководство аффилированными между собой указанными обществами, заключили картельное соглашение в целях исключения иных хозяйствующих субъектов в ряде открытых аукционах в электронной форме на выполнение подрядных работ для нужд заказчиков. Заключенное соглашение позволило поддерживать цены на торгах в открытых аукционах, что не дало возможности конкурентного участия других фирм и организаций. В результате сговора доходы вышеуказанных ООО составили свыше 26 миллионов рублей. Действия руководителей ООО были квалифицированы по части 4 статьи 178 УК РФ. [6]

В целом, анализ судебной практики показывает, что преступления, совершаемые в сфере закупок, чаще всего квалифицируются по ст.ст. 159, 159.4, 160, реже – по ст.ст. 165, 171, 173.1, 178, 201, 204, 285, 286, 290-291.1, 292, 293, 330 УК РФ. Наиболее распространенными преступлениями в сфере закупок, расследуемыми следователями органов внутренних дел, являются хищения в форме мошенничества (ст.ст. 159, 159.4 УК РФ) и присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ), на долю указанных преступлений приходится свыше 90% всех преступлений, совершаемых в сфере закупок.

Анализ санкций, применяемых за преступления, совершаемые в сфере закупок, показывает, что законодатель предусматривает назначение как основных, так и дополнительных наказаний.

Например, мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (ч. 3 статьи 159 УК РФ) может повлечь такие виды наказания, как штраф в качестве основного и дополнительного наказания, принудительные работы, лишение свободы. 

Присвоение или растрата (статья 160 УК РФ) влечет наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, лишения свободы.

Более строго наказывается получение и дача взятки. Максимальный размер штрафа за получение взятки (статья 290 УК РФ) составляет 5 миллионов рублей, максимальный срок лишения свободы - 15 лет. Практически идентичное наказание грозит лицу, виновному в даче взятки - штраф до 4 миллионов рублей и лишение свободы на срок до 15 лет.

Служебный подлог (статья 292 УК РФ) может повлечь наказание в виде лишения свободы до 4 лет и штрафа до 500 тысяч рублей.

Как следует из судебных приговоров, по данным видам преступлений нередко предусмотрена санкция в виде лишения права занимать определенные должности, которая состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. На это указывает, в частности, Верховный Суд РФ в постановлении от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».  [7]

В апреле 2018 г. уголовный закон был дополнен статьями 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Кроме этого, в статью 304 УК РФ были внесены изменения в части, касающейся провокации подкупа в сфере закупок. За попытку передать должностному лицу, являющемуся участником закупок, денежных средств без его согласия предусматривается достаточно строгое наказание: штраф в размере до 200 тысяч рублей, лишение свободы на срок до 5 лет и другие санкции.

Представляется, что введение специальных норм в УК РФ было продиктовано необходимостью усиления борьбы с посягательствами на государственные и муниципальные средства, совершаемые в процессе осуществления закупок. Сегодня практически все товары, работы и услуги, необходимые для обеспечения деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций, закупаются посредством торгов, в связи с чем преступники постоянно совершенствуют формы и способы хищения бюджетных средств, выделяемых для закупок.

В то же время, судебная практика по данным видам преступлений является крайне немногочисленной, что обусловлено, во-первых, небольшим сроком действия уголовно-правовых норм, во-вторых, сложностями квалификации деяний, подпадающих под действие статей 200.4, 200.5 и 304 УК РФ.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в настоящее время институт уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок, все еще находится в стадии становления. Об этом свидетельствуют такие факторы, как:

- отсутствие в уголовном законе специального раздела или главы, объединяющих преступления в сфере государственных и муниципальных закупок;

- отсутствие единой научной позиции по вопросам классификации преступных деяний в сфере государственных и муниципальных закупок;

- введение новых уголовно-правовых норм, регулирующих уголовную ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных закупок;

- большое количество смежных преступлений и правонарушений, требующих разграничения с деяниями, непосредственно посягающими на область государственных и муниципальных закупок.

 

Список литературы:
1. Земскова Е.В. Современная практика расследования преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: монография / Под ред. А.В. Шмонина. - М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 46.
2. Исютин-Федотков Д.В. Обзор некоторых способов совершения преступлений в сфере публичных закупок // Прогосзаказ.рф. 2018. № 12. С. 12.
3. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. - М.: Юстицинформ, 2014. С. 89.
4. Приговор Кировского районного суда г. Астрахани № 1-38/2017 от 7 апреля 2017 г. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. - http://sudact.ru.
5. Приговор Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) № 1-320/2011 от 2 марта 2012 г. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. - http://sudact.ru.
6. Приговор Магаданского областного суда № 4401 от 14.08.2014. Судебные и нормативные акты РФ
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (ред. от 29.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 2.