ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Изучению на уроках технологии в системе общешкольного образования отводится особое место. Этот предмет формирует у обучающихся технические и технологические знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); обеспечивающие усвоение технического материала, самоидентификацию. Изучение технических наук предоставляет школьникам широкие возможности социализации через освоение общественного, экономического и технологического опыта, накопленного многими поколениями людей. В учебных планах целесообразно больше внимания уделять техническим дисциплинам, как учебным дисциплинам, являющимся непосредственными факторами социализации.
Технология, как учебная дисциплина, составляет вертикаль, стержень технических курсов в основной и полной средней школе.
Однако в настоящее время обучающий, развивающий и воспитательный потенциал предмета «Технология» в основной школе, нацеленный на реализацию заложенных в нормативных документах требований к содержанию общего образования, используется не в полной мере и требует некоторых уточнений. Например, в содержании программы недостаточно раскрываются дидактические задачи, установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, которые могут быть использованы обучающимися в практической деятельности, а также собственными образовательными результатами и жизненными задачами. Следует отметить, что и формирование нравственнотрудовых качеств личности современных школьников, их ориентация на инженерно-техническую деятельность в сфере наукоемкого производства также оставляет желать лучшего.
К сожалению, реализуя требования ФГОС к результатам освоения ООП учебного предмета «Технология» в основной школе, которая должна обеспечить общеобразовательное понимание обучающимися роли техники и технологии в современном мире, знакомство с миром профессий и труда, овладение метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности, учителя технологии сталкиваются с различного рода объективными и субъективными трудностями.
Это приводит к определенным трудностям при выполнении межпредметных проектов, плохо влияет на дальнейшее развитие сформированных в начальной школе универсальных учебных действий обучающихся [10, с.114];
Бесспорно, что технологическое образование школьников в условиях модернизации образования должно выступать ключевым компонентом общего образования, должно стать неотъемлемой частью целостной современной
Следует отметить, что в определениях понятия «Технологии» речь идет о знаниях методов и техники (оборудования, сооружениях, производственных системах и инфраструктуре), квалификации работников и продукции. Поэтому в российской литературе «Технология» определяется как знания о преобразующей деятельности человека, включающие знания об оборудовании, материалах, последовательности действий, энергетическом и информационном обеспечении процесса производства, квалификации сотрудников для получения продукции, не обязательно обладающей высокими технико-экономическими параметрами [12, с.173].
Дидактическое преломление обозначенных выше понятий применительно к сфере общего образования должно пронизывать сквозные содержательные линии примерной основной образовательной программы ООО и более развернуто освещать современное понимание технологии, объединяя два аспекта: теоретический и прикладной (практический),
С учетом высказанных соображений, опирающихся на концептуальные подходы к обновлению обязательной части основной образовательной программы по предметной области «Технология» основного уровня образования, считаем, что необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить обновление требований к планируемым предметным результатам обучения ФГОС основного общего образования, которое должно быть направлено на уточнение конкретных предметных результатов обучения, сформулированных для каждого класса в равной мере применимых как в учебных, так и жизненных ситуациях. Освоение обязательного содержания учебного материала на уроках технологии должно проходить в контексте проектной, исследовательской и предметно-преобразующей деятельности обучающихся, более тесной интеграции наук гуманитарного и естественнонаучного цикла.
2. Включить в содержание примерной основной образовательной программы ООО по учебному предмету «Технология» самые важные результаты, ориентированные на конкретные объекты практической продуктивной (созидательной и преобразующей) деятельности, которые могут быть освоены и выполнены подавляющим большинством учащихся 5-8 классов на уроке с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей школьников и современных научно-технических достижений.
3. Следует обеспечить преемственность перехода обучающихся от начального общего образованию к основному общему образованию и далее к средней школе и профессиональному обучению.
4. Необходимо установить более тесные межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного цикла, которые изучают школьники в общеобразовательной школе на всех уровнях образования, так как именно они способствуют развитию творческой и проектной деятельности обучающихся в процессе решения прикладных практико-ориентированных, учебно- познавательных и учебно- исследовательских задач.
5. Целесообразно обеспечить использование компьютерных программ на уроках технологии как важного инструментального средства для поддержки любых видов конструкторской, технологической и проектной деятельности учащихся при обработке конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов, энергии и т.д. Поэтому информационные технологии на уроке «Технология» в основной школе должны изучаться в прикладном плане [13, с.114].
6. Важно предусмотреть в содержании программы ООО возможность использования учителем технологии в профессиональной деятельности специальных сред (оборудование, симуляторы, мастерские, онлайн и оффлайн программы) для проектирования, моделирования и конструирования, электронного обучения и дистанционных технологий для достижения необходимого уровня и качества технологического образования у обучающихся 5-8 классов в новых условиях.
7. Дополнить перечень технических средств обучения (приказ Минобрнауки РФ N2 336 от 30 марта 2016 г) для оснащения кабинета технологии современным оборудованием: интерактивными панелями, документ-камерой, модульным малогабаритным станочным оборудованием (в большинстве школ это оснащение отсутствует), прописать количество лабораторно - практического оборудования для мастерских по обработке текстильных материалов, пищевых продуктов, столярного и слесарного дела. Оснастить мастерскую электротехники, электроники и робототехники наборами образовательных конструкторов: механических, электротехнических и робототехнических.
В содержание программы по основной школе при формулировании результатов обучения необходимо заложить основы развития проектнотехнологического мышления, опирающихся на понятийный аппарат, углубление полученных в начальной школе технико-технологических знаний, совершенствование сформированных практических умений и приобретение новых, относящихся к более сложным технологиям созидательной деятельности людей. Следует также ознакомить школьников с методами прикладных исследований (постановкой задачи, сбором и обработкой информации, выдвижением и анализом путей решений, проведением эксперимента и анализом результатов и т.д.), научить выполнять практикоориентированные творческие проекты, расширить сведения по технике [16, c.l61].
Важное место в предметно-преобразующей деятельности обучающихся должно отводиться конструированию и моделированию материальных объектов, в том числе и из набора деталей образовательных конструкторов, а также начальному освоению современной техники и технологий [17, с.17].
В связи с вышесказанным, необходимо уточнить и дополнить в указанных блоках действующей примерной основной образовательной программы как содержание, так и примерный перечень практических и лабораторных работ, в процессе выполнения которых учащиеся должны решать практические (прикладные) учебные задачи, необходимые им в реальной жизни.
Таким образом, требования, заложенные действующими нормативными документами к структуре, содержанию и предметным результатам обучения обучающихся, необходимо уточнить и дополнить с учетом высказанных пожеланий.
Нельзя не отметить, что проблема оптимизации содержания примерной основной образовательной программы предметной области «Технология» естественным образом связана с вопросами разработки и внедрения учебнометодических комплексов, состоящих из учебников и рабочих тетрадей для обучающихся, учебно-методических пособий для учителя, электронных образовательных ресурсов.
Образовательный процесс на уроках технологии и других технических дисциплин в общеобразовательной школе выступает в качестве социальнонаправляемой деятельности; в рамках которой возможна целенаправленная организация процесса социализации.
Становится очевидным, что техническое образование, в частности, такие предметы как технология и робототехника, имеют широкие возможности, формировать личность школьника, готовить его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения.