Статья:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карасева М.Д., Гузев В.И. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 33(169). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/169/98742 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Карасева Марина Дмитриевна
магистрант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Гузев Виталий Иванович
магистрант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Изучению на уроках технологии в системе общешкольного образования отводится особое место. Этот предмет формирует у обучающихся технические и технологические знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); обеспечивающие усвоение технического материала, самоидентификацию. Изучение технических наук предоставляет школьникам широкие возможности социализации через освоение общественного, экономического и технологического опыта, накопленного многими поколениями людей. В учебных планах целесообразно больше внимания уделять техническим дисциплинам, как учебным дисциплинам, являющимся непосредственными факторами социализации.

Технология, как учебная дисциплина, составляет вертикаль, стержень технических курсов в основной и полной средней школе.

Однако в настоящее время обучающий, развивающий и воспитательный потенциал предмета «Технология» в основной школе, нацеленный на реализацию заложенных в нормативных документах требований к содержанию общего образования, используется не в полной мере и требует некоторых уточнений. Например, в содержании программы недостаточно раскрываются дидактические задачи, установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, которые могут быть использованы обучающимися в практической деятельности, а также собственными образовательными результатами и жизненными задачами. Следует отметить, что и формирование нравственно­трудовых качеств личности современных школьников, их ориентация на инженерно-техническую деятельность в сфере наукоемкого производства также оставляет желать лучшего.

К сожалению, реализуя требования ФГОС к результатам освоения ООП учебного предмета «Технология» в основной школе, которая должна обеспечить общеобразовательное понимание обучающимися роли техники и технологии в современном мире, знакомство с миром профессий и труда, овладение метапредметными результатами образования на примере предметно-практической деятельности, учителя технологии сталкиваются с различного рода объективными и субъективными трудностями.

Это приводит к определенным трудностям при выполнении межпредметных проектов, плохо влияет на дальнейшее развитие сформированных в начальной школе универсальных учебных действий обучающихся [10, с.114];

Бесспорно, что технологическое образование школьников в условиях модернизации образования должно выступать ключевым компонентом общего образования, должно стать неотъемлемой частью целостной современной

Следует отметить, что в определениях понятия «Технологии» речь идет о знаниях методов и техники (оборудования, сооружениях, производственных системах и инфраструктуре), квалификации работников и продукции. Поэтому в российской литературе «Технология» определяется как знания о преобразующей деятельности человека, включающие знания об оборудовании, материалах, последовательности действий, энергетическом и информационном обеспечении процесса производства, квалификации сотрудников для получения продукции, не обязательно обладающей высокими технико-экономическими параметрами [12, с.173].

Дидактическое преломление обозначенных выше понятий применительно к сфере общего образования должно пронизывать сквозные содержательные линии примерной основной образовательной программы ООО и более развернуто освещать современное понимание технологии, объединяя два аспекта: теоретический и прикладной (практический),

С учетом высказанных соображений, опирающихся на концептуальные подходы к обновлению обязательной части основной образовательной программы по предметной области «Технология» основного уровня образования, считаем, что необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить обновление требований к планируемым предметным результатам обучения ФГОС основного общего образования, которое должно быть направлено на уточнение конкретных предметных результатов обучения, сформулированных для каждого класса в равной мере применимых как в учебных, так и жизненных ситуациях. Освоение обязательного содержания учебного материала на уроках технологии должно проходить в контексте проектной, исследовательской и предметно-преобразующей деятельности обучающихся, более тесной интеграции наук гуманитарного и естественнонаучного цикла.

2. Включить в содержание примерной основной образовательной программы ООО по учебному предмету «Технология» самые важные результаты, ориентированные на конкретные объекты практической продуктивной (созидательной и преобразующей) деятельности, которые могут быть освоены и выполнены подавляющим большинством учащихся 5-8 классов на уроке с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей школьников и современных научно-технических достижений.

3. Следует обеспечить преемственность перехода обучающихся от начального общего образованию к основному общему образованию и далее к средней школе и профессиональному обучению.

4. Необходимо установить более тесные межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного цикла, которые изучают школьники в общеобразовательной школе на всех уровнях образования, так как именно они способствуют развитию творческой и проектной деятельности обучающихся в процессе решения прикладных практико-ориентированных, учебно- познавательных и учебно- исследовательских задач.

5. Целесообразно обеспечить использование компьютерных программ на уроках технологии как важного инструментального средства для поддержки любых видов конструкторской, технологической и проектной деятельности учащихся при обработке конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов, энергии и т.д. Поэтому информационные технологии на уроке «Технология» в основной школе должны изучаться в прикладном плане [13, с.114].

6. Важно предусмотреть в содержании программы ООО возможность использования учителем технологии в профессиональной деятельности специальных сред (оборудование, симуляторы, мастерские, онлайн и оффлайн программы) для проектирования, моделирования и конструирования, электронного обучения и дистанционных технологий для достижения необходимого уровня и качества технологического образования у обучающихся 5-8 классов в новых условиях.

7. Дополнить перечень технических средств обучения (приказ Минобрнауки РФ N2 336 от 30 марта 2016 г) для оснащения кабинета технологии современным оборудованием: интерактивными панелями, документ-камерой, модульным малогабаритным станочным оборудованием (в большинстве школ это оснащение отсутствует), прописать количество лабораторно - практического оборудования для мастерских по обработке текстильных материалов, пищевых продуктов, столярного и слесарного дела. Оснастить мастерскую электротехники, электроники и робототехники наборами образовательных конструкторов: механических, электротехнических и робототехнических.

В содержание программы по основной школе при формулировании результатов обучения необходимо заложить основы развития проектно­технологического мышления, опирающихся на понятийный аппарат, углубление полученных в начальной школе технико-технологических знаний, совершенствование сформированных практических умений и приобретение новых, относящихся к более сложным технологиям созидательной деятельности людей. Следует также ознакомить школьников с методами прикладных исследований (постановкой задачи, сбором и обработкой информации, выдвижением и анализом путей решений, проведением эксперимента и анализом результатов и т.д.), научить выполнять практико­ориентированные творческие проекты, расширить сведения по технике [16, c.l61].

Важное место в предметно-преобразующей деятельности обучающихся должно отводиться конструированию и моделированию материальных объектов, в том числе и из набора деталей образовательных конструкторов, а также начальному освоению современной техники и технологий [17, с.17].

В связи с вышесказанным, необходимо уточнить и дополнить в указанных блоках действующей примерной основной образовательной программы как содержание, так и примерный перечень практических и лабораторных работ, в процессе выполнения которых учащиеся должны решать практические (прикладные) учебные задачи, необходимые им в реальной жизни.

Таким образом, требования, заложенные действующими нормативными документами к структуре, содержанию и предметным результатам обучения обучающихся, необходимо уточнить и дополнить с учетом высказанных пожеланий.

Нельзя не отметить, что проблема оптимизации содержания примерной основной образовательной программы предметной области «Технология» естественным образом связана с вопросами разработки и внедрения учебно­методических комплексов, состоящих из учебников и рабочих тетрадей для обучающихся, учебно-методических пособий для учителя, электронных образовательных ресурсов.

Образовательный процесс на уроках технологии и других технических дисциплин в общеобразовательной школе выступает в качестве социально­направляемой деятельности; в рамках которой возможна целенаправленная организация процесса социализации.

Становится очевидным, что техническое образование, в частности, такие предметы как технология и робототехника, имеют широкие возможности, формировать личность школьника, готовить его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения.

 

Список литературы:
1. Шиганова М.В. Применение информационных технологий на уроках информатики // Аллея науки. 2018. Т. 2. N2 7 (23). с. 973-976.
2. Лыхина И.А. Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках в основной школе / / Наука и образование: новое время. 2018. N2 3 (26). с. 814-817. 
3. Казанцева О.А. Развитие творческих способностей на уроках технологии в условиях реализации ФГОС // Вестник научных конференций. 2018. N2 3-4 (31). с. 61-62.
4. Голдобина Т.В., Пальчикова Н.А. Развитие творческого потенциала учащихся на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии // Вестник научных конференций. 2018. NQ 3-3 (31). С. 17-19.