Статья:

К ВОПРОСУ О СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПОДДЕЛКАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Кульбакова М.Е. К ВОПРОСУ О СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПОДДЕЛКАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 33(169). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/169/98770 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПОДДЕЛКАХ

Кульбакова Маргарита Евгеньевна
студент, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, РФ, г. Москва

 

ON THE ISSUE OF OLD BELIEVER FAKES

 

Margarita Kulbakova

Student, the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture Ilya Glazunov, Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящее время реставраторы и коллекционеры очень часто сталкиваются с подделками произведений живописи, в частности иконописи.  До сих пор ведутся дискуссии о подлинности или подделках икон в коллекциях многих известных музеев.  На сегодняшний день очень важно изучить тему подделок произведений иконописи, а также проводить комплексную экспертизу памятников. Только такой подход в изучении поможет избежать неправильных выводов.

Abstract. Nowadays, restorers and collectors often faced with fakes of paintings, in particular icon painting. The authenticity or counterfeiting of icons about in the collections of many famous museums has been discussed. It is very important to study the topic of forgeries of works of icon painting, as well as to carry out a comprehensive examination of monuments. It is the only approach to the study, which will help to avoid wrong conclusions.

 

Ключевые слова: иконопись, старообрядческие подделки, реставрация.

Keywords: icon painting, Old Believer fakes, restoration.

 

Как известно, истоки подражания, а также подделывания древних икон, находятся в старообрядческой среде. Только к концу XIX века, когда за древнерусским искусством была признана историко-художественная ценность, фальсификация произведений иконописи получила более глубокое изучение. “Проблема выявления старообрядческих подделок чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Впервые с ней в массовом порядке столкнулись при реставрации «строгановских» икон в Русском музее в начале 1980-х гг. Исследователи обнаружили, в частности, что «первоначальная живопись некоторых икон, традиционно связанных со строгановской школой, утрачена в такой степени, что... произведение можно датировать только временем поновления»; выявились и стопроцентные подделки, где живопись XIX в. была исполнена по прорисям со «строгановских» икон XVII в. Стало очевидным, что в дореволюционных коллекциях имеется немало подделок, производство которых в старообрядческих центрах было поставлено на широкую ногу.”1

Подделки икон известных иконописцев стали появляться тогда, когда в иконе перестали видеть только предмет поклонения, и стали ценить умение и мастерство живописца. Известно, что интерес старообрядцев к древней иконе не привел к появлению подделок. Современная икона старой иконографии и стиля вполне могла заменить древнее произведение. Таким образом, только тогда, когда икона стала считаться произведением индивидуального высокого художественного творчества, а значит и выросла стоимость произведений знаменитых иконописцев, подделка и подражание стали экономически выгодными.

Обратимся к истории. 6 сентября 1913 года известный художник, реставратор И.Э. Грабарь посылает И.С. Остроухову вырезку из газеты «Раннее утро» со статьей под названием «Подделыватели церковной старины, в которой говорится, что ряд крупных фирм занимается исключительно торговлей поддельными древними иконами.

Интересен еще один факт: “историк и реставратор Владимир Тетерятников, обнаружив большое число поддельных или сомнительных икон в американском собрании Виктора Ханна, предположил, что в 30-е годы XX века советские власти организовали производство фальшивок с целью продажи их за границу, в чем принимали участие ведущие отечественные реставраторы. Споры по поводу публикации В. Тетерятникова продолжаются до настоящего времени.”2

О многих способах и методах создания подделок иконописи мы находим в литературе. Старая доска, потемневший лак и кракелюр - важные и главные показателями древности произведения. Для имитации «древности» мастера использовали очень разнообразные методы, например, выдерживали свежие доски в бульонном растворе. Также для создания “...«контрафакций» многие старинщики (так в прошлом называли поддельщиков икон...”3) брали старые доски, которые в то время было несложно достать.

Следующий один из важных признаком древней иконы является кракелюр, правильнее сказать сеть развитого, естественно образованного кракелюра. “Поэтому иконописцы-старинщики особое внимание уделяли наведению трещин в грунте и красочном слое фальшивки. При обследовании большого количества иконных «контрафакций» того времени было выявлено четыре различных типа искусственно полученного кракелюра: 1) грунтовой, 2) образованный в верхних слоях красочного слоя и лака, 3) нарисованный, 4) процарапанный острым металлическим инструментом.”4. В статье известного реставратора В. В. Баранова “Некоторые принципиальные отличия иконных имитаций XIX – начала XX в. и современных подделок” очень подробно описаны способы образования кракелюра. “Первый, описанный еще в публикациях XIX в., получали, используя кусок ткани, которая в дальнейшем играла роль паволоки. Ее предварительно растягивали, левкасили, выполняли художественную часть работы, затем мяли. После этого ткань с живописью, разбитой сеткой искусственного грунтового кракелюра, наклеивали на старую доску. Второй способ получения грунтового кракелюра – термический. Он основан на эффекте резкого температурного воздействия. Недавно изготовленную икону пере носили, например, в гораздо более холодное помещение. Резкий перепад температуры вызывал растрескивание еще не стабилизировавшегося левкаса. Кракелюр, полученный таким способом, был также довольно распространен при изготовлении фальшивок. Третий способ менее известный. В левкасную массу перед нанесением ее на доску добавляли различные смолы, квасцы и другие материалы (например, размельченную яичную скорлупу), которые изменяли обычный процесс высыхания грунта, вызывая чаще всего его резкую усадку. Это также приводило к образованию трещин.”5

Кроме этого, В.В. Баранов уделяет внимание рисованному кракелюра как одному из распространенному виду имитации трещин. Он отмечает, что кракелюры такого типа чаще встречается на иконах, которые уже были в реставрации. “На грунтовых чинках или участках, где авторская живопись была потерта, иконописцы-старинщики дописывали изображение в стиле оригинала и рисовали кистью тонкие линии кракелюра, так как другими способами его в этих случаях нельзя было получить. «Трещины» могли также предварительно процарапать, а рисовать по царапинам. Но встречаются и полностью заново созданные новоделы – имитации с «кистевым» кракелюром.”6

Поддельщики также старались воспроизвести следы бытования икон. А именно: имитировали заделанные выпадения грунта, потертости и мелкие утраты красочного слоя, ожоги и т. п. Такие приемы мелкий набрызг краской, а также короткие насечки, процарапанные острым инструментом, очень часто применяли мастера-поддельщики. Например, известный реставратор Г. О. Чириков на греческой иконе конца XVII века «Успение Богоматери» (ГИМ)7выполняя предпродажную реставрацию, дописал фигуры некоторых апостолов, стоящих по краям от одра с телом Богородицы. Таким образом, ему удалось создать иллюзию «древности посредством, а кракелюр Чириков нарисовал.

В завершении подделки покрывали темным покровным слоем, лаком. Мастера в большинстве случаев использовали олифу, но так как она довольно светлая и прозрачная, к ней добавляли темные пигменты, такие как уголь, коричневые охры. Растворенную старую олифу также использовали для покрытия подделок.  

Важно отметить тот факт, что старообрядцы часто «чинили» древние иконы с сильно пострадавшей деревянной основой, вырезая из них часть изображения или даже весь средник и перенося на новую доску. В настоящее время врезки распознать несложно, так как можно увидеть трещину между новым и старым лаком. Однако можно встретить имитации врезок как один из способов имитации древности. Кроме этого, поддельщик мог загрунтовать следы от “старых” гвоздевых отверстий.

С одной стороны, следует сказать, что подделки были рассчитаны на неграмотных, не разбирающихся в иконописи людей. Но, с другой стороны, слово «подделка», с точки зрения О. Ю. Тарасова8, в среде ценителей древней живописи не имела сегодняшнего негативного оттенка. “Как отметил этот исследователь, Н. М. Постников специально заказывал подделки «под строгановское», «новгородское», «греческое» письмо у лучших старинщиков Мстеры. Такие иконы, откровенно называемые на ярлыках «Подделок под новгородское письмо Нестера Климова, Москва, 1862 г.», были не подделками в смысле неподлинности, фальши, и даже не стилизациями. «Подделаться» значило максимально приблизиться к древнему образцу, проникнуться его духом настолько, что результат оказывался аутентичным подлиннику; икона московского иконописца XIX в. полностью идентифицировалась с произведениями его предшественников, живших на несколько столетий раньше. Вообще понятие аутентичности для старообрядцев XIX в. было существенно иным, чем для современных коллекционеров.

Несмотря на современные исследования, старообрядческие подделки «высокого уровня» отличить непросто. В настоящее время только комплексный подход в изучении и атрибуции памятников искусства является единственным верным методом для выявления подлинности или подделки произведений живописи.

 

Список литературы:
1. Я. Л. Бусева-Давыдова. Старообрядческие подделки в иконописи: проблема идентификации. Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006, с. 390-395. 
2. Там же
3. В. В. Баранов. Некоторые принципиальные отличия иконных имитаций XIX – начала XX в. и современных подделок.
4. Баранов В. В. «Старинная» иконопись Мстеры. Исторический аспект феномена, задачи и проблемы экспертизы. [Текст] / В. В. Баранов // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы III научной конференции. 25–27 ноября 1997 г. – М., 1998. – С. 16.
5. Там же
6. Там же
7. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века [Текст] / П. М. Лукьянов. – Т. IV. – М., 1955. – С. 159.
8. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела
в императорской России. М., 1995. С. 408 14.