ТОРЖОКСКИЕ ЗОЛОТОШВЕИ. ОТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ДО НАШИХ ДНЕЙ
Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение
CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТОРЖОКСКИЕ ЗОЛОТОШВЕИ. ОТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ДО НАШИХ ДНЕЙ
TORZHOK'S GOLD-SEAMSTRESSES. FROM THE ANCIENT SLAVS TO THE PRESENT DAY
Tatiana Titova
Student, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В статье кратко рассказывается история золотного шитья, о процессе подготовки рисунка к изготовлению вышивки и о том, как сейчас применяется золотошвейное искусство.
Abstract. The article summarizes the history of goldwork Embroidery, the process of preparing the pattern for embroidery, and how gold embroidery is used today.
Ключевые слова: золотное шитьё, золотошвеи, рубчик, клопчик, гусиные лапки, торжокское шитьё, лицевое шитьё, золотошвейные машины, художник-знаменщик, художник-травник, художник-словописец.
Keywords: gold embroidery, gold stitchers, rubchik, klopchik, goose feet, Torzhok embroidery, facial embroidery, gold embroidery machines, sign-painter, herbalist-painter, word-painter.
В золотом шитье существует несколько десятков швов (более 80). Эти виды швов сохранили свои первоначальные, старинные названия: рубчик, клопчик, гусиные лапки, ягодка. Каждая современная вышивальщица применяет эти швы в своей работе.
До 2010 года считалось, что золотое шитье появилось в России во время татаро-монгольского нашествия. Однако Новоторжская археологическая экспедиция, возглавляемая Натальей Сарафановой, окончательно опровергла этот миф. Во время археологических раскопок на территории нижнего городища Новоторжского кремля был обнаружен клад из 250 изделий из серебра, обернутых в ткань с золотым шитьем. Клад принадлежал семье из числа самых богатых представителей городской элиты и был спрятан во время осады Торжка войсками хана Батыя в 1238 году с надеждой на лучшее.
Золотая вышивка появилась задолго до распространения христианства, изначально использовалось чистое золото для нитей. Позднее мастера научились производить нити, содержащие лишь часть золота. Современные технологии позволяют создавать качественные золотые нити с содержанием золота от 2% до 5%. В настоящее время с помощью этих нитей создаются удивительно красивые узоры торжокской вышивки.
Мастерицы использовали и развивали опыт древнеславянских вышивальщиц. Чаще всего это было шитьё травами – вышивка цветов и листьев, а также звериный орнамент – изображения зверей и птиц. Считалось, что вышитые звери и птицы защищают от бед и неудач.
Церковное золотое шитьё – особый вид золотошвейного искусства. Обилие храмов и монастырей в Торжке поспособствовало распространению церковного шитья. За пределами города находилась мастерская Воскресенского девичьего монастыря. Монахини этого монастыря очень много вышивали на продажу и славились своим мастерством. Они вышивали иконы, скатерти плащаницы и другую утварь.
Лицевое шитьё – это коллективное шитьё в котором участвует несколько художников. Первый художник, который наносит основной рисунок называется знаменщиком. Второй художник, который наносит рисунок вокруг основного рисунка называется травником. А также существует художник-словописец, который, как следует из названия, наносит надпись под рисунком. После того как все эти трое художников оформили свою работу, они передают её вышивальщице.
В середине 20 века в Торжке появились золотошвейные машины. Но очень скоро пришло понимание, что машинная вышивка может только дополнять ручную работу мастериц. Как оказалось, что сложные узоры возможно вышить только вручную.
Традиционно золото символизирует воинскую славу и доблесть, поэтому в наши дни торжокские мастерицы вышивают золотом гербы, знамёна, ордена.
Сегодня Торжок, как и много веков назад, славится своими золотошвеями. С возрождением церквей и монастырей в нашей стране расцвело и золотошвейное искусство и теперь о мастерицах Торжка знает весь мир.