Гегемония Европейской хартии о местном самоуправлении над федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)
Гегемония Европейской хартии о местном самоуправлении над федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "
В Российской Федерации признается, а также гарантируется местное самоуправление.
Его правовой основной выступает, прежде всего:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- нормативно-правовые акты субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.
Наиболее значимым международным актом, с помощью которого осуществляется регулирование вопросов организации, а также деятельности местного самоуправления, выступает Европейская хартия местного самоуправления.
Наша страна после подписания данной Хартии и ратификации приняла на себя обязательства по соблюдению общепризнанных принципов местного самоуправления [3].
В процессе ратификации Хартии Российская Федерация не сделала никаких оговорок, то есть было принято обязательство, связанное с реализацией всех положений Хартии в полном объеме.
Каждая страна, присоединившаяся или желающая присоединиться к Европейской Хартии местного самоуправления, на основании п.1 ст.12 Европейской Хартии обязуется считать себя связанной требованиями, которые являются изложенными в двадцати пунктах из тридцати, (в частности, не менее десяти обязательных пунктов), которые присутствуют в части I Европейской Хартии [1].
В пункте 1 ст. 3 Европейской Хартии закреплено положение, что местное самоуправление представляет собой право, а также фактическую способность местных властей по осуществлению регулирования и управления значительной частью публичных дел, под свою ответственность, а также в интересах местного населения.
Пунктом 4 ст.4 Европейской Хартии установлено, что полномочия местных властей - всеобъемлющи и исключительны.
Они не должны быть ограничены другой центральной или региональной инстанцией.
Статьей 11 Европейской Хартии закреплено, что территориальным общностям должно быть предоставлено право обращаться, в случае необходимости, в суд для обеспечения свободного осуществления своих полномочий и уважения принципов местного самоуправления, закрепленных в Конституции или нормативно-правовых актах государства.
Хартией предусмотрено, что любой административный контроль за органами местного самоуправления может быть осуществлен только в порядке и в случаях, которые предусмотрены Конституцией или другими нормативно-правовыми актами [4].
Тем не менее, в отечественном законодательстве не содержится данного определения, а также механизма его исполнения.
Подобный контроль была попытка ввести в ряде субъектов Российской Федерации.
В качестве примера следует сказать о том, что законами о местном самоуправлении Ленинградской области, Республики Татарстан, Ивановской области, а также ряда других субъектов Российской Федерации предусматривали обязанность доводить до сведения органов государственной власти принятые ими нормативные правовые акты.
Кроме того, была предусмотрена возможность осуществления проверки законности данных актов [1].
Тем не менее, характерной особенностью является то, что в отличие, например, от Франции четкая процедура по реализации данного вопроса разработана не было.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существует ряд положений, выполнение которых является принципиальными с точки зрения Европейской Хартии местного самоуправления:
- местное самоуправление представляет собой одну из ключевых основ конституционного строя;
- право граждан на осуществление местного самоуправления в обязательном порядке гарантируется государством и закреплено на законодательном уровне;
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
- муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной из форм собственности [2].
На основании важности местного самоуправления, представленные выше положения должны быть, по возможности, представлены в Конституции государств, ратифицирующих данную Хартию.
Одно из требований Европейской Хартии заключается в праве на объединение в ассоциации, которое является закрепленным в ст. 10 «Право местных органов самоуправления на объединение» [5].
Пунктом 2 ст.10 Европейской Хартии установлено, что «право местных властей на членство в соответствующих союзах с целью защиты или реализации их совместных интересов, а также их право быть членами международных союзов местных властей, признается каждым государством».
Данное право связано, в первую очередь, с ассоциациями, которые представляют все местные органы власти того или иного рода на региональной или общенациональной основе.
Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что у них есть право непосредственно вступать в международные ассоциации.
Поскольку речь идет об оценке местного законодательства на предмет его соответствия Европейской Хартии местного самоуправления, то правильным, а также конструктивным подходом выступает выполнение подобного анализа экспертами Конгресса [3].
По мнению ряда экспертов, существование двухуровневой системы местного самоуправления в России так же, как и в Испании при осуществлении косвенных выборов, не препятствует развитию местной демократии, а также способствует межмуниципальному взаимодействию [3].
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что Испания осуществила соответствующую оговорку в процессе ратификации Хартии, в отличие от нашей страны.
В данной связи, можно сделать вывод о том, что представляется целесообразным на основании ст. 13 Европейской хартии местного самоуправления осуществить ограничение действия п. 2 ст. 3 Хартии.
Она может быть реализована в том объеме, в котором является предусмотренной в нем система прямых выборов.
Кроме того, ее реализация является обязательной во всех органах местного самоуправления, которые подпадают под действие рассматриваемой Хартии.