Статья:

Гегемония Европейской хартии о местном самоуправлении над федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мадоян М.Р. Гегемония Европейской хартии о местном самоуправлении над федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 17(17). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/17/26493 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гегемония Европейской хартии о местном самоуправлении над федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации "

Мадоян Милана Рубеновна
магистр, юридический институт, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

В Российской Федерации признается, а также гарантируется местное самоуправление.

Его правовой основной выступает, прежде всего:

-  Конституция РФ;

- Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

- нормативно-правовые акты субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

Наиболее значимым международным актом, с помощью которого осуществляется регулирование вопросов организации, а также деятельности местного самоуправления, выступает Европейская хартия местного самоуправления.

Наша страна после подписания данной Хартии и ратификации приняла на себя обязательства по соблюдению общепризнанных принципов местного самоуправления [3].

В процессе ратификации Хартии Российская Федерация не сделала никаких оговорок, то есть было принято обязательство, связанное с реализацией всех положений Хартии в полном объеме.

Каждая страна, присоединившаяся или желающая присоединиться к Европейской Хартии местного самоуправления, на основании п.1 ст.12 Европейской Хартии обязуется считать себя связанной требованиями, которые являются изложенными в двадцати пунктах из тридцати, (в частности, не менее десяти обязательных пунктов), которые присутствуют в части I Европейской Хартии [1].

В пункте 1 ст. 3 Европейской Хартии закреплено положение, что местное самоуправление представляет собой право, а также фактическую способность местных властей по осуществлению регулирования и управления значительной частью публичных дел, под свою ответственность, а также в интересах местного населения.

Пунктом 4 ст.4 Европейской Хартии установлено, что полномочия местных властей - всеобъемлющи и исключительны.

Они не должны быть ограничены  другой центральной или региональной инстанцией.

Статьей 11 Европейской Хартии закреплено, что территориальным общностям должно быть предоставлено право обращаться, в случае необходимости, в суд для обеспечения свободного осуществления своих полномочий и уважения принципов местного самоуправления, закрепленных в Конституции или нормативно-правовых актах государства.

Хартией предусмотрено, что любой административный контроль за органами местного самоуправления может быть осуществлен только в порядке и в случаях, которые предусмотрены Конституцией или другими нормативно-правовыми актами [4].

Тем не менее, в отечественном законодательстве не содержится данного определения, а также механизма его исполнения.

Подобный контроль была попытка ввести в ряде субъектов Российской Федерации.

В качестве примера следует сказать о том, что законами о местном самоуправлении Ленинградской области, Республики Татарстан, Ивановской области, а также ряда других субъектов Российской Федерации предусматривали обязанность доводить до сведения органов государственной власти принятые ими нормативные правовые акты.

Кроме того, была  предусмотрена возможность осуществления проверки законности данных актов [1].

Тем не менее, характерной особенностью является то, что в отличие, например, от Франции четкая процедура по реализации данного вопроса разработана не было.

 

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существует ряд положений, выполнение которых является принципиальными с точки зрения Европейской Хартии местного самоуправления:

- местное самоуправление представляет собой одну из ключевых основ конституционного строя;

- право граждан на осуществление местного самоуправления в обязательном порядке гарантируется государством и закреплено на законодательном уровне;

-  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

- муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной из форм собственности [2].

На основании важности местного самоуправления, представленные выше положения должны быть, по возможности, представлены в Конституции государств, ратифицирующих данную Хартию.

Одно из требований Европейской Хартии заключается в праве на объединение в  ассоциации, которое является закрепленным в ст. 10 «Право местных органов самоуправления на объединение» [5].

Пунктом 2 ст.10 Европейской Хартии установлено, что «право местных властей на членство в соответствующих союзах с целью защиты или реализации их совместных интересов, а также их право быть членами международных союзов местных властей, признается каждым государством».

Данное право связано, в первую очередь, с ассоциациями, которые представляют все местные органы власти того или иного рода на региональной или общенациональной основе.

Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что у них есть право непосредственно вступать в международные ассоциации.

Поскольку речь идет об оценке местного законодательства на предмет его соответствия Европейской Хартии местного самоуправления, то правильным, а также  конструктивным подходом выступает выполнение подобного анализа экспертами Конгресса [3].

По  мнению ряда экспертов, существование двухуровневой системы местного самоуправления в России так же, как и в Испании при осуществлении косвенных выборов, не препятствует развитию местной демократии, а также способствует межмуниципальному взаимодействию [3].

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что Испания осуществила соответствующую оговорку в процессе ратификации Хартии, в отличие от нашей страны.

В данной связи, можно сделать вывод о том, что представляется целесообразным на основании ст. 13 Европейской хартии местного самоуправления осуществить ограничение действия п. 2 ст. 3 Хартии.

Она может быть реализована в том объеме, в котором является предусмотренной в нем система прямых выборов.

Кроме того, ее реализация  является обязательной во всех органах местного самоуправления, которые подпадают под действие рассматриваемой Хартии.

 

Список литературы
1. Рассел Д. Местное самоуправление во Франции. - М.: издательство «АРС», 2014.
2. Треверз Н. Местное самоуправление в Европе: проблемы и перспективы дальнейшего развития. – М.: издательский дом «Юнити», 2014.
3. Яковлев С. В. Законодательство Евросоюза. – М.: издательство «АРС», 2016.
4. Chandler J. Public policymaking for local government. — London, 2011.
5. Dillon J. Commentaries on the law of municipal corporations.   — London, 2011.