ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Секция: Корпоративное право; энергетическое право
LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE CORPORATE GOVERNANCE SYSTEM
Milena Yuldasheva
Student of the Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Ключевые слова: искусственный интеллект; технологии; нейроинтеллект.
Keywords: artificial intelligence; technology; neurointelligence.
Тема искусственного интеллекта впервые стала обсуждаться в средствах массовой информации в 50 х годах XX века.
Но и по сей день данная тема является актуальной и обсуждаемой. К примеру, нельзя не согласиться с мнением многих практиков и теоретиков, непосредственно взаимодействующих с искусственным интеллектом, что в ближайшем будущем данный комплекс технологий будет оказывать влияние на деятельность хозяйствующих субъектов [2].
Российская Федерация – одна из ведущих держав в области разработки информационных технологий. В 2019 году был принят Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», который является планом, обеспечивающим «высокую степень влияния технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта» [1] .
В июне 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме был принят «Альманах по искусственному интеллекту». Альманах был подготовлен Центром компетенций НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ при поддержке «Сбербанка» и Аналитического центра при Правительстве РФ и в настоящее время выпускается на регулярной основе [4].
Безусловно, цивилизация не стоит на месте, в связи с этим в настоящее время протекают неоднозначные изменения: с одной стороны, продолжаются экономические войны, с другой стороны, быстро развиваются инновационные разработки в области искусственного интеллект [5].
В соответствии с этим встал вопрос о применении искусственного интеллекта в корпоративном управлении. Однако, применение таких технологий влечет за собой необходимость экономических расчетов, рисков и противоречивых последствий.
Искусственный интеллект - это технология, способная самостоятельно выполнять задачи, заменяя тем самым работников на профессионалов «машинного обучения».
Рассмотрим преимущества новых технологий. Во-первых, технологии искусственного интеллекта повысят прозрачность бизнес- проектов. Во-вторых, с помощью машинного интеллекта возможна генерация внутренней системы организации, документов, успехов компании, что ранее входило в перечень обязанностей директора компании.
Еще одним плюсом является выявление признаков, указывающих на проблемы, существующие в организации. Также снижается человеческий фактор: болезнь, отпуск, декретный отпуск, работа протекает независимо от внутренних и внешних обстоятельств.
Конечно, внедряя данные технологии компания одновременно сталкивается с проблемой:
- Для работы с машинным интеллектом необходимы специалисты, круг которых очень ограничен, в связи с чем компания может столкнуться с проблемами кадров;
- Работа с искусственным интеллектом предполагает работу с провайдером, а значит нельзя исключать «утечку» важной информации;
- Нейросеть – это большой объем данных.
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС») является одним из лидеров среди крупных российских корпораций в использовании искусственного интеллекта для решения производственных и управленческих задач. Помимо ПАО «МТС», в январе 2017 года «Сбербанк» решил заменить три тысячи сотрудников на одного робота-юриста, также совместно с МФТИ, «Сбербанк» разработал совместный проект» Нейроинтеллект iPavlov» по применению машинного интеллекта в колл-центре. Задача проекта— разработка алгоритмов для создания разговорного интеллекта, она позволит снизить нагрузку на сотрудников и повысит качество работы с клиентами [3].
В 2017 года компания «Яндекс» разработал для «Райффайзенбанка» модель, для прогнозирования спроса на наличные в банкоматах. Практически все сервисы «Яндекса», решающие задачи пользователей, используют технологии искусственного интеллекта.
Большинство представителей бизнеса знают о технологиях искусственного интеллекта, но почему же 43% не используют искусственный интеллект в работе компании? Среди причин отказа от использования технологии искусственного интеллекта представители бизнеса называют отсутствие потребности в данных технологиях, а также ненужность конкретно в их сфере деятельности. Каждый десятый заявил об отсутствии знаний о данных технологиях, и только 8% опрошенных отказываются от планов по внедрению искусственного интеллекта из-за необходимости крупных финансовых вложений [4, с.10].
Машинный интеллект открывает как новые возможности, так и новые угрозы, которые необходимо принимать во внимание при их внедрении и применении.
В связи с заявленной целью описать и оценить перспективы внедрения и применения технологий искусственного интеллекта в практику корпоративного управления, выявить их положительные эффекты, основной акцент был сделан на определении возможностей искусственного интеллект для повышения эффективности принятия управленческих решений и прежде всего, стратегических решений.
Важнейшими из таких эффектов являются многократное возрастание объемов информации, привлекаемой для выработки альтернатив решений, и существенное уменьшение ресурсозатрат; быстрый анализ больших массивов данных; разработка достоверных сценариев последствий принимаемых решений; возрастание качества решений (их беспристрастность, резкое снижение возможности отражения в них оппортунистических настроений, конфликтующих с корпоративными целями и ценностями) и ряд других.
Внедрение технологий искусственного интеллекта в систему корпоративного управления, будет сопровождаться значительным количеством проблем. С другой стороны, отказ от использования этих технологий неизбежно создаст угрозу для существования бизнеса корпораций, учитывая конкурентные преимущества, которые могут предоставить алгоритмы искусственного интеллекта.
Значительные изменения, связанные с возрастающим количеством информации, ускорением бизнес-процессов и обострением конкуренции между компаниями, ждут корпоративных директоров в ближайшем будущем.