Перспективы развития Евразийского экономического союза(ЕАЭС)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(17)
Перспективы развития Евразийского экономического союза(ЕАЭС)
На современном этапе развития мировой экономики страны мирового сообщества задействованы в процессах экономической интеграции, которые влекут за собой постоянные изменения в конкурентоспособности, размерах рынков, структуре прямых иностранных инвестиций, и главное – характере международных экономических отношений, что, безусловно, влечет за собой регулярное совершенствование, в том числе унификацию и совершенствование таможенного законодательства [1].
В данном процессе задействованы страны различного экономического и политического уровня развития, среди которых и Россия. С января 2015 года Российская Федерация является участницей крупнейшей экономической интеграции Евразии ЕАЭС.
ЕАЭС (Евразийский экономический союз) был сформирован как международное экономическое объединение, включающее пять стран: Россию, Казахстан, Беларуси, Армению и Киргизию.
Главной целью создания ЕАЭС является обновление национальных экономик всех стран-партнеров и повышение конкурентной способности на новом уровне. Евразийская интеграция в таможенной сфере означает торговлю без пошлин и таможенных границ для того, чтобы помочь партнерам нарастить товарооборот, снизить цены на товары и продукты, импортируемые из стран-участниц объединения, в том числе за счет создания равных конкурентных условий для производителей [2].
Стоит заметить, что ключевой принцип работы ЕАЭС – это создание благоприятных экономических и торговых условий для внешнеэкономической деятельности стран, присоединившихся к данному союзу.
Таким образом, ключевой вопрос анализа деятельности ЕАЭС является ее особенности таможенного регулирования, как между странами-участницами, так и между странами-участницами и другими государствами. Ответы на основные вопросы об особенностях таможенного регулирования в ЕАЭС лежат в таких документах, как единый таможенный тариф (ЕТТ) и Таможенный кодекс (ТК).
При этом, перспективы развития и основные ее направления ЕАЭС включают не только усовершенствование таможенного регулирования, но и совместный процесс стимулирования интеграционных процессов в финансовом секторе, в разработке инновационных технологий и производства промышленной продукции.
В рамках создания интеграции между странами-участницами ЕАЭС были сформированы следующие задачи [3]:
- создание условий свободного перемещения товаров, капитала, ресурсов и рабочей силы между странами ЕАЭС;
- согласование между собою валютной, таможенной и финансовой политики;
- формирование общего механизма регулирования рынка, модернизация ведущих отраслей экономики и повышение уровня конкурентоспособности.
Но, несмотря на наличие таких перспективных задач в развитии ЕАЭС, существуют различные проблемы и факторы, которые тормозят их реализацию. В первую очередь, стоит вести речь о влиянии внешней мировой политической среды, которая приводит к дезинтеграции и деглобализации отдельных регионов и стран.
Сюда относятся как политический и социальный конфликт вокруг Украины, так и новый вектор внешней политики США и стран Евросоюза. Более того, сложности при интеграции с восточноевропейскими государствами добавляет факт наличия разногласий в Еврокомиссии и процесс выхода Великобритании из ЕС (Brexit).
Кроме того, на сегодняшний день начался четвертая техническая революция, которая приводит и к смене внешнего торгового баланса таких стран, как Россия, Беларусь и Казахстан. Происходят изменения в энергетической корзине потребителей, а отставание стран-участниц ЕАЭС по показателю инновационного развития приводит лишь к ослаблению конкурентных позиций на мировом рынке.
Так, согласно рейтингу вовлеченности стран в международную торговлю, Казахстан занимает 94 позицию, а Россия – 105 позицию. Согласно рейтингу развития стран мира по инновациям, Россия занимает 45 позицию, Казахстан – 78 позицию, а Беларусь – 88 позицию [4].
С помощью интеграционного процесса в рамках ЕАЭС, страны-участницы получают следующие преимущества, среди которых достигается «эффект масштаба»; решается проблема импортозамещения; создаются новые источники экономического роста; создаются и развиваются интеграционные процессы между корпоративными секторами, а также ликвидируется проблема дефицита финансовых, рабочих и природных ресурсов.
В настоящее время стоит выделить следующие основные направления, согласно которым идет развитие Евразийского экономического союза:
- создание условий для развития бизнеса, банковского сектора и финансовых рынков;
- создание условий для развития инноваций;
- создание условия для развития рыночной инфраструктуры, включая транспортный комплекс стран-участниц;
- региональное и международное развитие и сотрудничество, включая с другими странами, регионами и международными альянсами.
Таким образом, основные направления развития ЕАЭС предполагают положительные изменения, которые повлияют на уровень социально-экономического развития каждой страны-участницы. Единственная проблема – это отставание других стран, как Армении и Киргизии от мировых стандартов развития конкурентоспособности национальных рынков, но для ее решения необходимо поддержка и помощь со стороны России, которая на самом деле является лидером данной организации.
Не малую роль в реализации такой задачи будет играть усовершенствование условий таможенного регулирования, которое является одним из ключевых преимуществ для стран-участниц Евразийского экономического союза. Необходимо также отметить, что в условиях экономического кризиса и санкций, применяемых в отношении России в настоящее время, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование играют важнейшую роль в торгово-политическом механизме страны, защищая и поддерживая стабильность национальной экономики, как государства, так и всего союза.