АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ КРАЖ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ КРАЖ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные свойства и признаки краж с их смежными составами преступлений. Необходимо четко понимать, в чем отличие одного состава преступления от других смежных составов.
Ключевые слова: кража, грабеж, разбой, самоуправство, присвоение, растрата, УК РФ.
Смежными преступлениями считаются преступления, имеющие некоторые общие признаки или свойства. Определяя признаки и свойства того или иного действия и отвергая те, которые ему не присущи, постоянно углубляя анализ и правовые нормы, а также фактические обстоятельства действия, мы приходим к ряду признаков и свойств, характеризующих и отличающих это преступление от других.
На практике возникает много вопросов при отграничении краж от смежных составов. В деятельности правоохранительных органов по борьбе с кражей возникает много ошибок, которые связаны с отличием кражи от связанных с ней преступлений. Необходимо отличать кражу от ряда других преступлений, которые не являются кражей, но, тем не менее, часто путают с кражей.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 29 от 27 декабря 2002 гласит: «В каждом из этих дел суды должны рассмотреть имеющиеся доказательства для правильной юридической квалификации действий тех, кто признал себя виновным в совершении преступления. Совершение этих преступлений с целью предотвращения ошибок, связанных с неправильным толкованием понятий тайного и открытого хищения чужого имущества, а также при оценке обстоятельств, предусмотренных в качестве признака отягчающего преступления»[2].
На сегодняшний день существуют ошибки, связанные с отличием тайной кражи имущества от открытого, присвоения или растраты, самоуправства и других составов.
Во-первых, кражу следует отличать от статьи 161 УК РФ[1] - разбоя. Согласно российскому уголовному законодательству, грабеж - это открытое хищение чужого имущества. Совершается в присутствии владельца имущества или на глазах у посторонних лиц. Лицо, совершающее ограбление, осознает и понимает, что присутствующие осознают незаконность своих действий.
Кража - это тайное хищение чужого имущества. Совершено лицом, в отсутствие владельца похищенного имущества или других лиц. Это означает, что во время кражи нет других лиц, кроме лица, совершившего кражу[3].
При принятии решения о дифференциации кражи необходимо определить субъективное отношение, как очевидцев, так и самого похитителя. Сам факт присутствия на месте преступления посторонних лиц не делает похищение открытым, если эти лица не признают и не воспринимают то, что виновник совершил как преступление.
Чтобы различать эти виды преступлений, необходимо сначала проанализировать объективные признаки кражи и определить, как преступление было совершено: тайно или открыто?
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 29 от 27 декабря 2002 говорится следующее: «если лицо, присутствующее при незаконном захвате чужого имущества, ничего не знает о незаконности этих действий или является близким родственником преступника, который, следовательно, считает, что не будет возражать указанному лицу, действие должен быть классифицирован как кража чужого имущества. Если перечисленные лица приняли меры для предотвращения кражи чужого имущества (например, требовали прекратить эти противоправные действия), ответственность виновного лежит в соответствии со статьей 161 Уголовного кодекса Российской Федерации[1].
Если во время кражи действия преступника были обнаружены владельцем имущества или другими лицами, но преступник, зная об этом, продолжает совершать незаконный захват имущества или его хранение, преступление квалифицируется как грабеж, а если с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или под угрозой такого насилия, то, как грабеж»[2].
При проведении различия между разбоем и кражей необходимо учитывать, что во время разбоя совершение насилия в отношении жертвы направлено на кражу. В связи с этим необходимо определить и проанализировать факторы, при которых применялось насилие.
Кража отличается от разбоя моментом окончания рассматриваемого преступления. Таким образом, с момента совершения нападения, в ходе которого похищено чужое имущество, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или под угрозой такого насилия, а также кражи и грабежи признается совершенным преступлением - с момента конфискации имущества, и преступник имеет реальную возможность распоряжаться им по своему усмотрению.
Кражу также следует отличать от статьи 160 УК РФ[1] хищение и растрату. Мы предполагаем, что преступник использует имеющиеся у него полномочия в отношении имущества, которое он крадет. Присвоение или растрата имущества, вверенного виновному лицу, должно быть классифицировано как незаконное превращение в собственную собственность или собственность другого лица, за которое это лицо отвечает в силу служебных обязанностей или договорных отношений[4].
Присвоение либо растрата путем кражи характеризуется тем, что преступник использует имеющиеся у него полномочия в отношении государственной или общественной собственности, украденной у него. Так присвоение или растрата вверенной или управляемой государственной или общественной собственности, незаконное безвозмездное преобразование имущества в собственную собственность или собственность другого лица, находящегося в законной собственности виновного лица, которое в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального распоряжения государства или общественной организации осуществило полномочия на это имущество путем заказа, управления, доставки или хранения должны быть квалифицированными по статье 160 УК РФ [1]. Кража же государственной или общественной собственности, совершенная лицом, не обладающим вышеуказанными полномочиями, но имеющим к ней доступ в связи с назначенной работой или выполнением служебных обязанностей, подлежит классификации как кража.
Также следует разграничивать кражу и самоуправство (ст. 330 УК РФ) [1].
Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 гласит: « составом кражи не будет являться … незаконные действия, направленных на конфискацию чужого имущества без корыстных целей, например, с целью временного использования с последующим возвратом владельцу или в связи с предполагаемым правом на это имущество. В зависимости от обстоятельств дела такие действия подлежат квалификации в соответствии со статьей 330 УК РФ либо другими статьями УК РФ, если на то есть основания» [2].
Поэтому для правильного применения уголовного законодательства об ответственности за кражу в деятельности правоохранительных органов необходимо четко понимать, чем этот состав отличается от других смежных составов. Справедливость уголовного наказания и объем обвинения зависят от правильности квалификации преступления.
Все вышеперечисленные составы связаны с кражей. Однако они различаются по многим параметрам: по непосредственным объектам, способу действий, последствиям, субъекту, но цели, мотиву.