ПРИМЕНЕНИЕ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
ПРИМЕНЕНИЕ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛ
Актуальность темы заключается в том, что противопожарное нормирование и проблемы, возникающие в этой области, в последние годы стали особой темой для публичных обсуждений и споров. Законодательство подвергается жесткой критике, хоть и в нее регулярно вносятся изменения и корректировки в соответствии с развитием сферы безопасности.
Вместе с там, проблемы обеспечения пожарной безопасности при проектировании зданий общеобразовательных учреждений, в том числе и зданий школ, существовали и существуют в настоящие дни. Современные здания школ представляют собой довольно сложный «механизм»: от того, как будет функционировать это здание в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе и при пожаре, зависят базовые и основные процессы жизнедеятельности человека.
Можно выделить следующие основные задачи:
- простота, лаконичность и комфорт при эксплуатации здания;
- соблюдение выполнения всех требований и норм в области обеспечения безопасности;
- выполнение определенных уровней экономических показателей, эффективности капитальных денежных вложений.
Обеспечение пожарной безопасности содержит в себе комплекс мер, таких, как предотвращение пожара и меры противопожарной защиты. Система предотвращения пожара это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.
Тем не менее, указанная выше система предусматривает и включает в себя два основных способа предотвращения пожара: исключение возникновения горючей среды, а также исключение возникновения источника зажигания в горючей среде. Оба способа описаны в Гл.13 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г.. Если более подробно рассмотреть первый способ, то можно прийти к вполне обоснованному выводу, что исключить или даже ограничить количество пожарной нагрузки не является возможным из-за экономических причин. Снизить концентрацию окислителя также невозможно, поскольку это приведет к негативным последствиям для организма человека, в том числе и гибель человека. Для реализации второго способа применяются различные устройства (например, устройства защитного отключения (УЗО)) и преграды для исключения распространения пламени из одного объема в другой смежный с ним.
Система противопожарной защиты это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия на объект защиты.
Наиболее широко применяемыми элементами противопожарной защиты является объемно-планировочные решения. Их основная функция – обеспечение нераспространения пожара в пределах очага пожара. В случае пожара в условиях современных проектов школ продуманная организация внутреннего объема является залогом обеспечения безопасности и сохранения жизней. Однако при этом не стоит упускать важный момент при обеспечении безопасности: необходимо учитывать динамику распространения опасных факторов пожара и перемещение, скорость движение людских потоков при эвакуации.
Эвакуационные пути должны обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий, через эвакуационные выходы.
Важно обозначить аспекты, согласно которым выход может считаться эвакуационным. По организации к эвакуационным выходам предъявляются следующим требования:
– из помещений первого этажа непосредственно наружу или через коридор, через вестибюль, через коридор, через лестничную клетку, через коридор и лестничную клетку;
– из помещений любого этажа (кроме первого) непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу, в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу;
– в соседнее помещение на том же этаже, если в нем есть вышеуказанные выходы, а само помещение не является складским или производственным с технологическими процессами.
Полный перечень требований к эвакуационным путям и выходам в общеобразовательных учреждениях указан в СП 1.13130.2020.
Выходы не могут быть эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты.
Таким образом, обеспечение пожарной безопасности здания школ содержит в себе множество особенностей и нюансов. Однако, одним из самых важных и базовым требованием является соблюдение мер по объемно-планировочным и конструктивным решениям, т.к. от этого зависят жизни людей.