Статья:

ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шестакова М.О. ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99610 (дата обращения: 17.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА

Шестакова Мария Олеговна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Васильев Пётр Петрович
научный руководитель, д-р экон. наук, доцент, РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

TECHNOLOGIES AND TOOLS OF STATE REGULATION OF THE LABOR MARKET IN THE CONDITIONS OF COVID-19

 

Maria Shestakova

Student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

Peter Vasiliev

Scientific director, Dr. econ. sciences, Assistant professor, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В связи с активным распространением пандемии коронавирусной инфекции, на рынке труда произошли существенные изменения, которые негативным образом повлияли на занятость граждан. В условиях постоянного роста кризисной ситуации, которая происходит на основе закрытия предприятий, государству необходимо вырабатывать полноценный перечень комплексных мер и действий, способствующих сохранению достаточного уровня занятости и недопущения роста безработицы. Авторы представленной статьи детально анализируют механизмы государственной поддержки граждан, которые работают на российском рынке труда в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Abstract. Due to the active spread of the coronavirus pandemic, significant changes have taken place in the labor market, which negatively affected the employment of citizens. In the conditions of the constant growth of the crisis situation, which occurs on the basis of the closure of enterprises, the state needs to develop a full list of comprehensive measures and actions that contribute to maintaining a sufficient level of employment and preventing the growth of unemployment. The authors of the presented article analyze in detail the mechanisms of state support for citizens who work in the Russian labor market under the conditions of the coronavirus pandemic.

 

Ключевые слова: поддержка, пандемия, рынок труда, инструменты, технологии, регулирование.

Keywords: support, pandemic, labor market, tools, technologies, regulation.

 

Пандемия коронавирусной инфекции, и вызванные её ограничительные меры профилактического характера оказали негативное влияние на мировую экономическую систему. По данным различных экспертов, уровень падения мировой экономики за период с 2020 по 2021 год составил как минимум 3% по сравнению с 2019 годом. Отмечается достаточно резкое уменьшение фактов частного потребления, и происходит ухудшение производственного процесса, уровня занятости и инвестиционной деятельности. В связи с быстрым распространением коронавируной инфекции, по всему миру массово стали закрываться предприятия, и большинство крупнейших производственных площадок временно приостановили свою профессиональную деятельность.

Существенные потрясения повлияли на систему внутреннего спроса и предложения в большинстве стран мира, и ухудшилось состояние торговых и финансовых связей. Кроме этого, экономическая активность упала во многих отраслях приблизительно на 10% за 2020 год. Так как уменьшилась деловая активность и были внедрены значительные ограничительные мероприятия, бизнес вошёл в состояние рецессии и несёт огромное количество убытков, что неминуемо приводит к росту безработицы. Большинство отраслей экономики во всём мире столкнулись с этой проблемой, и основной урон был нанесён субъектам малого и среднего бизнеса. По подсчётам некоторых экономистов, общая потеря предприятий малого и среднего бизнеса составила более 1 триллиона долларов США. [1, с.64]

Ситуация на рынке труда также осложняется в связи с тем, что до сих пор вирус не побеждён, и это вызывает огромное количество элементов неопределённости по дальнейшему формированию сценария существования общественно-экономических и политических процессов. Международная организация труда предполагает, что к концу пандемии весь мир может потерять до 25 млн. рабочих мест. Размер потерянных трудовых доходов в этом случае будет приближаться к одному триллиону долларов.

Российская Федерация также пострадала существенно от пандемии коронавирусной инфекции, и это оказало своё негативное воздействие на рынок труда. Но, государственная власть старается оказывать максимально комплексную поддержку представителям бизнеса в различных отраслях, так как они столкнулись с огромным количеством объективных трудностей и проблем. В прошлом году стоимость мероприятий по поддержки представителей бизнеса составила более чем в 2,1 триллиона рублей. Самый крупный антикризисный пакет мер, связанных с поддержкой бизнеса в условиях пандемии коронавирусной инфекции, экспертами оценивается приблизительно в 800 млрд. рублей. Основными направлениями для поддержки участников рынка труда выступили следующие мероприятия: поддержка стабильного уровня доходов различных групп населения России; обеспечение общей поддержки занятости; смягчение и внедрение различных налоговых послаблений для предприятий.

Все основные направления по обеспечению государственной поддержки занятости в условиях пандемии коронавирусной инфекции на уровне российской экономики осуществлялись по отношению к нескольким группам хозяйствующих субъектов. Необходимо их рассмотреть в рамках данной статьи.

Самый крупный пакет мер поддержки был предоставлен государством в отношении малых и средних предприятий в Российской Федерации. Основными мерами поддержки предприятий выступили следующие действия:

предоставление субсидий для представителей малого и среднего бизнеса в размере 1 минимального размера оплаты труда на каждого сотрудника. Нужно было только сохранить 90% рабочих мест для получения представленной субсидии.

Организация отсрочки или полное освобождение на определённый период времени от арендных платежей в связи с арендой федерального имущества или имущественного комплекса муниципальных образований. Более 40000 соглашений по отсрочке платежей были заключены только за 2020 год. [2, с.18]

Предоставление отсрочек по различным кредитным платежам. Представители малого и среднего бизнеса получили возможность на полгода получить отсрочку по кредитным договорам, тем самым сохраняя заработную плату для своих сотрудников.

Дополнительные отсрочки были внедрены Федеральной налоговой службой России по уплате налогов. В частности, это коснулось налога на прибыль организаций, подоходного налога и ряда других налогов.

Уменьшение страховых взносов на уплату за каждого сотрудника. Конечная ставка страхового взноса была уменьшена в два раза.

Организация льготного кредитования. Данная программа была использована для предоставления льготных кредитов представителям малого и среднего бизнеса под процентную ставку, равную 8,5%.

В отношении предприятий, которые находились в наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции отраслях, были использованы аналогичные меры поддержки в условиях нестабильной рыночной ситуации. Эти меры оказали воздействие на состояние рынка труда и сотрудников, которые там работали.

Системообразующие предприятия также получили свою определённую поддержку со стороны государства в рамках сохранения эффективного набора трудовых отношений между работодателем и наёмными работниками. Среди мер поддержки системообразующих предприятий выделяются следующие:

  1. Организация льготного кредитования. Кредиты будут обеспечены государственными гарантиями в размере, который составляет до 50%.
  2. Отсрочка по уплате налогов или других обязательных платежей.
  3. Общее продление сроков представления налоговой отчётности.

Определяя основной вклад органов власти в поддержку занятости и развитие рынка труда в условиях пандемии коронавирусной инфекции следует отметить, что правительство создало временные рабочие места. Для этого регионам из резервного фонда было выделено более 4 млрд рублей. Представленные временные рабочие места были созданы в рамках строительства, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и социальных служб. Кроме этого, с помощью дополнительных рабочих мест, созданных на временной основе, есть возможность поддерживать деятельность предприятий, так как в некоторых из них работников перевели на неполную занятость.

Комплексная финансовая поддержка в системе представленных отношений важна для того, чтобы частично возместить все расходы по оплате трудовой деятельности в течении 90 дней. Её смогут получать все люди, которые устроились на временную работу от службы занятости, а также те предприятия, кто создали подобную деятельность в рамках приостановления основного производственного процесса. Всем безработным также продолжили выплачивать пособие, и в 2020 году меры привели к организации временного трудоустройства практически 100000 человек.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации организовало процедуру профессионального обучения сотрудников, которые перешли на дистанционный формат своей деятельности. На то время, когда сотрудники обучаются, они будут получать стипендиальные выплаты. В этом случае следует понимать, что этот процесс обучения может быть представлен в качестве дополнительного образования, а также в виде стажировки в рамках того предприятия, где человек работает.

Следует отметить, что одним из положительных моментов внедрения ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, выступил перевод многих работников на удалёнку. Этот момент показал, что работники организации в определённых сферах имеют реальную возможность работать дома, и представленная процедура для них более удобное, а работодатель несёт меньшее количество накладных расходов, связанных с содержанием рабочих мест. В условиях кризисного положения и пандемии этот момент является наиболее удачным. [3, с.14]

Государство также нужно уделять пристальное внимание и обеспечивать поддержку в отношении молодых людей, выпускников высших и средних учебных заведений. Предполагается, что уже в 2021 году на рынок труда выйдет более чем 1,5 млн. различных выпускников, которые желают трудоустроиться и работать в организациях. Однако, им достаточно непросто устроиться на работу, так как работодатели стараются отбирать только тех, у кого уже имеется опыт и набор профессиональных навыков. Конкуренция на трудовом рынке сегодня усиливается, что приводит к уменьшению шансов молодым людям трудоустроиться по своей профессии.

Подводя общие итоги следует сделать вывод о том, что применяемый спектр мероприятий по поддержке занятости в Российской Федерации устанавливается согласно располагаемому объёму бюджета, а также исходя из доступности всех институциональных рычагов и на базе оценивания принятия целесообразных решений в условиях конкретного положения дел. Основываясь на практике, можно сказать о том, что общая эффективность государственных мер поддержки рынка труда в условиях коронавируса определяется согласно их доступности для любого гражданина, и в соответствии с прозрачностью проводимых процедур. По мере сложившейся ситуации мероприятия и технологии поддержки претерпевали различные изменения. Важно на наш взгляд постоянно уточнять критерии обеспечения поддержки и упрощать механизмы предоставления помощи наиболее значимым слоям населения, которые нуждаются в ней.

 

Список литературы: 
1. Бондаренко Н. Е. Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование //Инновации и инвестиции. – 2020. – №. 7. –С.63-69.
2. Науменко А. И., Шаповалова А. В. Влияние коронакризиса и цифровизации экономики на рынок труда //Сибирская финансовая школа. – 2020. – №. 3. – С. 8-22.
3. Пичугин В. Г. Нормативное регулирование рынка труда в условиях пандемии коронавируса //Проблемы теории и практики управления. – 2021. – №. 7. – С. 6-18.